Урок 117. ПОВТОРЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО В РАЗДЕЛЕ
«МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ»
Цель деятельности учителя |
Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; закрепить навык морфемного словообразовательного разбора; совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения |
Тип урока |
Урок систематизации ЗУН |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов; уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения |
Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, чередование звуков в морфемах |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Класс делится на две команды. В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги и называются победители. Вступительное слово: – Сегодня мы вспомним то, что узнали о частях слова – морфемах, а также, соревнуясь, повторим орфографические правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи!* |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мате-риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: |
Листы обратной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с вопросами по группам |
Начинает разминку: – Назовите известные вам морфемы – Как найти окончание в слове? Докажите. – Какие морфемы могут входить в основу? – Назовите способы словообразования. – Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова. Работа с вопросами на с. 41 учебника (подготовка в парах или группах, взаимопроверка) |
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Строят понятные для партнера высказывания |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Мы – веселые
мартышки, И друг другу даже |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Фронтальная |
|
Выполнение упражнений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий,
усвоение новых способов учебной |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
– Итак, разминка окончена. Приступаем к выполнению заданий.
Объясняет правила организации
работы
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками |
Групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необходимые
действия, опе- |
Задают вопросы для уточнения информации. Устные ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усво- ение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Задание 1. – Разберите слова по составу: 1-я команда: территория, путешествие, читал. 2-я команда: препятствие, артиллерия, горел. Задание 2. – Из текста выпишите слова, состав которых соответствует схемам, записанным учителем на доске. Над прудом поземка вьется, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали. В. Приходько Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски. – Сделайте фонетический разбор слов: паяльник, просьба. Задание 3. – Какие вы можете назвать корни с
чередова- – Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы. Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки. – Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Р_стительный, з_горать, зар_сли, р_сток, уг_рный, сл_жить, разл_жить, сл_гаемое. Организует и сопровождает деятельность обучающихся |
Составляют в группе ответы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать
новые Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Устные ответы. Письменная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи.
7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Составление связных рас- сказов |
Задание 4. – Расскажите, как
образуются сложные слова.
– Заполните квадрат сложными словами. 1. Человек, который
ухаживает за садом. 2. Машина, работающая на пару. (Паровоз, пароход.) 3. Его использовали в
старину вместо чайника. 4. Самодельное оружие. (Самопал.) 5. Лес, поваленный бурей. (Бурелом.) 6. Воздушное судно. (Самолет.)
|
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Решают кроссворды, работают с перфокартами |
Индивидуальная. групповая |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 5. – Послушайте стихотворение. Скажите, о какой морфеме говориться в этом стихотворении. В каком значении используется эта морфема? Приведите свои примеры. В прекрасном замке на горе Жила-была приставка пре-, Особа преотважная, Важная-преважная. Гордая-прегордая, Добрая-предобрая. Ее считали очень мудрой И называли все премудрой. Был у нее прелестный пудель. Прехрабрый пес по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка пере-. Она сказала: «На заре Я уезжаю. Друг мой, пре-, Меня не будет два-три дня, Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи. Я спешу». А. Каютина |
|
|
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6. – Сейчас я вызываю капитанов команд и предлагаю им поработать с перфокартами над правилом «З и С на конце приставок». Работа с перфокартами. Сдать, сжимать, разбивать, расправить. Здоровье, беспорядок, здесь, исправить. Разрыв, разводить, безбедный, бесценный. Разложить, избежать, беззвучный, испечь. с, с, з, с з, с, з, с з, з, з, с з, з, з, с Организует и сопровождает деятельность обучающихся |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы |
Задание 7. Игра для всего класса «Кто быстрей, кто больше». – От слов дом, летят образуйте как можно больше слов, выделите словообразующие морфемы, укажите, какими частями речи являются образованные слова, объясните их значение.
Подводятся итоги игры и называются победители. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Образуют новые слова. Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Оценивание работы учащихся на уроке |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
|
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Заполняют дневники |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.