Урок "Структура экосистем"
Оценка 4.7

Урок "Структура экосистем"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
биология
11 кл
31.01.2023
Урок "Структура экосистем"
Урок для 1 курса СПО по биологии
Структура экосистем.1курсю.биология.docx

Конспект урока по биологии на тему:

«Структура экосистем. Экосистемный уровень: общая характеристика (сообщество, экосистема, биогеоценоз)»

Цели: познакомить учащихся с сущностью понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера»; сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

                                                            Ход  урока

I.                     Организационный момент

II.                  Актуализация знаний

Задание 1.

Один организм, одна популяция и даже целый вид не способны к самостоятельному изолированному существованию. С этим нельзя не согласиться. Приведём доказательства этому. (Ученики приводят свои примеры)

Один из предполагаемых ответов:

1)      Другие берёзы, произрастающие рядом.

2)      Соседствующие растения других видов (ель, осина и т.д.)

3)      Насекомые, питающиеся корой и листьями.

4)      Птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева.

5)      Гриб-паразит – чага.

6)      Симбиотические грибы на корнях.

7)      Микроорганизмы, разлагающие листовой опад.

Вывод: На определённой территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. Между организмами исторически сформировались сложные взаимоотношения, одни организмы воздействуют на другие (либо угнетают, либо способствуют их процветанию), выступая в роли биотических факторов.

Задание 2.

               Решите экологический пример: особь+особь+……+особь= (популяция)

               Можно ли назвать популяцией группу животных в считалке: «на берёзу села галка, две                   вороны, соловей и проныра-воробей?»

Что такое популяция? (студенты отвечают)

Приведите примеры взаимоотношений особей внутри популяции. (ученики отвечают)

Вывод: сложный и многообразный характер взаимоотношений между особями в популяции определяет целостность и устойчивость этой системы.

Задание 3.

                 Решите экологический пример: популяция+популяция+……+популяция= (вид)

III.                Изучение нового материала

1.       Слово преподавателя.

- Популяции не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ним целостные системы ещё более высокого уровня организации – биоценозы, биоценозы экосистемы, биосферу. Раскроем эти экологические понятия.

- Экологическое изучение надорганизменных систем ставит целью выяснить, как поддерживается их устойчивое существование и развитие, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.

Краткая характеристика биоценоза

Любой организм живёт в окружении множества других организмов и вступает с ними в разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счёте не может существовать без этого живого окружения.

Совокупность растений, входящих в биоценоз – фитоценоз (от греч. «phiton» - растение и «coinos» - общий); совокупность животных - зооценозом («zoon» - животное); совокупность микроорганизмов  - микробоценоз. Границы и название биоценозов совпадают с границами фитоценозов. Например, биоценоз дубравы, берёзовой рощи, пойменного луга, ельника-кисличника и др. При этом имеется в виду вся совокупность живых организмов – растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному, обитанию на данной территории.

Основу возникновения и существования биоценозов составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом. По классификации В.Н.Беклемишева, межвидовые отношения подразделяются на четыре группы:

1)      Трофические отношения возникают тогда, когда один вид питается другим: либо живыми особями, либо их мёртвыми останками, либо продуктами жизнедеятельности.

2)      Топические отношения характеризуют любое физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого.

3)      Форические отношения характеризуют участие одного вида в распространении другого. (Перенос животными пыльцы, семян, плодов, спор)

4)      Фабрические – это такой тип биоценотических отношений, в которые вступает вид, использующий для своих сооружений продукты выделения, либо мёртвые остатки, либо даже живых особей другого вида (птицы строят гнёзда из ветвей деревьев, шерсти животных, травы и т.д.)

-По другой классификации:

Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе:

1.       Взаимополезные ++(мутуализм, симбиоз, протокооперация)

2.       Полезно-нейтральные+0(комменсализм- сотрапезничество, квартиранство, нахлебничество)

3.       Полезно-вредные+- (паразитизм, хищничество)

4.       Взаимовредные--(конкуренция: межвидовая и внутривидовая)

              - Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём результатам:

1) обеспечение пищей;

2) изменение среды обитания;

3) расселение видов в пространстве.

2. Характеристика экосистемы

Учащиеся рассмаривают иллюстрацию в учебнике (рис.76 «Необходимые компоненты экосистемы”) и находят ответы на вопросы в карточках №1 и №2:

Карточка №1

1)      Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (Через вещество и энергию).

2)      Укажите необходимые компоненты экосистем, обеспечивающие круговорот веществ в экосистемах.

Ответ:

а) наличие неорганических соединений, пригодных для синтеза органических веществ;

б) наличие продуцентов (определение);

в) наличие консументов (определение);

г) наличие редуцентов (определение).

Карточка №2

1)        Составьте характеристику экосистемы.

2)        Укажите второй структурный компонент в составе экосистемы:

Биоценоз +………………………….= ЭКОСИСТЕМА

(сообщество )                              (биогеоценоз)

Учитель далее даёт более широкое понятие об экосистеме:

Экосистема – очень широкое, безранговое, гибкое понятие , относящееся к системам любой размерности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов до мирового океана и биосферы.

- Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по своему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

IV. Закрепление

Работа с терминами.

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих однородный участок, называют_________________. В его состав входят: растения, животные,________________ и _________________. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ______________________ или _______________________.

2 Тест.

Трофические связи в сообществе (биоценозе) возникают тогда, когда особи одного вида:

а) изменяют условия обитания особей другого вида;

б) участвуют распространении другого вида;

в) питаются продуктами жизнедеятельности особей другого вида;

г) используют для своих сооружений продукты выделения, мёртвые остатки других организмов.

(Ответ: в)

Как называются типы связей, характеризующие оставшиеся пункты?

(Ответ: а) топические; б) форические; в) фабрические.)

Биотическими называют отношения между особями:

а) и абиотическими факторами среды;

б) двух разных сообществ;

в) разных видов;

г) и антропогенными факторами среды.

(Ответ: в)

IV.                Термины; записи в тетради.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по биологии на тему: «Структура экосистем

Конспект урока по биологии на тему: «Структура экосистем

Популяции не живут изолированно

Популяции не живут изолированно

Учащиеся рассмаривают иллюстрацию в учебнике (рис

Учащиеся рассмаривают иллюстрацию в учебнике (рис

Ответ: в) Как называются типы связей, характеризующие оставшиеся пункты? (Ответ: а) топические; б) форические; в) фабрические

Ответ: в) Как называются типы связей, характеризующие оставшиеся пункты? (Ответ: а) топические; б) форические; в) фабрические
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023