Урок 117 Повторение изученного в разделе` Морфемика и словообразование

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; закрепить навык морфемного словообразовательного разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 117 Повторение изученного в разделе` Морфемика и словообразование.doc

Урок 117. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В РАЗДЕЛЕ
«МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ»

Цель деятельности учителя

Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; закрепить навык морфемного словообразовательного разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                       http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Класс делится на две команды. В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги

и называются победители.

Вступительное слово:

– Сегодня мы вспомним то, что узнали о частях слова – морфемах, а также, соревнуясь, повторим орфографические правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи!*

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мате-риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

 

3. Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с вопросами по группам

Начинает разминку:

– Назовите известные вам морфемы

– Как найти окончание в слове? Докажите.

– Какие морфемы могут входить в основу?

– Назовите способы словообразования.

– Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

Работа с вопросами на с. 41 учебника (подготовка в парах или группах, взаимопроверка)

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов.

Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Физкультминутка

Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

 

Выполнение упражнений

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности учащихся. Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к работе в малых группах

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

 

– Итак, разминка окончена. Приступаем к выполнению заданий.

 

Объясняет правила организации работы
в группе

 

 

 

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необходимые действия, опе-
рации, работают
по плану

Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного

чтения

Задание 1.

Разберите слова по составу:

1-я команда: территория, путешествие, читал.

2-я команда: препятствие, артиллерия, горел.

Задание 2.

Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схемам, записанным учителем на доске.

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

                                 В. Приходько

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.

Сделайте фонетический разбор слов: паяльник, просьба.

Задание 3.

– Какие вы можете назвать корни с чередова-
нием?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки.

– Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Р_стительный, з_горать, зар_сли, р_сток, уг_рный, сл_жить, разл_жить, сл_гаемое.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют

в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Письменная работа

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием

во внешней речи.

 

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их

на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Составление связных рас-

сказов

Задание 4.

– Расскажите, как образуются сложные слова.
Соедините части правого и левого столбика так, чтобы получились новые слова:

паро

водо

свето

само

рыбо

ледо

лет

вод

воз

кол

мер

тень

Заполните квадрат сложными словами.

1. Человек, который ухаживает за садом.
(Садовод.)

2. Машина, работающая на пару. (Паровоз, пароход.)

3. Его использовали в старину вместо чайника.
(Самовар.)

4. Самодельное оружие. (Самопал.)

5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

6. Воздушное судно. (Самолет.)

с

 

 

 

 

 

д

 

а

 

 

 

о

 

 

 

м

 

в

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

р

 

л

 

 

 

а

 

 

 

е

 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Решают кроссворды, работают с перфокартами

Индивидуальная. групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации.

Письменная работа

Задание 5.

– Послушайте стихотворение. Скажите, о какой морфеме говориться в этом стихотворении. В каком значении используется эта морфема? Приведите свои примеры.

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-,

Особа преотважная,

Важная-преважная.

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Ее считали очень мудрой

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель.

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, пре-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу».

                             А. Каютина

 

 

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

Задание 6.

– Сейчас я вызываю капитанов команд и предлагаю им поработать с перфокартами над правилом «З и С на конце приставок».

Работа с перфокартами.

Сдать, сжимать, разбивать, расправить.

Здоровье, беспорядок, здесь, исправить.

Разрыв, разводить, безбедный, бесценный.

Разложить, избежать, беззвучный, испечь.

с, с, з, с

з, с, з, с

з, з, з, с

з, з, з, с

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

 

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение

Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Задание 7. Игра для всего класса «Кто быстрей, кто больше».

– От слов дом, летят образуйте как можно больше слов, выделите словообразующие морфемы, укажите, какими частями речи являются образованные слова, объясните их значение.

 

Подводятся итоги игры и называются победители. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Образуют новые слова. Отвечают на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники
достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также