Урок 108 Морфемный разбор слова
Оценка 4.7

Урок 108 Морфемный разбор слова

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.03.2017
Урок 108 Морфемный разбор слова
Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфемного разбора слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 108 Морфемный разбор слова.doc

Урок 108. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА

Цель деятельности учителя

Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфемного разбора слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопреде-
ление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, сегодняшний урок русского языка мне бы хотелось начать с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни – это богатство, самое большое – мудрость».

– Как вы понимаете его смысл?

Синтаксическая минутка: записать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: поло-
жительно относятся
к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Беседа по вопросам:

– Что такое морфема?

– Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

– Для чего служат приставки и суффикс?

– Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа

Игра «Кто быстрее?»

Задание по вариантам.

– Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.

I вариант: ¬  +  нести.

II вариант: ¬  +  лететь.

– Какой вывод мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и значение всего слова.)

Игра «Составь слово».

– А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и дает готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

•  От глагола понес взять приставку.

•  От глагола дарить – корень.

•  От существительного кружок – суффикс.

– Какое слово получилось? (Подарок.)

•  От глагола побелел взять корень.

•  От прилагательного маленький – суффикс.

•  От прилагательного синий – окончание.

– Какое слово получилось? (Беленький.)

•  От глагола пришел взять приставку.

•  От глагола улетел – корень.

•  От глагола бежит – окончание.

– Какое слово получилось? (Прилетит.)

– Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.)

– Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.

1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)

2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.)

3. Я намакаронился. (Наелся макарон.)

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)

5. Из трубы дым трубится. (Вьется, струится.)

– Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы.)

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Принимают участие в обучающей игре, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них

недостаточно для полных ответов.

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Письменная ра-

бота

Физкульт-

минутка

См. уроки 105–107

 

Фронтальная

 

Выпол-нение упражнений

4. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра.

Составление памятки,
беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра.

Игра «Четвертый лишний».

– Давайте вернемся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.)

2. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.)

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. (Формы слова.)

4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы
слова.)

Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: пла-
нируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточ-нения информации. Устные ответы

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника

На слайде: порядок разбора.

– Познакомимся с образцом устного разбора.

Дано слово перевозчик.

Образец рассуждения:

Перевозчик – перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа – перевозчик – указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч.

Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду
занятий.

В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.

Возить – вожу, возил, повозка. Корень -воз-.

Знакомство с письменным разбором

Воспринимают на слух информацию, оформляют памятки

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Составление памятки

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Письменная работа.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой про-

блемы

– Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами.

Материал для разбора.

Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль).

Объяснительный диктант.

Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

– Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать

Знакомят
с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной
связи.

Письменная
работа

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

– Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках.

– Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

Пылеводонепроницаемые (часы )

– С какой морфемы мы начнем? (С окончания.)

Проводится морфемный разбор слова.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выполняют задания, проводят морфемный разбор слов

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя,

по воспроизведению).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ-нения информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа с учебником литературы или книгами для внеклассного чтения.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Каков же порядок выделения морфем?

– Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор

Пишут самостоятельную
работу.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ-нения информации.

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Урок 108. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА

Урок 108. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем

А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем

Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти»

Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти»

упражнений

упражнений

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

На слайде: порядок разбора. –

На слайде: порядок разбора. –

Давайте потренируемся в морфемном разборе

Давайте потренируемся в морфемном разборе

Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка

Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017