Класс: 6 класс
УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Продолжительности урока: 45 мин.
Тема урока: «Условное наклонение глаголов»
Номер урока в данной теме: шестой урок.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательные цели:
-закрепить знания о наклонении глагола,
-распознавать глаголы в условном наклонении,
-образовывать формы условного наклонения,
- отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Формирование УУД:
Личностные:
воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Регулятивные:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,
- соотносить цели и результаты своей деятельности,
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные:
-анализировать, классифицировать, обобщать,
- задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- владеть приемами отбора и систематизации материала.
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, иллюстрации, карточки, учебник: Русский язык 6 класс для общеобразовательных организаций. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская и др.
Ход урока
1. Организационный момент – 2 мин.
- приветствие
- запись числа в тетради
2. Актуализация знаний - 10 минут
У доски:
Синтаксический разбор предложения.
Магазин завлекал прохожих красочными вывесками.
2) Морфологический разбор прилагательного красочными (вывесками).
3) Карточки
а) Найди переходный глагол:
Перелётные гости на корабле обогрелись, завозились на палубе.
Не послушал Ваня отца и пошёл в лес.
б) В этом предложении глагол непереходный:
А) Берёзы скрипят за стеною,
Сук ели трещит за стеной. (А. Фет)
Б) Покой и труд большой семьи
Нарушила беда. (С. Михалков)
В) Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист. (С. Михалков)
Г) Река моя
Меж берегами
То меркнет, то в лучах горит,
Она с весёлыми стрижами
О чём- то нежном говорит. (В. Фёдоров)
Параллельно с работой у доски работа с классом.
Связный рассказ о глаголе как части речи.
Как определить спряжение глагола?
Гуляет по морю, подгоняет кораблик, корабль отплывает, держит курс, пересекает остров, грохочет море, уносит вдаль, ветер гонит, душа просит, точит камни. (учащиеся по цепочке объясняют выбор гласной, определив спряжение по неопределённой форме глагола)
1 спряжение |
2 спряжение |
гуляет |
держит - исключение |
подгоняет |
уносит |
отплывает |
гонит - исключение |
пересекает |
просит |
грохочет |
точит |
Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин.
3. Создание проблемной ситуации. 5 минут (У каждого ученика текст на столе, учитель читает его вслух).
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором благоухали чудесные цветы, дарили прохладу волшебные деревья и радовали глаз зелёные газоны. Что ни день – старичок в своём саду сажает, поливает и окучивает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и обрадовал бы всех печальных…
Вопросы к классу.
а) Какие реальные события происходят в саду? Озвучьте их действиями. (Проживал, выращивал; сажает, поливает, окучивает и т.д.)
б) Что произошло бы, если бы садовник умел творить чудеса? (Умел бы, вырастил бы, исцелил бы т.д.)
в) Чем отличаются перечисленные вами глаголы? (Одни действия были (есть) на самом деле, а другие возможны при каком-то условии.
4. Введение в тему урока. При каком условии садовник мог бы всех обрадовать? При условии владения волшебной силой садовник всех бы обрадовал. – 3 мин.
Учитель: Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного (сослагательного) наклонения.
Фронтальный опрос.
Как образуется форма условного наклонения?
Что обозначает глагол в условном наклонении?
Как изменяется глагол в условном наклонении?
Изменяется ли глагол в условном наклонении по временам?
Сформулируйте тему урока. Что должны выяснить на уроке?
5. Усвоение и закрепление новых знаний. - 10 минут
Работа с текстом (текст о садовнике). Задания.
Выпишите глаголы, которые обозначают действия реальные, происходящие на самом деле (сейчас, в прошлом).
Выпишите глаголы, которые обозначают действия, возможные при определённых условиях.
Определите наклонение, время глагола.
Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия? (Обозначает действие возможное, но не реальное).
6. Физминутка = вид из окна - 5 минут
Работа с теоретическим материалом п. 92, стр 117
Составление таблицы «Изменение глаголов в условном наклонении».
1.
Наклонение |
Время |
Лицо |
Число |
Род |
изъявительное |
настоящее будущее прошедшее
|
1, 2, 3 1, 2, 3 ― |
ед., мн. ед., мн. ед., мн. |
― ― м.р.,ж.р., ср.р. (в ед.ч.) |
условное |
― |
― |
ед.,мн. |
м.р.,ж.р., ср.р. (в ед.ч.) |
2.
Основа неопределенной формы |
Суффикс |
Частица |
Условное наклонение |
Бежа-ть Повея-ть Улыба-ть-ся Надея-ть-ся |
л |
Бы(б) |
Бежал бы Повеял бы Улыбался бы Надеялся бы |
3.
Представьте информацию об образовании форм условного наклонения в виде схемы
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Н.ф. + Л А/О/И + БЫ
- Я тоже сегодня хочу помечтать. Можно?
Стать бы мне опять ребёнком …
Ходить бы опять в школу…
Учиться бы вместе с вами в 6 Б классе… (сделать запись на доске)
- Высказала ли я сейчас свои желания?
- Глаголы стоят в условном наклонении? (да)
Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо прошедшего времени? (неопределён.ф.)
Иногда для выражения желания может быть использована неопр. форма глагола с частицей бы.
Приведите свои примеры. (пойти бы, написать бы, забить бы)
(Дописать окончание таблицы)
Иногда Неопределённая форма глагола + частица бы (б) увидеть бы
|
8. Первичное закрепление нового материала. – 5 мин.
Сильным ученикам
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
В качестве примера привести высказывания:
Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (А.П. Чехов)
Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. (В. Брюсов)
Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь невероятно обеднела бы. (Кабалевский)
Слабым ученикам
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
9. Подведение итогов урока. -3 мин.
- Что обозначает глагол в условном наклонении?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
10. Домашнее задание. – 2 мин. П. 92, упр.547
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Закончить предложения, употребить в них глаголы в условном наклонении (раздаточный материал)
1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…
2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…
3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…
4. Если бы…, похорошели бы и очистились наши леса.
5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
Заменить глаголы в будущем времени изъявительном наклонении глаголами в условном наклонении. Записать, расставить недостающие знаки препинания (раздаточный материал).
Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке запляшет она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на елочке игрушки – разноцветные фонарики хлопушки. Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги. Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год, новый, молодой с золотою бородой.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
5. Работа с теоретическим материалом п. 92, стр 117
Составление таблицы «Изменение глаголов в условном наклонении».
1.
Наклонение |
Время |
Лицо |
Число |
Род |
изъявительное |
настоящее будущее прошедшее
|
1, 2, 3 1, 2, 3 ― |
ед., мн. ед., мн. ед., мн. |
― ― м.р.,ж.р., ср.р. (в ед.ч.) |
условное |
|
|
|
|
2.
Основа неопределенной формы |
Суффикс |
Частица |
Условное наклонение |
Бежа-ть
Повея-ть
Улыба-ть-ся
Надея-ть-ся
|
|
|
|
3.
Представьте информацию об образовании форм условного наклонения в виде схемы
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
_________________________________________________________________________
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
Карточки
а) Найди переходный глагол:
Перелётные гости на корабле обогрелись, завозились на палубе.
Не послушал Ваня отца и пошёл в лес.
б) В этом предложении глагол непереходный:
А) Берёзы скрипят за стеною,
Сук ели трещит за стеной. (А. Фет)
Б) Покой и труд большой семьи
Нарушила беда. (С. Михалков)
В) Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист. (С. Михалков)
Г) Река моя
Меж берегами
То меркнет, то в лучах горит,
Она с весёлыми стрижами
О чём- то нежном говорит. ( В. Фёдоров)
Карточки
а) Найди переходный глагол:
Перелётные гости на корабле обогрелись, завозились на палубе.
Не послушал Ваня отца и пошёл в лес.
б) В этом предложении глагол непереходный:
А) Берёзы скрипят за стеною,
Сук ели трещит за стеной. (А. Фет)
Б) Покой и труд большой семьи
Нарушила беда. (С. Михалков)
В) Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист. (С. Михалков)
Г) Река моя
Меж берегами
То меркнет, то в лучах горит,
Она с весёлыми стрижами
О чём- то нежном говорит. ( В. Фёдоров)
Карточки
а) Найди переходный глагол:
Перелётные гости на корабле обогрелись, завозились на палубе.
Не послушал Ваня отца и пошёл в лес.
б) В этом предложении глагол непереходный:
А) Берёзы скрипят за стеною,
Сук ели трещит за стеной. (А. Фет)
Б) Покой и труд большой семьи
Нарушила беда. (С. Михалков)
В) Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист. (С. Михалков)
Г) Река моя
Меж берегами
То меркнет, то в лучах горит,
Она с весёлыми стрижами
О чём- то нежном говорит. ( В. Фёдоров)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.