Тема урока: « О школьной жизни, об отношениях между людьми. B. А. Сухомлинский « Конь убежал».
Цель урока:
1. Учить учащихся активно думать, составлять предвидение, контролировать собственное понимание текста, различать синтезировать информацию, имеющуюся в тексте, представлять информацию в новой форме, находить связь между фактами, высказывать своё мнение по данной проблеме
2. Совершенствовать навыки чтения. Побуждать у учащихся к размышлению над тем, какое значение для них играет материал, изложенный в тексте, как он повлиял на их мировоззрение .
3. Воспитывать умение жить в коллективе, подчиняться законам жизни в коллективе, искоренять негативные проявления своего характера.
Оборудование: карточки « План урока», плакат с высказываниями выдающихся людей, карточки к пословице, тетради по внеклассному чтению, видеоклип о дружбе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок внеклассного чтения с применением технологии « Развитие критического мышления».
Ход урока.
I. Организация учащихся.
1. Проверить готовность к үроку.
2. Познакомить с планом урока.
3. Психологический настрой на урок.
- Покажите карточкой – смайликом ваше настроение в начале урока.
(выборочная беседа с учениками об их настроении).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Стратегия « Прогнозирование» по пословице:
(на доске выставлены карточки к деформированной пословице)
- Ребята, прежде чем объявить вам тему нашего сегодняшнего урока, я бы хотела, чтобы вы сами сказали мне, о чём мы сегодня будем говорить, составив из данных слов пословицу.
(дети составляют пословицу и объясняют её смысл).
2. Работа над высказываниями:
- Прочитайте высказывания, написанные на плакате, и скажите, какое из них, на ваше усмотрение, больше подходит к теме «Дружба»?
«Достоинства человека определяются только его поступками».
«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг- другу мелкие недостатки».
(ответы детей)
3. Приём 5-ти минутное «Эссе»:
- В тетрадях по внеклассному чтению напишите расшифровку понятия
«дружба» в вашем понимании.
(дети пишут самостоятельно, а затем зачитывают свои изложенные мысли).
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между детьми в коллективе, о дружбе, товариществе. Будем размышлять о том, какое значение лично для вас имеет эта тема. Попробуем высказывать своё мнение о проблеме, изложенной в тексте, с которым мы сегодня познакомимся.
2. Стратегия «Предвидение» по ключевым словам ( работа в группах):
- Ребята, прежде чем начать читать текст В. А. Сухомлинского «Конь убежал», я бы хотела услышать ваши предположения о том, о чём будет идти речь в этом тексте, когда вы прочитаете ключевые слова из текста:
сосредоточенно писали;
упала записка;
на перемене прочтёшь;
давай коня.
( дети в группах составляют мини - рассказ, а затем один из членов группы презентует его)
IV. Усвоение нового материала.
1. Управляемое чтение группами по частям.
1. Чтение первой части (1-я группа).
а) чтение хорошо читающими учащимися;
б) вопросы учителя:
- Оправдываются ли ваши предположения?
- Как вы думаете, от кого эта записка и что в ней написано?
- Как будут развиваться события дальше?
2. Чтение второй части (2-я группа).
а) чтение учащимися;
б) вопросы учителя: Почему Витя отдал записку учителю?
- Что заставляет вас так думать?
- Ваши предположения относительно дальнейших событий, исходя из прочитанного?
3. Чтение третьей части (3-я группа).
а) чтение учащимися;
б) вопросы учителя:
- Почему Витя покраснел?
- Почему в классе воцарилась тишина?
- Почему во взглядах окружающих он увидел удивление и возмущение?
V. Физминутка (под музыкальное сопровождение песни о дружбе)
VI. Рефлексия.
1. Метод «Пресс». Обсуждение содержания:
- Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский рассказал нам эту историю?
- На ваш взгляд, Витя и Петрик были друзьями?
2. Метод «Дневник двойных пометок» (работа в тетрадях).
- Заставило ли данное произведение что-то изменить в вашем поведении?
Что именно?
- Запишите в первый столбик черты характера, которыми вы сейчас обладаете, а во второй столбик – черты характера, которыми вы бы хотели обладать в будущем.
Обладаю сейчас |
Хочу обладать в будущем |
|
|
( заслушивание записей некоторых учащихся)
VII. Итог урока.
1. Ассоциативный куст.
- Давайте подведём итог нашего урока, соединив слово дружба с соответствующими ему словами из правого и левого столбика.
(Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова стрелкой)
Презрение уважение
Равнодушие дружба ложь
Сопереживание доверие
Понимание порядочность
Насмешки поддержка
Искренность предательство
2. Видеоклип о дружбе.
- И закончить наш урок мне бы хотелось песней, которую можно назвать гимном дружбы. Вы дома подготовили отпечаток своей ладошки с написанным на ней высказыванием о дружбе. Сейчас у вас есть возможность подарить своему однокласснику или однокласснице тепло своей ладошки, которое будет исходить от добрых слов, написанных на ней. (Звучит видеоролик, дети танцуют, поют песню и передают друг - другу ладошку).
3. Оценивание работы детей на уроке учителем, оценивание учащимися работы детей в их группе и самого себя.(Работа в тетради).
VIII. Домашнее задание.
- Составьте продолжение рассказа, начиная его словами: «На следующий день…»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема урока: Произведения о школьной жизни.
В.А.Сухомлинский « Конь убежал».
Задания.
1. Стратегия «5-ти минутное «Эссэ».
За 5 минут написать расшифровку понятия «дружба»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Предвидение по ключевым словам.
· Упала записка.
· На перемене прочтёшь.
· Давай коня.
3. «Дневник двойных пометок».
Обладаю сейчас |
Хочу обладать в будущем |
|
|
4. «Ассоциативный куст». Соединить стрелочкой слова, приемлимые для слова «дружба».
Презрение
уважение
Равнодушие дружба ложь
Сопереживание доверие
Понимание порядочность
Насмешки поддержка
Искренность предательство
КОНЬ УБЕЖАЛ...
В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над тетрадями и сосредоточенно писали.
На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.
«Это опять, наверное, от Петрика,— подумал Витя.— Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?»
— Иван Петрович,— поднялся Витя,— мне кто-то записку бросил... Разве можно на уроке записки писать?
— Записки на уроке писать нельзя,— сказал Иван Петрович.— Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю — нехорошо, Витя. Записка — это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь...
Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.
Витя развернул записку и прочитал. «Витя,— писал Петрик,— я нарисовал огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе».
На перемене Витя подошел к Петрику.
— Давай коня,— сказал Витя.
— Конь убежал... — тихо ответил Петрик.
В.А. Сухомлинский
Самооценка своей работы на уроке и работы своих товарищей по группе.
1. Представь, что это пирог, который нужно разделить на всех членов группы, учитывая какой величины кусок заработал каждый член твоей группы на уроке. Раздели пирог на части и в каждой части подпиши имя того, кому этот кусок предназначается.
2. На шкале оценок обведи кружком оценку, которую, как ты считаешь, заработал ты на уроке:
1 2 3 4 5
3. В кружочке нарисуй мордашку, показывающую твоё настроение в конце урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.