Урок "Употребление причастий в речи". 7 класс
Оценка 4.6

Урок "Употребление причастий в речи". 7 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10.01.2022
Урок "Употребление причастий в речи". 7 класс
Урок. Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике; воспитание бережного отношения к слову; обогащение словарного запаса учащихся; ознакомление учащихся с употреблением причастий в произведениях художественной литературы.
7 класс. Употребление причастий в речи.docx

Тема: Употребление причастий в речи (7 класс, Упр. 217)

 

Цели: формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике;  воспитание бережного отношения к слову; обогащение словарного запаса учащихся; ознакомление учащихся с употреблением причастий  в произведениях художественной литературы.

Задачи: углубить знания учащихся о сфере употребления причастий;  знать, что конструкции с причастиями  более уместны в письменной речи; уметь определять роль причастий, точно и уместно употреблять их.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация с репродукцией картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», с  портретом художника, текст творческого диктанта.

Ход урока

I. Повторение материала предыдущего урока.

II.Объяснение нового материала.

Учитель. Причастия редко встречаются в устной речи. Более того, их не рекомендуется использовать в устном общении. И в письменной речи не следует перегружать текст этой особой формой глагола. Нежелательно и  скопление причастий, в суффиксах которых встречаются шипящие. Такие формы делают речь неблагозвучной. Сфера  употребления причастий ограничена в основном рамками официально-делового и научного стилей современной русской речи.  Однако русские писатели нередко употребляют в своих произведениях причастия и причастные обороты. Почему? На этот вопрос уже в 18 веке ответил М.В.Ломоносов: «Причастия служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе силу имени и глагола». В современной поэзии и прозе можно найти немало аргументов к этому тезису Ломоносова. А.Т.Твардовский мастерски использует эти свойства причастий и причастных оборотов. У него в поэме «Василий Теркин» есть такие строки:

Низкогрудый, плоскодонный,

Отягченный сам собой,

С пушкой, в душу наведенной,

Страшен танк, идущий в бой.

III. Закрепление.

1. В какой речи – устной или письменной – чаще употребляются причастия?

 2. Какую роль выполняют причастия в речи?

 3. В каком стиле чаще всего употребляется вместо причастия сочетание  глагола со словом « который» ?

4. Найдите  ошибки в употреблении причастий в речи.

1) Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

 2) Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр.

 3) Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до  вечера.

5. Выполнение упр. 216.

Учитель. Выполняя упражнение, мы убедились, что причастие делает текст более ярким и полным. Познакомимся с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» и напишем творческий диктант.

В семье, где жил и рос Константин Егорович Маковский, все дышало искусством.  Отец художника, занимавший скромную должность бухгалтера, был человеком умным, образованным и богато одаренным. В его доме постоянно собирались художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин. Замечательный живописец Брюллов был другом хозяина дома. В атмосфере бескорыстной любви к искусству росли трое сыновей и дочь, ставшие впоследствии художниками.

Чтение текста диктанта. Творческое задание: распространить текст причастиями, причастными оборотами. Графически объяснить постановку знаков препинания.

            На картине Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза.                                                                                         

На (потемневшем) небе большая серая туча. Она закрыла почти все небо. Солнца не видно.

            (Усиливающийся, налетевший, набежавший) ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь (видневшуюся, желтевшую вдали, расстилающуюся золотым ковром).

            Перед нами (испуганные) крестьянские ребятишки (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами.

            У девочки в (подвязанном у пояса) переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка (крепко обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от нее.  (Замирающее) от страха сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая (сверкающая) молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром и хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот-вот разразится гроза.

Домашнее задание.

Упр. 217 с. 110.


 

Тема: Употребление причастий в речи (7 класс,

Тема: Употребление причастий в речи (7 класс,

На картине Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза

На картине Маковского изображена (приближающаяся, надвигающаяся) гроза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022