Урок 127 Элементы рассуждения в повествовании Сжатое изложение

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру рассуждения, повествования; уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 127 Элементы рассуждения в повествовании Сжатое изложение.doc

Урок 127. ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ В ПОВЕСТВОВАНИИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
(Е. А. ПЕРМЯК «ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА»)

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру рассуждения, повествования; уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                       http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Тема текста, идея текста, микротемы

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

Дети показывают карточки с изображением веселого человечка.

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Работа над текстом, выбранным учителем, строится по образцу, данному в уроке 69.

Чтение текста сказки Е. Пермяка «Перо и чернильница»*.

– Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и черниль-
ница.)

– Автор выносит названия этих предметов
в заглавие.

– Кто их вводит в эту ситуацию? (Дедушка.)

– Почему в его речи возникают эти слова? (Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука: «Откуда ты сказки берешь?»)

Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки, – на четвертой.

– О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать.)

Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики – в тетрадях

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них

недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку

зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

– Что значит «добывать»? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?

Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом «добывать»:

берешь

достаешь

зацепляется

вытащишь

– Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?

Ответы учеников, что делал Сережа в школе: их понимание иносказания.

Обобщение: значит, на самом деле он учился в школе самому простому – учился писать.

– Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.)

Учитель записывает эту фразу на доску под двумя предыдущими, а ученики – в тетради.

– Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?

 

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Физкультминутка

Мы сейчас поставим диск,
Разминаться не ленись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Веселей! Не отставай!
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке – остановиться, на последней – потянуться, руки вверх и опустить их через стороны

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

 

Выполняют физические упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Письменная

работа

– Какое лексическое средство использует автор
в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее? (Автор использует антонимы: жидкие – гуще (о чернилах); мелкая – глубже (о чернильнице); тупое – острее
(о пере).

Это прилагательные в разных формах.)

Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики – в тетради.

– Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся
к словам дедушки? (На ус намотал – другим
пересказал.)

Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики – в тетрадях.

На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.

Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условные обозначения.

– Какая форма речи преобладает в тексте? (Диа-лог.) Давайте посмотрим на первую часть текста.

Запись на доске:

– Скажи, дедушка, – как-то спросил Сережа, – откуда ты сказки берешь?

– Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

– А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

– Ручкой с перышком, милый внук, ручкой
с перышком.

– Переведите предложения из диалога в косвенную речь.

– Итак, подведем итог:

Текст написан в художественном стиле речи.

Тип речи – повествование в жанре притчи.

Тема – о том, как Сережа учился «добывать сказку пером из чернильницы».

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь – «зацепишь» сказку.

дополняет ответы

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Воспринимают информацию, обсуждают содержание задания, отвечают

на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необходимые действия, опе-
рации, работают
по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Задают вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Письменная

работа

– Составьте план текста, выделив микротемы.

контролирует правильность работы

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложением

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имею-
щиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей

Устные ответы.

Выполнение письменного задания

6. Первичное закрепление.

 

7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону

Беседа по вопросам. Письменная работа. Обобщение и систематизация знаний,

формирование рациональных способов при-

менения их

на практике

Анализ планов, запись изложений.

 

 

 

контролирует правильность работы

Принимают участие в работе, пишут изложение по тексту

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений. Проверка и обсуждение работ учащихся

Проверка письменных работ

Проверяют тексты изложений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе
работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники
достижений

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования;

стремятся к приобретению новых знаний
и умений.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также