Урок 108 Морфемный разбор слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфемного разбора слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 108 Морфемный разбор слова.doc

Урок 108. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА

Цель деятельности учителя

Познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфемного разбора слова; уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопреде-
ление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, сегодняшний урок русского языка мне бы хотелось начать с афоризма: «Самое меньшее благо в жизни – это богатство, самое большое – мудрость».

– Как вы понимаете его смысл?

Синтаксическая минутка: записать афоризм, выделить основу и второстепенные члены предложения и начертить схему

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: поло-
жительно относятся
к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной
связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Беседа по вопросам:

– Что такое морфема?

– Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

– Для чего служат приставки и суффикс?

– Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, игра по группам, письменная работа

Игра «Кто быстрее?»

Задание по вариантам.

– Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.

I вариант: ¬  +  нести.

II вариант: ¬  +  лететь.

– Какой вывод мы можем сделать? (Меняется приставка, меняется и значение всего слова.)

Игра «Составь слово».

– А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и дает готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

•  От глагола понес взять приставку.

•  От глагола дарить – корень.

•  От существительного кружок – суффикс.

– Какое слово получилось? (Подарок.)

•  От глагола побелел взять корень.

•  От прилагательного маленький – суффикс.

•  От прилагательного синий – окончание.

– Какое слово получилось? (Беленький.)

•  От глагола пришел взять приставку.

•  От глагола улетел – корень.

•  От глагола бежит – окончание.

– Какое слово получилось? (Прилетит.)

– Какой вывод мы можем сделать? (Морфемы являются значимыми частями слова, с их помощью создаются новые слова.)

– Есть чудесная книга К. И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.

1. Я задверил руку. (Прищемил руку дверью.)

2. Замолоточь этот гвоздик! (Забей молотком этот гвоздик.)

3. Я намакаронился. (Наелся макарон.)

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (Можно.)

5. Из трубы дым трубится. (Вьется, струится.)

– Сделаем вывод: для чего мы должны знать состав слова? (Чтобы правильно, без ошибок, образовывать и писать слово, уметь членить его на морфемы.)

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Принимают участие в обучающей игре, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них

недостаточно для полных ответов.

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы. Письменная ра-

бота

Физкульт-

минутка

См. уроки 105–107

 

Фронтальная

 

Выпол-нение упражнений

4. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра.

Составление памятки,
беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы познакомимся с порядком морфемного разбора слов и научимся этот разбор проводить. Но сначала еще одна игра.

Игра «Четвертый лишний».

– Давайте вернемся к такой морфеме, как корень слова. Перед вами ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее. Нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1. Гора, гористый, горец, горевать. (Печалиться.)

2. Водитель, водный, водить, заводить. (Разные значения.)

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме. (Формы слова.)

4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок. (Формы
слова.)

Примерный вывод: у слов может совпадать звучание или написание корня, но значение будет разным. Чтобы не ошибиться, надо выяснить смысл слова.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: пла-
нируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточ-нения информации. Устные ответы

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа, знакомство с порядком морфемного разбора на основе текста учебника

На слайде: порядок разбора.

– Познакомимся с образцом устного разбора.

Дано слово перевозчик.

Образец рассуждения:

Перевозчик – перевозчика. В слове нулевое окончание. Основа – перевозчик – указывает, что имя существительное стоит в Им. п. ед. ч.

Суффикс -чик-, он обозначает лиц по роду
занятий.

В слове есть приставка пере-. Она имеет значение передвижения с одного места на другое.

Возить – вожу, возил, повозка. Корень -воз-.

Знакомство с письменным разбором

Воспринимают на слух информацию, оформляют памятки

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Составление памятки

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Письменная работа.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой про-

блемы

– Давайте потренируемся в морфемном разборе. Работать будем в группах, а потом каждая группа познакомит нас с результатами.

Материал для разбора.

Трактористы, привозим, вносить, сварщик, парашютистка, синеватая (даль).

Объяснительный диктант.

Нет снегопада. А каждый зверь так много пишет, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

– Разберите по составу слова: распутаешь, строчки, написать

Знакомят
с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной
связи.

Письменная
работа

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

– Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание на листочках.

– Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

Пылеводонепроницаемые (часы )

– С какой морфемы мы начнем? (С окончания.)

Проводится морфемный разбор слова.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выполняют задания, проводят морфемный разбор слов

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя,

по воспроизведению).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ-нения информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа с учебником литературы или книгами для внеклассного чтения.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Каков же порядок выделения морфем?

– Выпишите из любого литературного произведения (учебник литературы) существительное, прилагательное, глагол и проведите их морфемный разбор

Пишут самостоятельную
работу.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточ-нения информации.

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также