Урок 131 Три склонения имён существительных

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трем группам – трем склонениям, отработать умение правильно писать И–Е в окончаниях существительных Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать склонение имен существительных, основание деления существительных на три типа склонения; начальную форму существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 131 Три склонения имён существительных.doc

Урок 131. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трем группам – трем склонениям, отработать умение правильно писать И–Е в окончаниях существительных

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать склонение имен существительных, основание деления существительных на три типа склонения; начальную форму существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                          http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                                 http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Склонение, основные нормы русского языка

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

– Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

− Как вы ее понимаете? (Варианты ответов
детей.)

– Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или само-стоятельно) необхо-
димые действия,
операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную
от своей)

Листы обратной
связи

2. Актуализация

и пробное учебное действие

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

– А начнем мы с блицопроса.

− Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

− Какие имена существительные относятся
ко 2-му склонению?

− Какие имена существительные относятся
к 3-му склонению?

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

Задание (на слайде).

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания, и если оно является верным, то ставьте знак «+», а если неверным, то знак «–».

– А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку

зрения

Устные ответы

3. Выявление места и причины затруднения

Выполнение заданий в группах.

Взаимопроверка знаний по учебнику и ключу на слайде. Просмотр мультимедийной презентации «Склонение имен существительных»

Задание для 1-й группы (на карточке).

1. Имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание -и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

 2. Имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание -ы, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___________________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р. п. ____________________________ окончание

 

Д. п. ____________________________ окончание

 

П. п. ____________________________ окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание … , в дательном и предложном падеже окончание … , является верным.

Задание для 2-й группы.

1. Имена существительные 2-го склонения имеют в предложном падеже окончание -е.

2. Имена существительные 2-го склонения имеют в предложном падеже окончание -и.

Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что __________________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами _____________________________________

П. п. ____________________________ окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 2-го склонения имеют в предложном

падеже окончание… , является верным, а второе утверждение будет неверным.

Задание для 3-й группы.

1. Имена существительные 3-го склонения имеют в родительном падеже окончание -и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

2. Имена существительные 3-го склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание -и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами _____________________________________

Р. п. ____________________________ окончание

Д. п. ____________________________ окончание

П. п. ____________________________ окончание

Следовательно, утверждение, что имена существительные 3-го склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание … , является верным.

Организует и сопровождает деятельность детей.

Объясняет, как вести проверку работы товарища, какой системой оценивания пользоваться

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию,
осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что

знаний у них

недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют спо-собность к самооценке своих действий,
поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки.)
Вот так, вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

(Потереть себя за предплечья.)
Вот так, вот так надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.)
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.

(Сесть на место за парту.)

Выполняют элементарные физические упраж-

нения

Фронтальная

 

Выполняют упражнения

4. Целеполагание

и постро-

ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усво-

ение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

Работа с учебником

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.

− Что у вас вызывает трудности?

− Над этим мы и будем работать на уроке.

− Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

− Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных?

− Какие слова являются опорными для каждого склонения?

Выполняют

упражнения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосно-

вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы

5. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Организация рабочего места. Работа в группах. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Выполнение упражнения 521.

 

Организует и сопровождает деятельность
детей

Работа с заданиями.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют упражнение 521

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы.

Письменная работа

6. Первичное закрепление

с комментирова-

нием во внешней речи

Обобщение

и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их

на практике. Игра

Задание «Соберите в корзинку».

– Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды и просит чтобы вы помогли ей разложить их в две корзины: в первую корзину – 1-го склонения, а во вторую – 2-го склонения.

Учитель показывает слайды – предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами.

– Ребята первого варианта записывают существительные 1-го склонения. Ребята второго варианта – 2-го склонения.

Картофель, репа, редька, малина, кабачок, баклажан, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, клубника.

– Давайте проверим, что в первой корзинке? (Репа, редька, малина, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.)

Взаимопроверка.

– А теперь проверим, что во второй корзинке?
(Картофель, кабачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.)

Взаимопроверка.

Задание «Не ошибись».

– Мышка приготовила вам еще одно задание. Вам нужно записать существительные 3-го скло-нения.

Один ученик работает за откидной доской.

Учитель читает слова с мягким знаком на конце.

Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, тюль, сушь.

– Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, фасоль,  печь, дочь, помощь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, сушь.)

Взаимопроверка

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Листы обратной
связи.

Письменная работа

7. Само-стоятельная работа с само-проверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Отвечают на вопросы, выполняют задания, оценивают работы товарищей

Индивидуальная, групповая

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Задают вопросы для уточнения информации

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

– Подведем итоги. О чем вы узнали на уроке? Чему научились?

– Проверим ваши знания с помощью теста «Третий лишний».

 

1. День, тень, пень.

2. Стена, доска, юнга.

3. Камыш, тишь, мышь.

 

– Почему они лишние?

Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают

на вопросы

Фронтальная

Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро-ке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной
связи

 


Посмотрите также