Предмет: Окружающий мир (5- 6 лет, 1 класс)
Тема: Урок вежливости
Описание методической разработки.
Методическая разработка по предмету «Окружающий мир» может быть использована для проведения групповых занятий как для детей дошкольного возраста, так и для учащихся первого класса. Конспект может быть адаптирован для проведения тематического классного часа или урока по предмету «Светская этика». Занятие построено на элементах игровой деятельности и сказкотерапии. Разыгрывание ролевых ситуаций поможет детям развивать речь и мышление, не бояться высказывать личное мнение. Для комфортного проведения занятия все необходимые материалы для печати содержатся в разделе «Приложение».
Цель занятия:
1) Развитие эстетического вкуса учеников.
2) Формирование понятие «вежливость».
3) Развитие навыков вежливого общения.
4) Развитие умения грамотно и последовательно излагать свои мысли.
5) Формировать представление об уважительном отношении к окружающим и самому себе.
6) Развитие памяти, внимания, воображения, логического и образного мышления.
7) Закрепить полученные ранее знания.
Оборудование:
1) Конверт для письма.
2) Картинка «Солнышко» без лучиков (см. приложение).
3) Картинки лучики для солнца (см. приложение).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ребята, нам пришло письмо- приглашение от феи Вежливости. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости в Страну Хорошего поведения. Фея вежливости».
Дети, что же отправимся в страну к фее Вежливости? А трудностей вы не боитесь?
Сейчас проверим готовы ли вы путешествовать по стране вежливости.
2. Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте).
Любому человеку надо стремиться быть вежливым, добрым, уступать друг другу, учиться договариваться между собой. Добрый человек, как солнышко, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому, что этот человек дарит им свое доброе сердце.
3. Основная часть.
(Учитель вывешивает на доску картинку солнышка без лучиков)
А вот и солнышко. Ребята, посмотрите, что-то оно невесёлое, и лучики не сияют. Видно какой-то злой волшебник специально решил запутать нас! Он заколдовал солнышко. Нам нужно сделать что-то доброе, чтобы расколдовать его.
Коллективная игра «Вежливый мячик»
Я достаю свой волшебный мячик и бросаю одному из вас. Тот, у кого мяч, называет любое вежливое, доброе слово, и тогда у солнышка, как по волшебству, появляется новый лучик.
Ребята, какие вы молодцы! Солнышко снова веселое и лучистое!
4. Практическая часть.
Дети, как вы думаете, кто и когда придумал правила вежливости?
(Ответы детей)
С тех пор, как начало формироваться общество, много-много сотен лет назад, люди поняли, что для спокойной и гармоничной жизни им просто необходимо быть друг к другу терпимее, чтобы каждому было комфортно жить в окружении других людей.
5. Закрепление материала.
Ребята, давайте проверим, насколько вы знакомы с правилами вежливости.
Обыгрывание ситуаций.
Я буду приводить вам примеры поведения, попробуйте их исправить.
Ситуация 1.
Внук пришел к бабушке в гости. Она напекла пирожков с капустой, а мальчику хотелось с повидлом. Внук отодвинул тарелку и начал кричать:
- Что за гадость ты мне приготовила?! Терпеть не могу такие пирожки! Не буду есть!
Ребята, правильно поступил мальчик? Как бы вы поступили на его месте?
Ситуация 2.
Вы пришли на день рождения к другу и принесли в подарок настольную игру «Хоккей». Когда друг получил подарок, то даже не стал его распаковывать, бросил коробку в угол и сказал:
- Спасибо, конечно. Но вообще-то я не люблю хоккей. Я хотел получить в подарок набор для аквагрима. Ну ладно, пойдем торт есть.
Как бы вы себя почувствовали?
Правильно ли поступил именинник?
Что бы вы ему посоветовали?
Ситуация 3.
Мама ушла на работу и попросила сына помыть посуду и прибрать в своей комнате. Когда мама вернулась с работы, мальчик ничего не сделал, лежал на диване и смотрел мультики. Мама спросила:
- Почему ты не помог мне? Я весь день была на работе и очень устала.
А мальчик ей отвечает:
- Вообще-то я тоже устал, все утро в школе провел, учился. Еще и дома меня работать заставляешь?! Я ребенок, мне только отдыхать положено!
Мама вздохнула и пошла заниматься домашними делами.
Ребята, вам жалко мальчика, который так устал в школе? Почему? Правильно ли он поступил? Что чувствовала мама? Как бы вы поступили в такой ситуации и что посоветовали бы мальчику?
6. Итог занятия.
Мы с вами сегодня говорили на очень важную тему. Какой итог занятия вы можете подвести? Какие выводы сделаете?
Приложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.