ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Сосенко Маргарита Романовна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 «А».
Тема урока: «Древние государства».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: закрепление усвоенных знаний и способов действий при изучении древних государств.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Дидактические средства: ватманы, бумага, разноцветная бумага, ткани, декорации, карандаши, маркеры, краски, письма. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
||
П |
М (Р, П, К) |
Л |
|||||||
1. Мотивация учебной деятельности
|
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация) |
Приветствие, проверка готовности. -Здравствуйте, класс! Сегодня мы продолжаем с вами изучать историю. Обращает внимание обучающихся на дидактические средства. -Посмотрите на конверты на ваших столах. Что это? -Прочтите.
-Ого! Нашим историкам нужна помощь! Я думаю мы должны ее оказать. Вы согласны со мной? |
Приветствие, проверка готовности.
-это письма. Читают. «Дорогие друзья! Вам пишут историки музея древних культур! Мы вынуждены обратиться к вам за помощью! Видите ли, нас отправили в командировку… Могли бы вы поработать над блоком «Древние государства»? Мы будем вам очень признательны.»
-Да. |
Фронтальная |
Проектор, презентация, компьютер, «письмо» |
Самоконтроль |
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической речью.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2. Актуализация и осуществление первичного действия. |
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация) |
Организация беседы, актуализирующей знания. На прошлом уроке мы уже говорили о культуре Древних государств. О каких государствах мы с вами говорили? Проверка домашней работы. На предыдущем уроке мы уже начинали говорить о Древних государствах, работали с лентой времени. Дома у вас было задание поближе ознакомиться с разными древними странами. Какие интересные факты вы узнали?
-Отлично! |
-Египет, Рим, Греция.
В Древней Греции было 2 полиса: Афины и Спарта, которые воинствовали с друг другом; Древний Рим впитал в себя много разные культуры, исходя из своей воинственности, в воинах они приобретали культуры других государств. Египет считается одним из самых загадочных древних государств, в нем правили фараоны, там построили пирамиды. |
Фронтальная |
|
Самоконтроль |
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств |
|
|
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и способ действия.
|
Словесный (беседа)
Наглядный (показ)
Практический (упражнение) |
Организация группового проекта. Осуществляет целеполагание. - В письме нам сказали, что ждут нашей помощи. Давайте попробуем организовать собственные исторические площадки. Как мы в общем назовем наш музейных зал, какой теме он посвящён?
Какую цель мы перед собой поставим? Что для этого нам нужно?
|
«Древние государства».
-Организовать свои информационные площадки.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Взаимопроверка |
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической речью.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта по разрешению возникших затруднений.
|
Словесный (беседа)
Словесный (беседа) Практический. (упражнение)
Словесный (беседа) |
-Чтобы организовать информационную площадку, что нужно?
-Чтобы хорошо представить свой проект, что нужно?
Нашим историкам из музея очень хотелось бы сделать стенд, в котором бы была краткая информация о этих государствах, символично выраженная. Какой пункт добавим?
|
Составление плана урока. 1. Знать о Древних государствах, вычленить полезный и интересный материал для организации информационной площадки.
2. Продумать само представление, составить рассказ о государстве (составить план рассказа), создать образы для персонажей – рассказчиков, декорировать площадку.
3. Изобразить государство с краткой информацией о нем для создания общего информационного плаката по теме «Древние государства». Отразить способы взаимодействия этих государств.
|
Фронтальная
|
Проектор, презентация, компьютер.
|
Самоконтроль
Взаимоконтроль,
|
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств. Уч-ся получат возможность научиться: самостоятельно подготавливать сообщения о древних государствах, презентовать полученные знания. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: устанавливать причинно-следственные связи. Р: планировать свою деятельность. К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением признаков.
|
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
|
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация)
Практический (проект) |
Организация рабочих групп. Тогда мы можем начать, но для этого распределимся на группы-государства. 1 ряд – Рим; 2 ряд – Египет; 3 ряд – Греция. Выдача инструкций к работе. В своих подгруппах вы должны определить 2 ответственных за плакат. 4 человека должны заняться декорациями и оформлением площадки, 3 должны составить рассказ, информационное представление всей площадки. И вам всем нужно назначить лидера, который поможет вам взаимодействовать с друг другом и сохранять темп работы. Просмотр примеров готовых продуктов проекта. Сейчас посмотрите на доску. Это примеры того, что у вас должно получиться, можете ориентироваться на них.
Снабжение дидактическими средствами. Я составила вам список пунктов, которые могут помочь вам составить информационный блок о государстве: культура, язык, быт, достопримечательности, особенности, вероисповедание, изобретения, знаменитые люди, интересные факты. Для создания декораций, костюмов и тд, вы можете поискать в коробках что-нибудь полезное. |
Распределяются на группы.
Распределяются на подгруппы.
Внимательно слушают инструкции.
Ознакомляются с примерами работ.
Приступают к работе. Получение материальной помощи для создания площадок.
Пользуются помощью.
Выполняют задание. |
Фронтальная, групповая |
|
|
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств. Уч-ся получат возможность научиться: самостоятельно подготавливать сообщения о древних государствах, презентовать полученные знания. |
К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.
К: слушать и понимать речь других.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
|
6. Обобщение выявленных затруднений.
|
Словесный метод (беседа)
Практический. (упражнение)
|
Группам следует создать своих персонажей, которые приехали из этого государства и теперь рассказывают о нем. Для создания образа можно попробовать сделать костюмы из этой страны или изобразить их. После выступления происходит оценка одной группы другими.
Помогает.
|
Занимаются организацией информационных площадок. Составляют рассказ, создают декорации, создают образы, оформляют свою часть плаката. Обращаются за помощью по необходимости.
Пример (Греция): Рады приветствовать! Нас зовут: Аристотель, Пифагор и тд. И мы здесь, чтобы рассказать о своей стране. В нашем государстве считалось, что существует множество олимпийских богов, которые управляли этим миром. Самые популярные – это Нептун, Зевс, Гадес и др. Интересно подметить, что все планеты солнечной системы сейчас названы в честь всех наших богов. Наше государство не было целостным. Очень долгое время существовали 2 главенствующих города: Афины и Спарта, что не могли договориться с друг другом. В Афинах все было более миролюбиво, чем в Спарте. Интересно, что город Афины существует до сих пор, а назван он в честь богини мудрости, которая по легенде, спасла однажды жителей этого города. Еще интересно узнать, что Греция называлась Элладой. В то время одевались (демонстрация) в такие вещи. Многие важные изобретения и открытия были сделаны в Древней Греции. |
групповая |
Проектор, презентация, компьютер, учебник, тетради.
Подручные материалы, костюмы, ткани, карандаши, краски, бумага. |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств. Уч-ся получат возможность научиться: самостоятельно подготавливать сообщения о древних государствах, презентовать полученные знания. |
К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение.
К: слушать и понимать речь других.
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
|
Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный (выступление)
Наглядный (демонстрация) |
Защита информационных площадок. Пока что вы слушаете представления других – вы должны записать 5 фактов, которые для вас стали открытием! |
Представляют свой проект. Фиксируют новые знания.
Пример: 1 – раньше Древняя Греция называлась Элладой. 2 – на основе греческого и латыни основаны почти все современные языки. 3 – все объекты солнечной системы названы в честь древних богов Греции и Рима. 4- Древний Египет был мощной державой, устанавливались родственные связи с другими государствами. 5 – за время существования Древних государств ими было сделано много открытий.
|
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная |
Учебник, тетради, проектор, презентация, компьютер. |
Самоконтроль |
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств. Уч-ся получат возможность научиться: самостоятельно подготавливать сообщения о древних государствах, презентовать полученные знания. |
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
П: осуществлять обобщение изученного. П: осуществлять запись выборочной информации.
К: владеть диалогической речью. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8.Включение в систему знаний и умений.
|
Словесный «беседа» |
Организует обсуждение фиксированных интересных фактов по теме. -Что вы для себя выделили? Почему вас это удивило?
Какая команда по вашему мнению оказалось лучшей? Почему?
Давайте наконец-то скрепим информационный стенд от разных команд.
Можем ли мы сказать, что нам удалось выполнить просьбу историков из музея? Получилось ли у нас создать собственные информационные площадки?
Тогда проверим как вы запомнили материал. Сейчас я буду называть факты, а вы должны поднимать руку, если согласны. Называет факты. |
Перечисляют то, что для них оказалось самым удивительным на уроке, рассказывают факты, делятся общим впечатлением. Для себя я узнал… Раньше я думал, что… Теперь я знаю, что…
1 команда была лучше, потому что они работали сплоченно. 2 команда была лучше, потому что у них тема интереснее. 3 команда была лучше, потому что они хорошо подготовились.
Выполняют.
Да.
Да.
Выполняют. |
Фронтальная, индивидуальная |
тетради |
самоконтроль |
Уч-ся научатся: структурировать полученные умения и знания при изучении древних государств.
|
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.
Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.
П: осуществлять обобщение изученного.
К: владеть диалогической речью. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
9. Рефлексия учебной деятельности |
Словесный метод (беседа) Практический «таблица»
|
-Чтобы оценить себя, предлагаю вам заполнить таблицы. Приложение 1. В каждой ячейке оцените себя и команды от 1 до 10.
Урок окончен. |
Анализируют собственный и командный уровень успешности на уроке. |
Индивидуальная |
Проектор, презентация, компьютер. |
Взаимоконтроль, самоконтроль |
|
Р: осуществлять самооценку деятельности. К: владеть диалогической речью. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Приложение 1.
Моя работа и мой вклад |
Успех моей команды |
Успех команды 1 |
Успех команды 2 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.