Урок в 10 кл. "Сложные эфиры"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Строение, номенклатуре и свойствах сложных эфиров, особенности реакции этерификации.
Иконка файла материала СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ ФГОС.docx

урок (ФГОС)

Учитель  Клименко Татьяна Алексеевна

Предмет    ХИМИЯ

Класс     10

Автор УМК     О.С. Габриелян, Химия, 10 класс « Дрофа», 2015

Тема урока Сложные эфиры

Цели урока:

      1.Деятельностная: сформировать умение записывать уравнения реакций этерификации и называть формулы сложных эфиров.

      2.Предметно-дидактическая: познакомить учащихся с новым классом органических соединений, установить зависимость физических и химических свойств от их строения.
Задачи: продолжить развитие у учащихся желания к самостоятельному добыванию знаний на уроке, с помощью побудительного диалога; самостоятельности логического  мышления; воспитание коммуникативной культуры.

Планируемые образовательные результаты урока:

1.      Личностные: формирование умения понимать значимость естественнонаучных знаний в практической жизни.

2.      Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.

3.      Предметные: умение составлять уравнения реакций этерификации и называть формулы сложных эфиров по алгоритму, изучение физических и химических свойств сложных эфиров.

4.      Тип урока:

     1.По ведущей дидактической цели: текущий

     2.По способу организации: комбинированный

     3.По ведущему методу обучения: репродуктивный

Методы обучения:

      1.Основной: объяснение.

      2.Дополнительные: беседа; лабораторные и демонстрационные опыты; самостоятельная исследовательская работа; сообщения учащихся.

.

Основные вопросы урока: строение, номенклатуре и свойствах сложных эфиров, особенности реакции этерификации.

Средства обучения:

 Оборудование и реактивы для учителя: пищевые аро­матизирующие добавки, фрукты и цветы, пробники духов, телевизор, компьютер экран, проектор, презентация к уроку.
3 СООН, С2Н5ОН, Н2SO4 (конц), этиловый эфир уксусной кислоты, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка –приемник, стакан с водой, спиртовка, спички, держатель.
Оборудование и реактивы для учащихся: пробирки, С2Н5ОН, бутиловый, изопропиловый спирт, масляная кислота, уксусная кислота, пробирка с газоотводной трубкой, пробирка –приемник, стакан с водой, спиртовка, спички, держатель,
учебник.

Ход урока:

Этапы

урока

Методы обучения

УПЗ урока

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

 

1

2

3

4

5

6

I. Этап. Организационный момент, приветствие.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, готовят рабочие места.

 

 

II. Этап «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы.»

 

Беседа

 

 

 

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания:

- проводит опрос во фронтальном режиме

( вопросы на экране)

- подводит итог опроса

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников.

Слушают заключение учителя

 

 

Познавательные

Понимать смысл информации

Делать умозаключения.

Регулятивные

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речь

Оценка за домашнее задание входит в сумму баллов по уроку.

 

 

2.Создает положительный настрой: Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Демонстрируется видеофильм с кадрами весны, пробуждения природы.
И только аромат цветущих роз,
Летучий пленник, запертый в стекле,
Напоминает в стужу и мороз
О том, что было лето на земле.

У многих из нас самые яркие воспомина­ния связаны с определёнными ароматами. Представьте весну, пробуждение природы.

 Какие ароматы всплывают в вашей па­мяти? (Ароматы цветущей черёмухи, смоля­нистых тополиных почек, первых весенних цветов.)

Как вы думаете, о каких органических веществах сегодня пойдет речь?
 Цветочно-фруктовые запахи излучают сложные эфиры.
Озвучивает цели и задачи урока. Подводит итог работы на данном этапе.

Слушают учителя

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения.

Личностные

Формирование личностного смысла обучения.

Проявляют интерес к поиску решения проблемы.

 

III. Этап «Изучение нового материала»

Объяснение, беседа, демонстрационный опыт, лабораторный опыт.

 

 

 

 

 

 

1. Организует деятельность по написанию уравнений реакций этерификации: вводит определение сложных эфиров, номенклатуру сложных эфиров, определение реакции этерификации.

 (слайд на экране)

 

Записывают в тетради теоретический материал

 

 

 

 

 

Познавательные

Использовать знаково-символические средства для написания уравнений реакций Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативные

Понимать и воспринимать объяснение учителя.

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организует проведение лабораторных опытов, оформление и обсуждение их результатов:

- предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории;

 

- предлагает в парах выполнить лабораторные опыты (задания на карточках);

- предлагает оформить результаты эксперимента,

 

- предлагает обсудить результаты эксперимента

Подводит итог работы на данном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Организует деятельность по изучению химических свойств и применению сложных эфиров.

 

 

 

Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории.

В парах проводят лабораторные опыты (задания на карточках).

 

Самостоятельно записывают в тетради уравнения реакций.

Обсуждают результаты эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради уравнение реакции гидролиза.

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями. (Презентация2).

 

1.Сложные эфиры-основа фруктовых запахов.

2.Сложные эфиры в пищевой промышленности.

3.Медицина и ароматерапия.

4.Парфюмерная промышленность.

Слушают сообщения одноклассников.

 

 

Познавательные

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии;

Регулятивные

Планировать учебную деятельность при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные

Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

 

Личностные

Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту

Познавательные

Понимать и интерпретировать информацию, представленную на слайдах.

Регулятивные

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Коммуникативные

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог.

Личностные

Понимать значимость химической науки в практической жизни.

Выполнять учебные действия в материализованной форме. Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле.

Осуществлять самоконтроль выполнения лабораторного опыта и коррекцию своей деятельности

IV. Этап «Закрепление нового материала»

Самостоя-тельная работа: тест.

Организует деятельность по выполнению теста.

Подводит итог работы на данном этапе.

Самостоятельно выполняют задания.

Познавательные

Применяют полученные знания.

 

Оценка за тест входит в сумму баллов по уроку.

V. Этап «Домашнее задание»

Беседа.

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. §21.упр 9, 11,12.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Адекватно воспринимать оценку учителя

 

 

VI. Этап «Рефлексия»

Беседа.

Предлагает ответить на вопросы:

Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

– Как вы усвоили пройденный материал?

– Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

– Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

 

Участвуют в обсуждении

Познавательные

Осознанно подводят итоги Коммуникативные

Умение полно и точно выражать мысли в устной форме.

Подведение итогов совместной индивидуальной деятельности обучающихся, достижение поставленной цели.