Конспект урока по биологии на тему:
«Структура экосистем. Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз)»
Цели: познакомить учащихся с сущностью понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера»; сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Задание 1.
Один организм, одна популяция и даже целый вид не способны к самостоятельному изолированному существованию. С этим нельзя не согласиться. Приведём доказательства этому. (Ученики приводят свои примеры)
Один из предполагаемых ответов:
1) Другие берёзы, произрастающие рядом.
2) Соседствующие растения других видов (ель, осина и т.д.)
3) Насекомые, питающиеся корой и листьями.
4) Птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева.
5) Гриб-паразит – чага.
6) Симбиотические грибы на корнях.
7) Микроорганизмы, разлагающие листовой опад.
Вывод: На определённой территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. Между организмами исторически сформировались сложные взаимоотношения, одни организмы воздействуют на другие (либо угнетают, либо способствуют их процветанию), выступая в роли биотических факторов.
Задание 2.
Решите экологический пример: особь+особь+……+особь= (популяция)
Можно ли назвать популяцией группу животных в считалке: «на берёзу села галка, две вороны, соловей и проныра-воробей?»
Что такое популяция? (студенты отвечают)
Приведите примеры взаимоотношений особей внутри популяции. (ученики отвечают)
Вывод: сложный и многообразный характер взаимоотношений между особями в популяции определяет целостность и устойчивость этой системы.
Задание 3.
Решите экологический пример: популяция+популяция+……+популяция= (вид)
III. Изучение нового материала
1. Слово преподавателя.
- Популяции не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ним целостные системы ещё более высокого уровня организации – биоценозы, биоценозы экосистемы, биосферу. Раскроем эти экологические понятия.
- Экологическое изучение надорганизменных систем ставит целью выяснить, как поддерживается их устойчивое существование и развитие, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.
Краткая характеристика биоценоза
Любой организм живёт в окружении множества других организмов и вступает с ними в разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счёте не может существовать без этого живого окружения.
Совокупность растений, входящих в биоценоз – фитоценоз (от греч. «phiton» - растение и «coinos» - общий); совокупность животных - зооценозом («zoon» - животное); совокупность микроорганизмов - микробоценоз. Границы и название биоценозов совпадают с границами фитоценозов. Например, биоценоз дубравы, берёзовой рощи, пойменного луга, ельника-кисличника и др. При этом имеется в виду вся совокупность живых организмов – растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному, обитанию на данной территории.
Основу возникновения и существования биоценозов составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом. По классификации В.Н.Беклемишева, межвидовые отношения подразделяются на четыре группы:
1) Трофические отношения возникают тогда, когда один вид питается другим: либо живыми особями, либо их мёртвыми останками, либо продуктами жизнедеятельности.
2) Топические отношения характеризуют любое физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого.
3) Форические отношения характеризуют участие одного вида в распространении другого. (Перенос животными пыльцы, семян, плодов, спор)
4) Фабрические – это такой тип биоценотических отношений, в которые вступает вид, использующий для своих сооружений продукты выделения, либо мёртвые остатки, либо даже живых особей другого вида (птицы строят гнёзда из ветвей деревьев, шерсти животных, травы и т.д.)
-По другой классификации:
Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе:
1. Взаимополезные ++(мутуализм, симбиоз, протокооперация)
2. Полезно-нейтральные+0(комменсализм- сотрапезничество, квартиранство, нахлебничество)
3. Полезно-вредные+- (паразитизм, хищничество)
4. Взаимовредные--(конкуренция: межвидовая и внутривидовая)
- Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём результатам:
1) обеспечение пищей;
2) изменение среды обитания;
3) расселение видов в пространстве.
2. Характеристика экосистемы
Учащиеся рассмаривают иллюстрацию в учебнике (рис.76 «Необходимые компоненты экосистемы”) и находят ответы на вопросы в карточках №1 и №2:
Карточка №1
1) Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (Через вещество и энергию).
2) Укажите необходимые компоненты экосистем, обеспечивающие круговорот веществ в экосистемах.
Ответ:
а) наличие неорганических соединений, пригодных для синтеза органических веществ;
б) наличие продуцентов (определение);
в) наличие консументов (определение);
г) наличие редуцентов (определение).
Карточка №2
1) Составьте характеристику экосистемы.
2) Укажите второй структурный компонент в составе экосистемы:
Биоценоз +………………………….= ЭКОСИСТЕМА
(сообщество ) (биогеоценоз)
Учитель далее даёт более широкое понятие об экосистеме:
Экосистема – очень широкое, безранговое, гибкое понятие , относящееся к системам любой размерности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов до мирового океана и биосферы.
- Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по своему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.
IV. Закрепление
Работа с терминами.
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих однородный участок, называют_________________. В его состав входят: растения, животные,________________ и _________________. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ______________________ или _______________________.
2 Тест.
Трофические связи в сообществе (биоценозе) возникают тогда, когда особи одного вида:
а) изменяют условия обитания особей другого вида;
б) участвуют распространении другого вида;
в) питаются продуктами жизнедеятельности особей другого вида;
г) используют для своих сооружений продукты выделения, мёртвые остатки других организмов.
(Ответ: в)
Как называются типы связей, характеризующие оставшиеся пункты?
(Ответ: а) топические; б) форические; в) фабрические.)
Биотическими называют отношения между особями:
а) и абиотическими факторами среды;
б) двух разных сообществ;
в) разных видов;
г) и антропогенными факторами среды.
(Ответ: в)
IV. Термины; записи в тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.