Урок 124 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Оценка 4.6

Урок 124 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
17.03.2017
Урок 124 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; формировать умение классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 124 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.doc

Урок 124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ*

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; формировать умение классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными; уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово (составляется
учителем)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мате-риалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа с элементами игры

– На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. Но сначала ответьте, о какой части речи мы будем говорить?

На слайде: стихотворение А. Шибаева.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

– Правильно, речь пойдет об имени существительном. Посмотрите на экран. Перед вами – «Домик лингвистики» (слайд). Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?

– Верно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.

– Что изучает морфология? (Части речи.)

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

Раскрытие
сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

– Мы с вами, изучая морфологию на предыдущих уроках, говорили об имени существительном. Сейчас мы проверим, что знаем об этой части речи.

Я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________________________.

Имя существительное отвечает на вопросы
_______________?

Имя существительное относится к одному из трех родов:

Изменяется по _____________ и _____________.

К 1-му склонению относятся имена существительные __________________________________.

Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________________________________.

К 3-му склонению относятся имена существительные __________________________________.

В предложении чаще всего является ____________________ или _____________________________.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Физкультминутка

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой.

Нам теперь пора домой.

Ходьба на месте.

Прыжки на месте.

Руки в стороны.

Ходьба на месте

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

 

Выполняют упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения

На слайде:

– Перед вами новое задание – снежный ком.

Но он необычный, внутри него располагаются

буквы. Ваша задача – составить как можно боль-

ше слов, используя каждую букву всего один раз.

– Слов какой части речи вы составили больше?
(Существительных.) Распределим их на две группы: живые существа и вещи, предметы. Какие из них будут отвечать на вопрос кто?

А на вопрос что?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. дополняет ответы.

– Кто сформулирует тему нашего урока?

– А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– В первой строке запишите слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – КТО?, а во вто-рой – неодушевленные, которые отвечают
на вопрос – ЧТО?

Запись в тетрадь.

Словарный диктант.

КТО?  ЕжИ  МастерицЫ  ПчЁлка

ЧТО?  зАкат  рОсток  цИфра  жЁлудь  ДеревЬя

– Прочитайте только те слова, в которых отразились темы 3-й четверти… Проверьте написание слов по эталону (слайд).

Вывод: Слова первой группы отвечают на вопрос «кто?» Значит, они одушевленные.

Слова второй группы отвечают на вопрос «что?» Значит, они неодушевленные.

Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос «кто?»,
а к другим – «что?»

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:
 планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

– Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное или неодушевленное имя существительное.

Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевленными, мы же считаем сейчас одушевленными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевленный? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевленный?

– Что означают неодушевленные существительные? (Неживую материю.)

– Продолжим разграничивать одушевленные и неодушевленные имена существительные? Продолжаем записывать в столбики. Легко ли разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? Не всегда.

Дитя, ручьи, чудище, лисички?

– Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленных и неодушевленных существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь? (Слайд.)

В нашем питомнике нет лисичек. (Кого? Это звери.)

Набрал корзину лисичек. (Чего? Это грибы.)

Просклоняем существительные. 

          1-й вариант                          2-й вариант

•  И. п. (кто?) лисички            (что?)  лисички

•  Р. п. (кого?) лисичек             (чего?) лисичек

•  Д. п. (кому?) лисичкам         (чему?) лисичкам

•  В. п. (кого?) лисичек             (что?) лисички

•  Т. п. (кем?) лисичками         (чем?) лисичками

•  П. п. (о ком?) о лисичках     (о чем?) о лисичках

Какую разницу вы заметили при склонении?

Вывод: во мн. числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. п., а у неодушевленных существительных В. п. совпадает с И. п.

Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.

Поэтому к одушевленным существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным
(циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

К неодушевленным относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.

К неодушевленным существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описа-нии применяют слова, привычные для живых существ – они «рождаются», «дышат», «развиваются», «цветут», «размножаются» и «умирают», но не способны передвигаться).

– Одушевленными или неодушевленными являются следующие имена существительные?

      Вижу орла – вижу Орел

      Позвать дворника – включить дворники

Вывод: разграничение одушевленных и неодушевленных существительных зависит от их лексического значения

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных в трудных случаях

Фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Письменная работа

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника
или книг для внеклассного чтения

– Итак, сделаем общий вывод.

Вывод делается обучающимися, затем открывается ключ на слайде.

Вывод: грамматический способ разделения существительных на одушевленные и неодушевленные – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевленных, а именительного и винительного падежей – у неодушевленных.

Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного

Выполняют

упражнения,

отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

 

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают

Устные ответы

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Выполняют

упражнения 485, 486, 488. Дополнительное задание – 487

Индивидуальная

обобщения, выводы.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство

с работами

учащихся.

Обобщение

полученных

на уроке сведений в парах, оценивание

 

Подведем итоги (вопросы на слайде):

1. Какие имена существительные относятся к одушевленным? (Отвечающие на вопрос «кто?».)

2. Какие имена существительные относятся к неодушевленным? (Отвечающие на вопрос «что?».)

3. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевленных и неодушевленных существительных?

Вывод в парах: деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Во множественном числе у одушевленных имен существительных совпадают формы В. п. и Р. п., а у неодушевленных – В. п. и И. п.

Составляют

и произносят диалоги в парах, слушают одноклассников, оценивают их.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе
работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных

на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений

Листы обратной
связи

 


Урок 124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Урок 124. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Организационная структура (сценарий) урока

Организационная структура (сценарий) урока

Эвристическая беседа с элементами игры–

Эвристическая беседа с элементами игры–

Мы с вами, изучая морфологию на предыдущих уроках, говорили об имени существительном

Мы с вами, изучая морфологию на предыдущих уроках, говорили об имени существительном

По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали,

По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали,

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

И. п. Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе

И. п. Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе

Одушевленными или неодушевленными являются следующие имена существительные?

Одушевленными или неодушевленными являются следующие имена существительные?

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения–

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения–

Итак, сделаем общий вывод. Вывод делается обучающимися, затем открывается ключ на слайде

Итак, сделаем общий вывод. Вывод делается обучающимися, затем открывается ключ на слайде

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017