Урок с применением технологии развития критического мышления. Н. Носов "На горке"
Оценка 4.8

Урок с применением технологии развития критического мышления. Н. Носов "На горке"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
8 кл
30.10.2020
Урок с применением технологии развития критического мышления.  Н. Носов "На горке"
Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 2 класс. Николай Носов «На горке» Литературное чтение в начальной школе, 2 класс. Конспект
Н.Носов На горке.docx

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 2 класс. Николай Носов «На горке»

Литературное чтение в начальной школе, 2 класс. Конспект


Урок с применением технологии развития критического мышления. Применение методов и приёмов ТРКМ позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть организовать оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Тема: Н. Носов «На горке», 2 класс.

 


Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
-иметь представление о жизни и творчестве Н. Носова;
-правильно, выразительно читать рассказ «На горке», передавая эмоциональное настроение;
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».

Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
-создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно - этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
-способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
-создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).

Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, стр. 60; раздаточный материал (белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), портрет Н.Н. Носова, иллюстрации к рассказу; презентация урока.

 

Ход урока

I. Организационный момент.
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.

1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_c91a9e52a5a43c615c17bd5be4f3601d.jpg

- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».
- Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.
1. Вдох носом выдох через рот

Нюхаем цветок

Тушим свечи

2. Отработка дикции

 

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип - слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

 

II. Стадия вызова
1) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_26e7f7325e67d3cb3e5a9b13d8d44a06.jpg

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?».

- Меня  заинтересовало, что вы запомнили о Н. Носове из прошлых уроков. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:


1…. Николай Николаевич Носов родился 23 марта 1908 года в городе Киеве?
2… Отец его был актером?
3… Николай Носов работал художником-мультипликатором?

4 …. Н. Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием
4…Н. Носов
написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»?.
5… Шляпа может быть живой?
6
Все началось с того, что Н. Носов начал придумывать и рассказывать веселые истории своему племяннику?
7…
у него были еще два брата и сестра?
8…
Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике?
9…
ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом?
10… Николай Носов ушел из жизни 26 июля 1979 года?

Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Н. Носова.

2) Рассказ об авторе, выставка книг Н. Носова.

 

Учащийся, либо два учащихся, заинтересовавшиеся творчеством автора на предыдущем уроке, излагают подготовленный материал.
Оценивание. Учитель выставляет две отметки с комментированием по мере достижения цели данного этапа урока.
После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, учитель зачитывает вопросы, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.

 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_1a80bae801c9031a5737cb878a2e690b.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Фронтальный опрос.

- Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «шляпа» и «кот»? Каких героев не хватает? (Ответы учащихся).

                                                

 


- Правильно, все они являются героями рассказа Н. Носова  “Живая шляпа”, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».
- Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию рассказа «Живая шляпа».
- Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе
:

 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_af7921d0dc4e1b7586181347f4a31d12.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток.
Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».

Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.
5) Физкультминутка.
Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

 

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два (ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.


III. Стадия осмысления.

1) Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться… Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму:

 

А Н К Е Г О Р («На горке»)

 

- Правильно, “На горке”.

 

- Кто может мне сказать,  что такое горка.

 

- Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений?

 

- Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре.

 

- “Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь”.

 

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

 

- Существует понятие “Красная горка”, оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

 

- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

 

- Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

 

- Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

 

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

 

- Одному человеку с такой работой не справиться.

 

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

- - Познакомиться с новым рассказом и новыми героями.
- Активно поработать на уроке.
- Узнать что-то новое.
- Поразмышлять о поступках героев.
- Порадоваться за себя и своих одноклассников.
- Проявить себя в различных формах работы.
- Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
- Получить хорошую отметку за урок.
- Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по-другому.
- Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.

 

2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
- Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

- Какое слово спряталось в слове дворницкая? (Двор).

 

На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

 

                                      

 

3) Работа над лексическим значением слов.

Давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

 СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ - СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)

СКОЛЬЗ-КА-Я -СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ-СЯ -  ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом влезть, вскарабкаться)

 

4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
- Сейчас мы прослушаем рассказ, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=lobpHhST8XA



5) Чтение рассказа
Виды работы с текстом:
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
«Вслух – про себя»
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации.

Вопросы после чтения:

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи).

 

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Давайте расставим картинки по порядку.

- Каких картинок не хватает?

- Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план.

План

Ребята строят горку .

Хитрый Котька смотрит в окно.

Хитрец на скользкой горке.

Котька испортил горку песком.

Ребята ругают Котьку.

Котька помогает ребятам.

Котька делает ступеньки.

Пересказ текста.


IV. Рефлексия.
1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн».
- В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь героев рассказа. Напоминаю Правила построения синквейна.

 

 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_4c266a58cba2bb9f0759de5320bcf699.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Работа ведётся в группах (1 вариант - Котька, 2 вариант – ребята).

 

2) Приём «Кубик Блума».
Учащиеся поочерёдно бросают кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик: «Опиши» (назвать форму снежной горки, какой характер у Котьки и т.д.); «Сравни» (указать чем отличаются  Котька и ребята, изменения состояния горки до и после обеда и т.д.; «Предложи ассоциацию» (с чем  ассоциируется зима, с кем – Котька и т.д.; «Проанализируй» (зачем посыпать лёд песком, при какой температуре замерзает вода и т.д.; «Используй» (как и где можно применить «на четвереньках», хитрый  характер и т.д. ; «Дай оценку» (перечислите достоинства ребят и недостатки Котьки и т.д.).

3) Фронтальный опрос.
- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
- Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
- Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать рассказ «На горке» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

- На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

V. Домашнее задание.
- Дома подготовьте пересказ рассказа по плану. Творческое дело: составить паспорт любого из героев.
- Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Аффирмация.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
- Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
- Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

 

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/2/18264_beaa5f7436feb5d26a8785a19519b4cb.jpg

 

 

 

 

 





 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 2 класс

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 2 класс

Синквейн», «Ассоциации», «Кубик

Синквейн», «Ассоциации», «Кубик

Тушим свечи 2. Отработка дикции

Тушим свечи 2. Отработка дикции

Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве

Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве

Вы будете работать в группах. Повторим

Вы будете работать в группах. Повторим

III. Стадия осмысления. 1) Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя

III. Стадия осмысления. 1) Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя

Узнать что-то новое. - Поразмышлять о поступках героев

Узнать что-то новое. - Поразмышлять о поступках героев

Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения

Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения

Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план

Давайте озаглавим каждую картинку и добавим недостающие заглавия в наш план

Что получилось на уроке? Почему?

Что получилось на уроке? Почему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020