Урок 16: Систематизации знаний по теме Древний Египет
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цели урока:
Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме.
Развивающая:
- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию культуры общения, умения выслушать собеседника.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта «Древний Египет», карточки с заданиями.
Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер и И.С.Свеницкая «История Древнего мира».
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Давайте настроимся на урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и у вас есть возможность показать свои знания. Я уверена, что сегодняшний урок принесёт нам удовлетворение и будет плодотворным.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда, вам предстоит догадаться.
- Ребята, посмотрите на экран. (Слайд № 1)
- Ответив на вопросы и назвав термины, вы догадаетесь, в какую страну мы отправимся.В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире. По берегам растут финиковые пальмы и душистые акации и высокий тростник. В водах реки обитает множество рыб и крокодилов. В прибрежных зарослях можно увидеть и дикую кошку, и уток, и гусей. Где вода - там и жизнь…
- Так, куда мы сегодня совершим путешествие? (В Древний Египет.)
- Скажите, для вас сейчас была новая информация? (Нет.)
- Как вы думаете, как звучит тема урока? (Древний Египет. Повторение.)
- Да, у нас сегодня обобщающий урок по теме «Древний Египет».
(Совместное целеполагание.)
А что конкретно мы будем сегодня повторять? (Географическое положение, климатические условия Древнего Египта, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.) В начале урока проведем небольшую разминку: назовите термины: Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра (за каждый термин кирпичик)
3. Обобщение и систематизация знаний. А теперь мы переходим к следующему этапу урока – обобщению и систематизацию знаний. Наше путешествие начинается. Посмотрите на экран.(Слайд № 2)Чтобы открыть эти загадочные двери , надо подобрать к ней ключи, а они непростые: это ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.
Первое задание- вам предстоит раскрыть тайну старинной рукописи.
Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим её текст.
ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ:
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ , __________ , ____________ . В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________. Чтобы попасть в мою страну, воспользуйтесь картой.
Второе задание
1.Покажите местоположение Египта.2. Покажите и назови первую столицу
3. Покажи и назови вторую столицу 4. Покажи реку одаривающую Египет.
(Во время военных походов фараонов Древнего Египта, были захвачены в Азии страны к северо-востоку от Египта – территории Палестины, Сирии, Финикии, Синатского полуострова, которые были богаты залежами медной руды; на юге Африки территория Нубии, которая славилась золотыми рудниками; на западе территории ливейских племён).
Третье задание:Здесь вам предстоит поработать с историческими источниками.
Текст дан на карточках,нужно найти ошибки)
Работа с текстом:
Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Тутмоса, высотой около 127 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 1,5 тонны.
Строителями пирамид были в основном рабы. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу с помощью связующего раствора.
Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом крокодила и головой человека в уборе фараона.
Правильный вариант.
Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонны.
Строителями пирамид были в основном египетские крестьяне. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора.
Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона.
Динамическая пауза.
Встали
дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Четвертое задание: задание на соответствие
Определите, кому из египтян могли принадлежать эти предметы (слайд 4
Пятое задание: Отгадайте загадки
1.На нильских берегах она была
Богатой и цветущею слыла
И ею фараоны управляли
Восстания рабов здесь подавляли
Назови, что за страна
В мире есть сейчас она
(Египет).
2.В Египте умер человек
И труп его хранили век
Тело обработают
Бинтами замотают
Назовем, что это было
Долго всем оно служило
(мумия)
3.Нил разольется и оставит
Его на радость людям всем
За это люди реку славят
На нем сады благоухают
Так поспеши же назвать то, что
Воды Нила оставляют
(ил)
4.Он был царем
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми
Кто это?
(фараон)
5.В долинах Нила вырос он
И солнцем и водой взращен
Его с трудом в Египте рубят
Кладут затем все вместе в ряд
Выходит замечательный расклад
Что это? Поспеши назвать
(папирус)
6.Не один год, не один раб
Ее строили за так
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить
И музейным экспонатом
Человечеству служить
(пирамида)
В качестве шестого задания мы с вами послушаем рассказы ребят о том, как жили разные классы в Древнем Египте от первого лица. Кто хочет рассказать? Рассказ о жизни ремесленников и земледельцев. Рассказ о жизни вельмож и фараонов.
4. Организация контроля самоконтроля знаний.
«Верю не верю», (слайд 6)
при верном ответе хлопок, при неверном тишина.
1. Египет расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (нет)-Египет расположен в северо-восточной Африке
2. В июле в Египте очень жарко, солнце печет до плюс 50 градусов. (да)
3. Река Нил впадает в Тихий океан. (нет)-Нил впадает в Средиземное море
4. В Египте много ценных пород деревьев (нет) в Египте не растут ценные породы деревьев
5. Каналы нужны для орошения полей (да)
6. Основные занятия древних египтян сводились к земледелию скотоводству, ремеслу . (да)
7. Египтяне поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)
8. В Древнем Египте отсутствовали неравенство и рабство. (нет)
9. Египтяне умели лечить многие болезни и знали строение человеческого тела (да)
5. Подведение итогов урока.
- Вот и закончилось наше путешествие по Древнему Египту. Все ключи подобраны при помощи проявленных вами знаний, и мы можем открыть нашу загадочную дверцу. Вы видите надпись: « Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. А сейчас подведём итоги. Вы все замечательно работали и мы с вами попытаемся построить пирамиду.
Рефлексия
1.Напишите название реки, протекающей через Египет, 1.Напишите название реки, протекающей через Египет,
обозначьте на ней 1-й порог. обозначьте на ней 1-й порог.
2.Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте 2.Закрасьте зеленым цветом районы земледелия в Египте
(границы обозначены знаком _._._._) (границы обозначены знаком _._._._)
3.Напишите название морей, омывающих Египет. 3.Напишите название морей, омывающих Египет.
4. Найдите древнюю столицу Египта и напиши ее 4. Найдите древнюю столицу Египта и напиши ее
название. название.
5. Обозначь значком район пирамид. 5. Обозначь значком район пирамид.
Тест «древний Египет» Вариант 1
Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил
Б) Тигр
В) Ефрат
Тест «древний Египет» Вариант 2
Первая столица Египетского царства?
А) Мемфис
Б) Фивы
В) Атон
Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет
Б) саркофаг
В) мумия
Из чего строили простые египтяне дома?
А) из глины
Б) из камня
В) из дерева
Царские советники, знать в Древнем Египте?
А) вельможи
Б) жрецы
В) писцы
Существо с телом льва и головой человека, «Охранявшее» гробницы египетских фараонов?
А) Сфинкс
Б) Апис
В) Хеопс
Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте?
А) саркофаг
Б) пирамида
В) мумия
Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?
А) писцы
Б) жрецы
В) фараоны
Кто набирался в армию в Древнем Египте?
А) каждый десятый юноша-египтянин.
Б) каждый второй раб
В) все вельможи
Кто в Древнем Египте владел знаниями??
А) писцы.
Б) вельможи
В) фараоны
Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
А) Эхнатон
Б) Хеопс
В) Тутанхамон
Письменность в Древнем Египте?
А) иероглифы
Б) клинопись
В) папирус
Кто служил колесничими в армии Древнего Египта?
А) вельможи
Б) жрецы
В) рабы
Кого древние египтяне считали «живым богом»?
А) главного жреца
Б) фараона
В) Амон-ра
Что ввозили торговцы в Древний Египет?
А) папирус
Б) древесину
В) хлеб
Что символизирует двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств
Б) союз богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Я, фараон ___________________ ,которому построили самую первую пирамиду. Моя страна называется _________ . Она находится вдоль полноводной реки ________ , которая одаривает землю __________________ _______________ . Люди моей страны занимаются ______________. Они выращивают __________ .
В ____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
Закончи предложение: «Моё настроение похоже на: __________________________
· солнышко;
· солнышко с тучкой;
· тучку;
· тучку с дождиком;
· тучку с молнией
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.