Урок внеклассного чтения: Корней Иванович Чуковский. Стихотворная сказка: «Айболит»
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения: Корней Иванович Чуковский. Стихотворная сказка: «Айболит»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
25.04.2021
Урок внеклассного чтения: Корней Иванович Чуковский. Стихотворная сказка: «Айболит»
- Познакомить детей с жизнью и творчеством Чуковского. - Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.
внекл. мероприятие.docx

Урок внеклассного чтения: Корней Иванович Чуковский. Стихотворная сказка: «Айболит»

Цели:

- Познакомить детей с жизнью и творчеством Чуковского.

- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

- Активизировать творческие способности учащихся.

- Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно. обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

 

Оформление:

- Портрет К.И.Чуковского .

- Выставка книг «Чудо-дерево».

- Плакат «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный».

- Выставка детских рисунков к произведению «Айболит».

- Картинки животных.

 

Учитель. Дорогие ребята! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвящённую творчеству К.И.Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы.

 

Ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

 

Учитель. Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.А.Чуковскому поэт В.Берестов.

 

- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность К,И.Чуковского. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети посёлка но и все маленькие жители всей нашей страны, и за её рубежами.

 

- А что вы узнали о К.И.Чуковском, готовясь к уроку? (сообщения детей)

 

- Из ваших сообщений мы узнали, что Чуковский не сразу стал писать для детей. В начале творческого пути - он корреспондент, критик, переводчик. Разместил множество статей в газетах, перевёл с английского знаменитые книги: «Приключения барона Мюнхаузена», «Приключения Тома Сойера», «Рикки-тики-тави», «Остров сокровищ». (Показ книг)

 

- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал в 34 года. А произошло это случайно. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

А вот второй случай. Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Стыд и срам!

 

Так родился на свет «Мойдодыр»

 

- С ранних лет, стихи Чуковского приносят всем нам радость. Многие из них мы знаем наизусть. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, делают нас умнее, формируют чувство юмора.

 

(чтение стихотворения «Ёлка» по рядам, по четыре строки)

 

Инсценировка стихотворения «Черепаха»

 

- А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал Чуковский.

(ученики читают наизусть потешки «На улице», «Совушка», «Идёт коза рогатая»)

 

- К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей. Чуковский написал книгу «25 загадок».

(воспроизведение загадок голосом автора)

 

- А сейчас поиграем. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говориться:

. мыло – Вот и мыло подскочило… («Мойдодыр»)

. блюдце – А за ними блюдца … («Федорино горе»)

. телефон – У меня зазвонил телефон… («Телефон»)

. воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)

. копейка – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. («Муха – Цокотуха»)

 

- Ребята, есть ещё одна сказка Чуковского о которой мы сегодня более подробно поговорим на уроке. Разгадаем ребус и узнаем название этой сказки.

 

, чайка ,, + ,, забор , + , улитка ,, («Айболит»)

 

- Сказку «Айболит» Чуковский написал в 1929 году.

- А какой сейчас год? (2009г.)

- В этом году сказке исполняется 80 лет.

- Поэтому особое внимание мы уделим сказке – имениннице.

- Чуковский давно хотел написать сказку о целителе зверей Айболите. И однажды, отдыхая на Кавказе, он заплыл довольно далеко, и вдруг под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны у него сами собой сложились слова :

О, если я утону,

Если пойду я ко дну…

Выплыв на берег он тут же набросал ещё двадцать строк. Ни начала, ни конца у сказки не было. Приехав в Ленинград он долго думал над началом сказки, исписал две школьные тетради. И только на пятый день наконец – то написалось:                              

И пришла к Айболиту лиса,

Ой, меня укусила оса!

ФИЗМИНУТКА

 

- Работа по сказке.

- Прочитайте первые две строчки

- Каким представляется нам доктор Айболит уже с первых строк? (добрый)

- Почему Чуковский взял не слово «врач», а именно слово «доктор» ? (по созвучию, по внутренней рифме. Слово «доктор» более доброе, более детское)

- В чём проявляется доброта доктора? (всех излечит, исцелит)

- Как будем читать эти строки?

 

(картинки с животными)

- Какие животные обратились за помощью к Айболиту? (лиса, барбос, зайчиха)

- Что случилось с этими животными?

- Подтвердите это строками из сказки.

 

Доктор не только может исцелить животных, он ещё может их подбодрить, успокоить.

- Найдите слова доктора.

Ведь сказать доброе слово тоже очень важно. Слово, как известно может убить, а может и исцелить.

(два , три человека читают слова доктора)

 

- Прочитаем хором телеграмму. (проекция на доске)

- От кого пришла эта телеграмма?

- Кто доставил телеграмму? (шакал)(идёт рисунок и описание этого зверя)

- Что случилось в Африке с малышами?

- Чем заболели дети? Подтвердите.

- Какой адрес был указан в телеграмме? Подтвердите.

- Какие препятствия встретились на пути доктора?

- Кто помог преодолеть препятствия?

- Расположите в нужном порядке рисунки.

- Найдите в сказке подходящие строки к каждому рисунку.

- Почему доктор повторяет слова: «О ,если я не дойду, если я утону»? (он бережёт себя ради других, т.к. он нужен больным)

(проекция рисунка на доске)

- Найдите отрывок из сказки, который подходит к рисунку. (Но вот, поглядите…)

- Игра - физминутка «Африканские зверята»

( Козлята, тигрята, медвежата, бегемотики, цыплята, страусята, поросята, бельчата, акулята, зайчата, мышата, верблюжата)

- Сколько дней лечил доктор больных?

- Чем  потчевал доктор Айболит больных зверят?

- С каким настроением прочтём последнюю главу сказки? Почему?

- Чему вы научились на примере Айболита?

- Что поняли, прочитав сказку?

- Какой человек мог написать такую сказку?

 

Проверим, на сколько вы внимательные читатели. Предлагаю разгадать кроссворд – тест.

 

Поделитесь своими впечатлениями. (слова – подсказки: научился, узнал, понравилось, затруднялся, расскажу)

 

Итог урока.

Таким остаётся в памяти поколений  дедушка К.И.Чуковский.

С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.

 КОНЕЦ.

   

             


 

Урок внеклассного чтения: Корней

Урок внеклассного чтения: Корней

Переделкино, среди берёз и сосен в небольшом доме

Переделкино, среди берёз и сосен в небольшом доме

К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием

К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием

Каким представляется нам доктор

Каким представляется нам доктор

Что поняли, прочитав сказку? -

Что поняли, прочитав сказку? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2021