Тема: Прямоугольный параллелепипед. Куб
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цели урока:
1)Получить представление о прямоугольном параллелепипеде (кубе), через предметы из окружающего мира, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (куба);
рассмотреть из каких элементов состоят эти геометрические фигуры;
познакомиться с измерениями прямоугольного параллелепипеда;
научиться находить общую длину ребер и площадь поверхности параллелепипеда.
2) Развивать логическое мышление, внимательность, пространственное мышления, умения применять полученные знания на практике.
3) Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.
Оборудование: Компьютер, модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
Весь иллюстративный материал демонстрируется на мониторе компьютера в виде презентации к данному уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Окружающий нас мир состоит из огромного количества разных по форме, цвету и размеру предметов. Многие предметы окружающего нас мира имеют одинаковую форму.
Сегодня мы рассмотрим с вами прямоугольный параллелепипед и куб. С предметами, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба, вы сталкиваетесь практически каждый день. Форму прямоугольного параллелепипеда имеют: кирпич, обувная коробка, и др.
Ребята, приведите еще примеры предметов из вашей жизни, которые имеют форму прямоугольного параллелепипеда.
(Примерные ответы детей: спичечный коробок, аквариум, класс, в котором мы находимся и т. д.)
На рисунке 1 изображены примеры предметов, имеющие форму параллелепипеда.
Рис.1
Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны. Грань, на которую поставлен параллелепипед, и ей противоположную называют нижним и верхним основаниями. Остальные четыре грани называют боковыми гранями.
Стороны граней параллелепипеда называют рёбрами, их - двенадцать.
Вершины граней называются вершинами параллелепипеда, их в параллелепипеде восемь. Все перечисленные элементы прямоугольного параллелепипеда вы можете увидеть на рисунке 2.
Рис. 2
Назовите на рисунке 3: а) грани параллелепипеда;
б) равные грани параллелепипеда;
в) ребра параллелепипеда;
г) равные ребра параллелепипеда;
д) вершины параллелепипеда;
е) основания параллелепипеда;
ж) боковые грани параллелепипеда.
Рис. 3
Каждая вершина является общим концом трёх рёбер. Длины этих ребер называют измерениями параллелепипеда: длиной, шириной и высотой.
Причем, длину обозначают – а, ширину – b, высоту – с.
Смотрим рисунок 4.
Рис. 4
Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется кубом.
Что вы можете сказать о размерах граней и ребер куба?
3. Физкультминутка.
4. Практическая часть урока.
а) Сколько проволоки понадобиться на изготовление каркаса куба с ребром 10 см?
б) Найдите площадь поверхности куба с длиной ребра 5 см?
в) Найдите длину ребер и площадь поверхности параллелепипеда, изображенного на рисунке 5.
А В
Рис. 5
г) Дан куб с диной ребра а см. Найдите длину всех ребер и площадь поверхности куба.
(Напомнить учащимся, что мы получили формулы для нахождения общей длины ребер и площади поверхности куба)
д) Дан прямоугольный параллелепипед с длиной – а см, шириной – b см и высотой – с см. Найдите длину всех ребер параллелепипеда и его площадь поверхности.
(Напомнить учащимся, что мы также получили формулы для нахождения общей длины ребер и площади поверхности параллелепипеда)
е) Решите самостоятельно. Найдите длину ребер и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, изображенного на рисунке 6. (Можете использовать формулы, полученные в предыдущем задании)
Рис. 6
е) Задания из учебника: № 371 (б), 374.
5. Подведение итогов урока
· С каким геометрическим фигурами мы познакомились сегодня на уроке?
· Сколько граней у параллелепипеда?
· Сколько ребер у параллелепипеда?
· Сколько вершин у параллелепипеда?
6. Комментирование и выставление отметок
7. Домашнее задание. Глава 3, § 17, № 371 (а), 373. (Герасимов В.Д. и другие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.