Комитет по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Заринска Алтайского края
Разработка урока
по теме «Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои»
для учащихся 6 класса
Подготовила учитель русского языка и литературы
первой категории Кулинич Ирина Геннадьевна
2021г.
Урок русской литературы, 6 класс
Тема: Виктор Петрович Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.
Цель: помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся; заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Оборудование: портрет В. П. Астафьева, презентация, песня «Родительский дом», рисунки к рассказу, словари литературных терминов, карточки для групповой работы
Словарная работа: доброта, мудрость, красота, совесть, память, нравственность
Эпиграф
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я всё не могу забыть бабушкиного пряника –
того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Вступительная часть
Звучит первый куплет песни «Родительский дом». После прослушивания:
Прежде, чем мы перейдём к теме нашего урока, обратим внимание на слова французского писателя Антуана де - Сент Экзюпери.
(слайд)-«Все мы родом из детства…»
- Как вы их понимаете?
-Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека.
-Как эти слова согласуются со словами из песни «Родительский дом – начало начал…»
3. Введение в тему
(слайд)-Ребята, сегодня мы с вами поразмышляем над одним из самых замечательных рассказов для детей русского писателя прошлого века Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». В его основу лёг случай из жизни автора. Рассказ небольшой по объёму, но как много мы узнаём из него о жизни героев, их характерах.
Давайте вспомним немного об авторе. (Сообщение Сидельниковой К.)
Обращение к эпиграфу (слайд)
Сколько лет прошло!
Сколько событий минуло!
А я всё не могу забыть
бабушкиного пряника –
того дивного коня с розовой гривой.
В. Астафьев.
- Почему же человек столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну, почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далёкого детства?
-Наверное каждый из нас запоминает те события, которые сыграли в его жизни значительную роль.
(слайд) –Итак, тема урока «Жизненные уроки героя» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
-Какие цели урока мы должны будем с вами поставить перед собой?
-Конечно, ребята, сегодня мы с вами должны будем разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности героя и через анализ поступков главного героя воспитывать в самих себе порядочных и добрых людей.
- А как вы понимаете слово «доброта»?
(слайд) - Как это слово объясняется в толковом словаре? (Толковый словарь Ожегова: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
-Прежде, чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ. Перед вами словарь литературных терминов. Найдите в нем, что такое рассказ. (Рассказ - небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
· повествовательность;
· небольшой объем;
· небольшое число героев;
· описание одного эпизода.
4. Анализ рассказа
- Кто главные герои рассказа?
- Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?
Сюжет здесь очень прост. Что такое сюжет? (Сюжет - это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении)
-Восстановим основные сюжетные моменты рассказа. (слайд по щелчку каждый момент)
· Обещание бабушки купить пряник;
· Сбор ягод;
· Наставления Саньки;
· Переживания;
· «Отчёт и расчёт».
-Мы знаем, что в любом произведении есть следующие моменты: Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия и развязка. Вспомните, что означает завязка? (Завязка - это событие, которое является началом действия.)
- Какое же событие можно считать завязкой?
-Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник.
- Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? (Сценка: Бабушка – Кулагина Ю. Витя - Бабарахимов Н.)
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и
слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту
сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
- Почему пряничный конь был таким желанным подарком, найдите в тексте?
Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.
Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.
С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».
-Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка?
- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок?
(Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)
- Что мы знаем о семье дяди Левонтия? Чем эта семья отличается от семьи Витьки? Почему, ребята, герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? (найдите в тексте)
(В доме бабушки не было других детей, а у соседей “были одни ребятишки и больше ничего”.Там было весело, там пели по праздникам. По словам мальчика, “дядя Левонтий любил море, а я любил его”. Там его жалели, угощали, потому что, по словам дяди Левонтия, он “был сирота, а вы всёшки при родителях”.)
-Итак, мальчик отправился в лес? Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.
-Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
-Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: (слайд) искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.
Разбиваем класс по звеньям цепочки. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по порядку.
(слайд) 5. Работа в группах
Рабочие материалы
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
-Вот мы и ответили на вопрос, почему плану Витьки не суждено было сбыться.
6. Продолжение работы с рассказом
- Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? (Найдите в тексте)
«Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились…
…по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку - батуна, наелись до зелёной слюны…
-Наконец ребята дошли до увала, где росла земляника. Что же там произошло?
- Почему Витька не хотел идти с ними?
(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)
- После чего он присоединился к ребятам?
Санька стал его дразнить. (Сценка. Санька, Витя – играют ученики)
Саша: Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
Витя: Зато мне бабушка пряник конём купит!
Саша: Может, кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный!
Витя: Я?
Саша: Ты!
Витя: Я?
Саша: Ты, ты!
Витя: Жадный?
Саша: Жадный!
Витя: А хочешь, все ягоды съем?
Саша: Слабо!
Витя: Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды). Я ещё у бабушки калач украду!
Саша: Давай!
- Только одного калача мало!
- Шанег прихвати!
- А лучше ещё и пирог!
- Лишнее не будет!
Витя: Ладно!
-Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим
День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.
- Как автор рисует душевные переживания героя?
«Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».
- Почему он не хочет сказать бабушке правду?
Итак, Витя обманул бабушку, а первый его обман рождает другие.
- Можно ли это считать кульминацией рассказа?
- Что такое кульминация? (Найдите в словаре литературных терминов. Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения.)
- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
- Какой же можно сделать вывод?
(Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.)
- Что Витя чувствует после всех событий? (найдите в тексте)
«Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
-А сейчас обратим внимание на пейзаж, который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он играет в произведении. (Словарь литературных терминов. Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.)
(слайд) «День был ясный, летний. На длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде… Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»
-И от этой красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.
-Утром Витя слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.
- Как же наказала его бабушка? «И срамила же меня бабушка…того дивного коня с розовой гривой».
- Почему бабушка так поступила?
- Что она – неграмотный простой человек поняла?
- Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?
- Как вы считаете, что такое мудрость?
- А как это слово объясняется в толковом словаре? (слайд) (Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)
- Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?
- Можно ли это событие считать развязкой?
7. Итог урока
- Что такое развязка? (Словарь литературных терминов. Развязка- исход событий, решение противоречий сюжета.)
-На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет (слайд):
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
-Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка» (слайд):
1. Существительное.
2. Прилагательных два.
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Домашнее задание: Ответить на вопросы к рассказу, проблематика произведения и речь героев (сообщение).
Сообщение (опережение). Повествование в произведении ведется от первого лица. С помощью разговорной речи воспроизводит уникальный сибирский диалект Астафьев. В рассказе "Конь с розовой гривой", главные герои которого отличаются самобытной речью, полной диалектизмов, богат также и образными описаниями природы: повадки животных и птиц, шорохи и звуки леса, речные пейзажи.
Основной герой произведения – Витя. Этот мальчик потерял мать и теперь живет в сибирской деревне у бабушки с дедушкой. Несмотря на трудные для семьи времена, он всегда был обут, одет, сыт и ухожен, потому что и бабушка, и дедушка о нем заботились. Витя дружил с левонтьевскими ребятишками, что не нравилось Катерине Петровне, так как последние были плохо воспитаны и хулиганили. Очень выразительными получились все главные герои. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» изобразил их со своими неповторимыми чертами. Поэтому читатель сразу видит, насколько Витя отличается от левонтьевских детей. В отличие от них, он думает не только о себе, он знает, что такое ответственность и совесть. Витя прекрасно осознает, что поступает плохо, и это его мучает. В то время как Санька просто пользуется ситуацией, чтобы набить себе живот. Поэтому случай с пряником настолько потряс мальчика, что он запомнился ему на всю жизнь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.