Урок "Среды жизни"
Оценка 4.9

Урок "Среды жизни"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
09.01.2024
Урок "Среды жизни"
5 класс
урок 5 среды жизни.docx

урок биологии

           для 5 класса в рамках ФГОС «Среды обитания организмов»          

 

Тема урока: Среды обитания живых организмов.

Предмет: Биология

Класс: 5

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий). 

Цель урока:  ученик различает особенности разных сред обитания организмов и их приспособленность к жизни в этих средах. 

Планируемые результаты:                                 

Предметные:

-закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

-сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

 

Оборудование: 
компьютер, проектор, презентация “Среды обитания организмов”, картинки с изображением растений, животных.

 

I.                  Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, добрый день!   Присаживайтесь на свои места. Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

Конечно у нас сегодня необычный урок, у нас с вами сегодня гости. Мы немного волнуемся.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

 

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

 

II.               Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А пока давайте вспомним, что мы  изучили на прошлом уроке?

- На прошлом уроке мы познакомились с живыми организмами. Они очень разнообразны, у них есть общие свойства.

- Давайте вспомним их: дыхание, питание, рост, размножение, старение и смерть.

- А в одинаковых ли условиях живут организмы?

- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

 

Отвечают на вопросы. Закрепляют знания, полученные на прошлом уроке.

III.           Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, обращает внимание на изображения животных на доске. Работа в парах.

- Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, почему?

 

Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня?

 

Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «По каким признакам мы определяем в какой среде обитают животные? (ответы учащихся). Все ли особенности строения животных, обитающих в той или иной среде вам известны?»

 

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.  СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока:

 «Среды обитания живых организмов».

(записывают в тетрадь)

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока.

IV.            Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А теперь давайте попробуем составить план нашей с вами сегодняшней работы и выяснить:

-Какие среды обитания существуют, сколько их, и для каких организмов они предназначены.

Слайды(4-7)

Формулируют цель  и  задачи урока. Составляют план работы на уроке.

V.               Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итак, мы выяснили, что выделяют следующие 4 среды жизни на нашей планете: (Слайд 8)

· Водную

· Наземно-воздушную

· Почвенная

· Организменную.

(записывают в тетрадь)

Давайте откроем рабочие тетрадки и начнем заполнять нашу табличку, а заодно и знакомиться с обитателями всех сред жизни. Карточка план на парте.

 

Сейчас я Вам загадаю несколько загадок, а вы постарайтесь их отгадать.(Слайд 9)

1. Он ходит голову подняв,

Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он …

 Ответ ученика: Жираф

 

2. В лесу, под щебет, звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист

 Ответ учащихся: Дятел

 

3. Не птичка, а с крыльями

 Ответ ученика: Бабочка

 

5. В глухом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

 Лежит клубок с иголками,

 Колючий и живой.

 (еж)

 

6. Кто в берлоге до весны

 Днем и ночью смотрит сны.

(медведь)

 

- А как вы думаете, ребята, какая среда служит местом их обитания и что их объединяет?

 

Ответ учащегося: Наземно-воздушная. Одинаковые условия проживания.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода и солнечного света. Но часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях. В связи с этим растения и животные засушливых мест обитания имеют специальные приспособления для добывания, запасания и экономичного расходования воды. Вспомните хотя бы кактус, запасающий влагу в своем теле. В наземно-воздушной среде бывают значительные изменения температуры, особенно в районах с холодной зимой. В этих районах в течение годазаметно меняется вся жизнь организма. Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным изменениям в природе. Для животных, обитающих в любой среде, важная проблема – это передвижение. В наземно-воздушной среде можно передвигаться по Земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Ноги одних приспособлены к бегу: страус, гепард, зебра. Других – к прыжкам: кенгуру, тушканчик. Из каждых 100 обитающих в этой среде животных 75 умеют летать. Это большинство насекомых, птиц и некоторые звери, например, летучая мышь. Наши летучие мыши невелики ростом. Но их родственники жарких стран крыланы достигают в размахе крыльев 170 см.

 

Чемпион по скорости полета среди птиц – стриж. 120 км/ч – обычная для него скорость. Птички колибри взмахивают крыльями до 70 раз в секунду. Комары – до 600 раз в секунду. Скорость полета у разных насекомых такова: у златоглазки – 2 км/ч, у комнатной мухи – 7 км/ч, у майского жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у бабочки-бражника – 54 км/ч. Крупные стрекозы могут развивать скорость до 90 км/ч.

 

Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров, а иногда и до 12 м.  Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км в час. Страус может бежать со скоростью до 70 км в час, делая шаги по 4-5 м.

 

Птиц от всех других существ отличает способность летать. К полету приспособлено все тело птицы. Передние конечности превращены в крылья. Так что птицы стали двуногими. Вообще полет несравненно более скоростной способ передвижения, чем бег или плавание в воде. Но затраты энергии примерно в двое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при плавании. Поэтому птицы должны поглощать довольно много пищи.

 

Знакомятся с текстом учебника. Заполняют таблицы в рабочих тетрадях.

Физкультминутка

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

 

Смена деятельности, отдых

Перейдем к водной среде.

Давайте посмотрим на доску. На ней расположены несколько картинок с животными. Давайте попробуем убрать лишних, т.е. тех, кто не является обитателем водной среды, и объяснить, почему именно их.

 

В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. А вот кислорода зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Сазан, карась, линь выдерживают недостаток кислорода. Зимой, когда многие водоемы скованны льдом, может наступить замор рыб. Т.е. массовая гибель их от удушья. Чтобы кислород поступал в воду, во льду прорубают лунки.

 

Рыбы и ракообразные дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород, необходимый для дыхания.

 

Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. Освоившие воду млекопитающие дышат легкими, им необходимо периодически подниматься к поверхности воды для вдоха.

 

Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

 

В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине 200 метров - царство сумерек, а еще ниже – вечная тьма. Соответственно водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Глубоководные животные питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми останками различных морских обитателей.

 

Особенность многих морских животных – это приспособление для плавания. У рыб, дельфинов и китов – это плавники. У тюленей  и моржей – ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек есть перепонки между пальцами. У жука плавунца есть плавательные ножки, похожие на весла.

 

Почвенная среда.

А теперь поработаем с текстом учебника на стр. 22-23 и заполним колонку номер три в нашей табличке.

 

Почвенная среда - дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные: черви, насекомые, приспособленные к рытью звери. Например, кроты. Обитатели почвы находят в ней необходимые для них условия: воздух, воду, пищу, минеральные соли. В почве меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды здесь бывает слишком много. Температура в почвенной среде более ровная, чем на поверхности. Свет в почву не проникает. Поэтому, населяющие её животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручает их обоняние и осязание.

Заполняем таблицу.

Крот от рождения до смерти живет под землей, света белого не видит. Как землекоп, он не знает себе равных.Всё у него для рытья приспособлено наилучшим образом. Мех короткий и гладкий, чтобы не цепляться за землю. Глазки у крота крохотные с маковое зернышко. Веки их плотно закрывают, когда это необходимо, а у некоторых кротов глаза и вовсе заросли кожей. Передние лапы у крота главный инструмент для копания. Они плоские, как лопаты, с очень большими когтями. За день крот прорывает 20 новых ходов. Подземные лабиринты кротов могут простираться на огромные расстояния.

 

- Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?-Организменную.

Организм – как среда обитания.

Эту среду обитания освоили в основном паразитические черви. Такие как аскариды, паразитирующие в тонком кишечнике человека. У паразитов нет недостатка в пище. Правда, их жизненное пространство ограничено организмом хозяина.

 

Петров крест. Более известен как царь-трава,относится к роду растений семейства Заразиховые. Является растением-паразитом, так как питается за счёт окружающих деревьев и кустарников, цепляясь к их корням. У него полностью отсутствует хлорофилл. Высота примерно 15-30 см. Растение распространённое, но его редко кто видел, так как оно расцветает только весной на несколько недель. После этого наземная часть отмирает и сохраняется только корневище под землёй.

Раффлезия является паразитическим растением. Она относится к семейству молочайных. Ее цветок считается самым большим в мире и достигает более одного метра в диаметре. Вес такого цветка может составлять более одиннадцати килограммов. Большую часть своей жизни этот растительный паразит проводит в тканях растения-хозяина (обычно это лианы из семейства виноградовых, которые произрастают во влажных тропических лесах Филиппин и Индонезии). На первый взгляд это растение вовсе не ужасно, а даже красиво. Однако цветок раффлезии испускает запах разлагающегося мяса, иначе говоря, падали. Так растение привлекает к себе навозных мух и некоторых других насекомых, которые опыляют цветок. Не зря раффлезия получила народное название – трупная лилия.

Повилика - обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие  у растений-хозяев.

Как уберечь себя от паразитов?

- Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

Мыть фрукты и овощи. Не пользоваться чужими расческами. Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя.

Повторим (заполняем таблицу)

 

Работают у доски. Заполняют таблицы в рабочих тетрадях.

VI.            Этап закрепления знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итак, сегодня мы обобщили знания по теме «Среда обитания».

 Приведите примеры различных сред обитания.

 

Повторяют и закрепляют, полученные знания

VII.        Этап оценки собственной деятельности (рефлексия).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рефлексия.

Учитель: Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

Спасибо, можете быть свободны.

 

Учащиеся осмысливают и оценивают свою работу на уроке.

 

VIII.    Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Информация о домашнем задании:

Параграф 39 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

Напишите мне небольшое сочинение – рассуждение

1-й ряд. Как человек изменяет водную среду обитания,

2-й ряд. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания,

3-й ряд. Как человек изменяет почвенную среду

Записывают домашнее задание.

 


 

ФГОС «Среды обитания организмов»

ФГОС «Среды обитания организмов»

Деятельность учителяДеятельность учащихся

Деятельность учителяДеятельность учащихся

Водную · Наземно-воздушную ·

Водную · Наземно-воздушную ·

Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным…

Осенний листопад, отлет перелет птиц в теплые края, смена шерсти у зверей на более густую и теплую - все это приспособление живых существ к сезонным…

На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки

На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки

Почвенная среда. А теперь поработаем с текстом учебника на стр

Почвенная среда. А теперь поработаем с текстом учебника на стр

Раффлезия является паразитическим растением

Раффлезия является паразитическим растением

Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно

Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024