Урок русской литературы, 6 класс. Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.
Оценка 4.6

Урок русской литературы, 6 класс. Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
23.12.2021
Урок русской литературы, 6 класс. Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.
Именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Об этом пишет в своём рассказе В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой"
УРОК КулиничИ.Г.23.12. 2021.docx

 

 

Комитет по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Заринска Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока

 

по теме «Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои»                                                                                                                                  

для учащихся 6 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель русского языка и литературы

 первой категории Кулинич Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

Урок русской литературы, 6 класс                 

 

Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

Цель: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

Оборудование: портрет В. П. Астафьева, презентация, песня «Родительский дом», рисунки к рассказу, словари литературных терминов, карточки для групповой работы

Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность

Эпиграф

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я всё не могу забыть бабушкиного пряника –

того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Вступительная часть

Звучит первый куплет песни «Родительский дом». После прослушивания:

Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.

(слайд)-«Все мы родом из детства…»

- Как вы их понимаете?

-Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека.

-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»

3. Введение в тему

(слайд)-Ребята, сегодня мы с вами поразмышляем над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.

Давайте вспомним немного об авторе. (Сообщение Сидельниковой К.)

Обращение к эпиграфу (слайд) 

Сколько лет прошло!

Сколько событий минуло!

А я всё не могу забыть

бабушкиного пряника –

того дивного коня с розовой гривой.

В. Астафьев.

- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?

-Наверное каждый из нас запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.

(слайд) –Итак, тема урока «Жизненные уроки героя» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

-Какие цели урока мы должны будем с вами поставить перед собой?

-Конечно, ребята, сегодня мы с вами должны будем разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности героя и через анализ поступков главного героя воспитывать в самих себе порядочных и добрых людей.

- А как вы понимаете слово «доброта»?

(слайд) - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

-Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. Перед вами словарь литературных терминов. Найдите в нем, что такое рассказ. (Рассказ - небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свой­ственны кратковременность изображаемых событий, ма­лое число действующих лиц.

Признаки рассказа:

·         повествовательность;

·         небольшой объем;

·         небольшое число героев;

·         описание одного эпизода.

4. Анализ рассказа

- Кто главные герои рассказа?

- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Сюжет - это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении)

-Восстановим основные сюжетные моменты рассказа. (слайд по щелчку каждый момент)

·         Обещание бабушки купить пряник;

·         Сбор ягод;

·         Наставления Саньки;

·         Переживания;

·         «Отчёт и расчёт».

-Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означает завязка? (Завязка - это событие, которое является началом действия.)

- Какое же событие можно считать завязкой?

-Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.

- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Сценка: Бабушка – Кулагина Ю. Витя - Бабарахимов Н.)

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

- Почему пряничный конь был таким желанным подарком, найдите в тексте?

Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

-Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка?

- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?

(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

- Что мы знаем о семье дяди Левонтия? Чем эта семья отличается от семьи Витьки? Почему, ребята, герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? (найдите в тексте)

(В доме бабушки не было других детей, а у соседей “были одни ребятишки и больше ничего”.Там было весело, там пели по праздникам. По словам мальчика, “дядя Левонтий любил море, а я любил его”. Там его жалели, угощали, потому что, по словам дяди Левонтия, он “был сирота, а вы всёшки при родителях”.)

-Итак, мальчик отправился в лес? Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.

-Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

-Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: (слайд) искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.

Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по порядку.

(слайд) 5. Работа в группах

Рабочие материалы

1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”

5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.

-Вот мы и ответили на вопрос, почему плану Витьки не суждено было сбыться.

6. Продолжение работы с рассказом

- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Найдите в тексте)

«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…

по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку - батуна, наелись до зелёной слюны…

-Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?

- Почему Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

- После чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить. (Сценка. Санька, Витя – играют ученики)

Саша: Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

Витя: Зато мне бабушка пряник конём купит!

Саша: Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!

Витя: Я?

Саша: Ты!

Витя: Я?

Саша: Ты, ты!

Витя: Жадный?

Саша: Жадный!

Витя: А хочешь, все ягоды съем?

Саша: Слабо!

Витя: Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды). Я ещё у бабушки калач украду!

Саша: Давай!

- Только одного калача мало!

- Шанег прихвати!

- А лучше ещё и пирог!

- Лишнее не будет!

Витя: Ладно!

-Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим

День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

- Как автор рисует душевные переживания героя?

«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

- Почему он не хочет сказать бабушке правду?

Итак, Витя обманул бабушку, а первый его обман рождает другие.

- Можно ли это считать кульминацией рассказа?

- Что такое кульминация? (Найдите в словаре литературных терминов. Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения.)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

- Какой же можно сделать вывод?

(Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.)

- Что Витя чувствует после всех событий? (найдите в тексте)

«Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

-А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов. Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.)

(слайд) «День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

-И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

-Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.

- Как же наказала его бабушка? «И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».

- Почему бабушка так поступила?

- Что она – неграмотный простой человек поняла?

- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

- Как вы считаете, что такое мудрость?

- А как это слово объясняется в толковом словаре? (слайд) (Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?

- Можно ли это событие считать развязкой?

7. Итог урока

- Что такое развязка? (Словарь литературных терминов. Развязка- исход событий, решение противоречий сюжета.)

-На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет (слайд):

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

-Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка» (слайд):

1. Существительное.

2. Прилагательных два.

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

Домашнее задание: Ответить на вопросы к рассказу, проблематика произведения и речь героев (сообщение).

Сообщение (опережение). Повествование в произведении ведется от первого лица. С помощью разговорной речи воспроизводит уникальный сибирский диалект Астафьев. В рассказе "Конь с розовой гривой", главные герои которого отличаются самобытной речью, полной диалектизмов, богат также и образными описаниями природы: повадки животных и птиц, шорохи и звуки леса, речные пейзажи. 

Основной герой произведения – Витя. Этот мальчик потерял мать и теперь живет в сибирской деревне у бабушки с дедушкой. Несмотря на трудные для семьи времена, он всегда был обут, одет, сыт и ухожен, потому что и бабушка, и дедушка о нем заботились. Витя дружил с левонтьевскими ребятишками, что не нравилось Катерине Петровне, так как последние были плохо воспитаны и хулиганили. Очень выразительными получились все главные герои. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» изобразил их со своими неповторимыми чертами. Поэтому читатель сразу видит, насколько Витя отличается от левонтьевских детей. В отличие от них, он думает не только о себе, он знает, что такое ответственность и совесть. Витя прекрасно осознает, что поступает плохо, и это его мучает. В то время как Санька просто пользуется ситуацией, чтобы набить себе живот. Поэтому случай с пряником настолько потряс мальчика, что он запомнился ему на всю жизнь. 


 

Комитет по образованию администрации города

Комитет по образованию администрации города

Урок русской литературы, 6 класс

Урок русской литературы, 6 класс

Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? -Наверное каждый из…

Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства? -Наверное каждый из…

Бабушка : Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику

Бабушка : Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику

Главный змей-искуситель — сосед

Главный змей-искуситель — сосед

Саша : Слабо! Витя : Мне слабо!

Саша : Слабо! Витя : Мне слабо!

День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели

День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели

Предложение из четырех слов. 5

Предложение из четырех слов. 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021