1. ФИО автора материала - Гребнева Елена Викторовна
2. Место работы – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа п.Батецкий»
3. Должность - учитель русского языка и литературы
Урок - творческая мастерская по произведению
Н.М.Рубцова «Родная деревня»
Тема урока «Образ Родины в лирике Н.М.Рубцова»
Цели:
-сформировать представление об образе Родины в лирике Н.М.Рубцова, уметь определять ключевые слова в стихотворении, комментировать их, формировать умение работать в группах;
-закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;
-тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Индуктор (или эмоциональный настрой) |
Учитель предлагает учащимся вспомнить наиболее яркое и запоминающееся что-либо, связанное с их малой родиной, деревней, где они живут и то, что произвело или производит на вас впечатление, что запало вам в душу, личностно значимое (сказать одним словом) |
В течение нескольких секунд думают про себя и вспоминают образ |
Социализация |
Учитель слушает каждого ученика |
каждый ученик вслух рассказывает о своем воспоминании. Ребята проговаривают: река, природа, поле, зима в деревне, цветы. Луга, ягоды, школа, родители, избы, дом родной |
2.Деконструкция (работа с материалом, погружение в него, тексты, иллюстрации) |
Запишите словосочетание РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ и подберите к нему ассоциации (смысловые, фонетические), можно нарисовать рисунок. |
Учащиеся работают самостоятельно и письменно подбирают слова: -деревня, чистый воздух, голубое небо, чистая река, пение птиц, журчит ручей, аисты, поля пшеницы, лес, зелень, тишина, лесные дороги, гладь снежная, березы |
Социализация |
Обмен мнениями |
Каждый учащийся читает вслух свои слова, обменивается мнениями и дополняют информацию понравившимися словами, сказанными другими учащимися |
Групповая работа |
Учитель предлагает учащимся объединиться в группы – раздает листочки с текстами стихотворений Рубцова о родине. Тексты даны для того, чтобы можно было поработать с ними и дополнить свои ассоциации, связанные с образом Родины. Выпишите слова, обозначающие цвет, звуки, очертания, чувства В итоге получается набор богаче и эмоциональнее. |
По тексту на группу. Учащиеся читают комментированно или вспоминают стихи Рубцова, другие и дополняют свои ассоциации строчками или словосочетаниями, взятыми из данных стихотворений |
|
Когда учащиеся проработают с текстом стихотворения, их вниманию предлагается посмотреть картины с изображением деревни и деревенского пейзажа и послушать песню «В горнице» (слайды, аудиозапись) |
Дополнение новыми ключевыми образами |
Социализация |
|
Представители от каждой группы высказываются и сообщают, какие образы нашли. |
Реконструкция |
На основе выписанных слов и своих личных впечатлений напишите сочинение-миниатюру по теме «Мой родной край» или «Моя деревня» |
Индивидуально из этих записей выбираем несколько ключевых слов, самых ярких или одно слово, которое станет названием основного текста. Учащиеся пишут сочинение по своим впечатлениям и по своему настроению |
Социализация |
Учитель слушает сочинения учеников, не показывая своих эмоций и никого не критикуя |
Учащиеся читают друг другу свои произведения, соотнося их с тем, что получилось. Идет взаимообогащение, самокоррекция |
Разрыв (на данном этапе нужна литература – учебник), позволяющая ответить на возникшие вопросы. Цель – выяснить образ родины в судьбе лирического героя |
Учитель сообщает, что после того, как учащиеся прочувствовали на себе, что такое малая родина и с чем она ассоциируется, внесем туда героев стихотворения « Родная деревня» |
Слушают стихотворение в записи актера и одновременно следят по тесту в учебнике. Дополняют вновь свои ключевые слова |
Социализация (взаимный пересказ того нового, что удалось узнать) |
Учитель предлагает самим учащимся задать вопросы группам по данному стихотворению |
Учащиеся задают и формулируют вопросы друг другу. |
|
Если вопросы не поступают, учитель задает их сам
-С чем ассоциируется образ Родины у Рубцова?
-Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий»? За что можно проклинать дороги?
-Как вы думаете, почему именно школа глубоко запала в душу Рубцова?
-На что указывает повтор строки «Где кончил начальную школу»?
-Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?
-Выпишите имена существительные, которые создают образный ряд стихотворений.
-Какие картины детства встают перед глазами поэта?
-как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям?
Почему в детстве все хотят уехать из родных мест?
Приобретет жизненный опыт, увидит жизнь разных мест и сможет сравнивать |
С родной деревней
-за состояние дорог, особенно весной и осенью дороги в российской глубинке становятся непроходимыми
-повтор усиливает восприятие детства именно годами учебы в начальной школе
Проезжий, дороги, побережий, деревня Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция (вдалеке от центра)
картины детских воспоминаний: школа, детский дом, неброская северная природа
-детские воспоминания – самые яркие , добрые, светлые. Они помогают человеку понять самого себя, дать верную оценку совершенным поступкам.
Желание осуществить мечту. Рубцов мечтал о море.
|
Портрет |
Всмотритесь в лицо этого человека. Он родился в 1937 году в селе Емецк Архангельской области. Рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детском доме. Вологодская «малая родина» дала ему русскую самобытность. «Здесь великолепные холмы по обе стороны реки Тошмы , деревни на холмах…леса, небеса! У реки под березками разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! |
Сообщение, |
Творческий этап |
Вы выбрали ключевые образы в стихотворении «Родная деревня» и познакомились с другими стихотворениями этого поэта. А теперь напишите сочинение по теме «Что я думаю и чувствую после знакомства со стихотворением Н. Рубцова?» |
|
Рефлексия (свободный микрофон) |
Как жилось на уроке? Ваше эмоциональное впечатление от урока? -Что было легко? Что показалось трудным?
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.