Урок 127. ЭЛЕМЕНТЫ
РАССУЖДЕНИЯ В ПОВЕСТВОВАНИИ. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
(Е. А. ПЕРМЯК «ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА»)
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания об алгоритме сжатого изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать структуру рассуждения, повествования; уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Тема текста, идея текста, микротемы |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: – Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение. Дети показывают карточки с изображением веселого человечка. – Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции. Коммуникативные: |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Работа над текстом, выбранным учителем, строится по образцу, данному в уроке 69. Чтение текста сказки Е. Пермяка «Перо и чернильница»*. – Какие конкретные, наглядно
представляемые предметы названы в тексте? (Перо и черниль- – Автор выносит названия этих
предметов – Кто их вводит в эту ситуацию? (Дедушка.) – Почему в его речи возникают эти слова? (Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука: «Откуда ты сказки берешь?») Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки, – на четвертой. – О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать.) Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики – в тетрадях |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
– Что значит «добывать»? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте? Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом «добывать»: берешь достаешь зацепляется вытащишь – Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает? Ответы учеников, что делал Сережа в школе: их понимание иносказания. Обобщение: значит, на самом деле он учился в школе самому простому – учился писать. – Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил? (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.) Учитель записывает эту фразу на доску под двумя предыдущими, а ученики – в тетради. – Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького? |
|
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы |
Физкультминутка |
Мы
сейчас поставим диск, Раз-два, раз-два, Веселей! Не отставай! Бег на месте, на предпоследней строчке – остановиться, на последней – потянуться, руки вверх и опустить их через стороны |
Выполняют элементарные физические упраж- нения |
Фронтальная |
|
Выполняют физические упражнения |
|
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа |
– Какое лексическое
средство использует автор Это прилагательные в разных формах.) Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики – в тетради. – Чем завершается
рассказ? Как Сережа отнесся Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики – в тетрадях. На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение. Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условные обозначения. – Какая форма речи преобладает в тексте? (Диа-лог.) Давайте посмотрим на первую часть текста. Запись на доске: – Скажи, дедушка, – как-то спросил Сережа, – откуда ты сказки берешь? – Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. – А как ты их оттуда достаешь, дедушка? – Ручкой с перышком,
милый внук, ручкой – Переведите предложения из диалога в косвенную речь. – Итак, подведем итог: Текст написан в художественном стиле речи. Тип речи – повествование в жанре притчи. Тема – о том, как Сережа учился «добывать сказку пером из чернильницы». А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь – «зацепишь» сказку. дополняет ответы |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают информацию, обсуждают содержание задания, отвечают на вопросы, выполняют задания |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в
сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необходимые
действия, опе- Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Задают вопросы для уточнения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа |
– Составьте план текста, выделив микротемы. контролирует правильность работы |
Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложением |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать
новые знания, умения, совершенствовать имею- Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей |
Устные ответы. Выполнение письменного задания |
6. Первичное закрепление.
7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Беседа по вопросам. Письменная работа. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов при- менения их на практике |
Анализ планов, запись изложений.
контролирует правильность работы |
Принимают участие в работе, пишут изложение по тексту |
Индивидуальная, групповая |
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
8. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений. Проверка и обсуждение работ учащихся |
Проверка письменных работ |
Проверяют тексты изложений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки |
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас
появлялись в процессе – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом |
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Заполняют дневники |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых
знаний Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.