Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительных; систематизировать ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль существительных в предложении
Урок объяснения нового материала
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Урок 135. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образовательн
ые
ресурсы
Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение
производить морфологический разбор существительных; систематизировать
ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль
существительных в предложении
Урок объяснения нового материала
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
порядок морфологического разбора имени существительного; уметь
производить морфологический разбор (устный и письменный) имени
существительного.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой информации, компакт
диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Грамматические категории, общее грамматическое значение,
синтаксическая рольОрганизационная структура (сценарий) урока
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о
(составляется учителем)
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение) к
учебно
й
деятел
ь
ности
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Эмоцион
альная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебно
е
действ
ие
Воспроиз
ведение
ранее
изученног
о,
установл
ение
преемств
енных
связей
прежних
и новых
Орфографический диктант по
тексту упражнения 541.
Задание. Привести примеры
имен собственных,
нарицательных, одушевленных
существительных из этого
диктанта.
Организует и сопровождает
совместную учебную
деятельность. Дополняет
ответы
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Фрон
тальн
ая
Групп
овая
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге с
учителем.
Размещают
учебные
материалы
на рабочем
месте,
демонстри
руют
готовность
к уроку
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыва
ния.
Смотрят
презентаци
ю,
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы
Познавательн
ые: понимают
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия,
операции.
Коммуникати
вные: работают
в парах
(обмениваются
мнениями,
учатся понимать
позицию
партнера)
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задачЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Эвристич
еская
беседа
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
осваивают
лингвисти
ческие
термины.
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
понимают,
что знаний
у них
недостато
чно для
полных
ответов
операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Коммуникати
вные: слушают,
задают вопросы,
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зренияЭтапы
урока
3.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Беседа,
обсужден
ие
результат
ов
предыду
щего
этапа.
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
Деятельность учителя
Взаимопроверка.
Работа с текстом.
Синтаксический разбор
предложений (материал на
слайде и в распечатке).
Ле_кий ветерок гон_т облачка
по небу.
В тих_ дни над землей летает
ли_кая п_утина. Осень – пора
сбора птиц к отлету.
В д_лекий путь отправляют_ся
дикие гуси. Оставляют свои
болота журавли. (И. С.
СоколовМикитов.)
– Сделаем вывод: какова
синтаксическая роль
существительных в
предложении?
Организует и сопровождает
совместную учебную
деятельность. Дополняет
ответы
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы.
Пись
менна
я ра
бота
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
органи
зации
взаим
одейст
вия
Групп
овая
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы.
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновыв
ают свою
точку
зрения. В
сотруднич
естве с
учителем и
однокласс
никами
делают
выводы.
Знакомят
с
результата
ми работы
группы,
слушают и
обсуждают
ответы
товарищей
умения
(универсальные
учебные
действия)
Личностные:
имеют желание
осознавать свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке
своих действий,
поступков.
Познавательн
ые:
устанавливают
причинно
следственные
связи,
делают выводы.
Регулятивные:
осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникати
вные: задают
вопросы с целью
получения
необходимой
для решения
проблемы
информацииЭтапы
урока
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
проект
а
выход
а из
затруд
нения
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Физкульт
минутка
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
.
Беседа по
материал
ам
учебника,
обсужден
ие
результат
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Выпо
лняют
упраж
нения
Задаю
т
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
Деятельность учителя
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на
карниз,
А с него свалилась
вниз!
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее
на себя.
– Ребята, сегодня мы с вами
обобщим наши знания об имени
существительном, вспомним,
какими грамматическими и
морфологическими признаками
характеризуется эта часть речи,
а также какую синтаксическую
роль выполняет
существительное в
предложении.
Организует и сопровождает
совместную учебную
деятельность. Дополняет
ответы
органи
зации
взаим
одейст
вия
Фрон
тальн
ая
Инди
видуа
льная,
групп
овая
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Выполняю
т
движения
в
соответств
ии с
текстом
Формулир
уют цель
учебной
деятельнос
ти
в диалоге с
учителем.
Соотносят
поставлен
ные задачи
с
текстами,
знакомятс
я с
материало
м.
Выделяют
главное,
устанавлив
ают
причинно
следственн
умения
(универсальные
учебные
действия)
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах своего
успеха или
неуспеха в
учении,
связывая успехи
с усилиями,
трудолюбием.
Познавательн
ые: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказыванийЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
ов
наблюден
ия
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
ые связи
между
отдельным
и
языковыми
явлениями
одноклассников,
систематизирую
т собственные
знания.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве
с учителем и
одноклассникам
и или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции,
работают по
плану
Познавательн
ые: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные:
контролируют
Устн
ые
ответ
ы
Фрон
тальн
ая
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
Знакомство с порядком
морфологического
разбора существительного на
с. 79–80, составление на
основе этого материала
рассказа о существительном
по опорным словам
(на слайде):
1) Имя существительное
обозначает
______________________ и
отвечает на вопросы
___________________________
_______
Начальная форма имени
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновыв
ают свою
точку
зрения.
В
сотруднич
естве с
учителем и
одноклассЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
.
Выполнен
ие
творческ
их
заданий
на
развитие
логическ
ого
мышлени
я,
самостоя
тельност
и и
самоконт
роля
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
Обобщен
ие и
системат
изация
знаний,
формиро
вание
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
существительного –
_____ падеж _____ числа.
2) Имена существительные
имеют следующие постоянные
признаки:
___________________ или
_______________________
_________________ или
__________________
относятся к _________, или
________, или ___________
роду, к __________, или
_________, или ___________
склонению.
Имена существительные имеют
следующие непостоянные
признаки:
Существительное изменяется
по ___________ и
____________
3) В предложении имя
существительное может быть
___________________________
____
Задание.
СТАКАН ВИШНИ
Мама принесла с рынка стакан
вишен. Она отдала все вишни
Кате.
«Я тоже хочу вишен», – сказал
Боря маме. «Ты свои вишни
никами
делают
выводы
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решении
учебной задачи.
Коммуникати
вные: умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательно
сти работы
Выполняю
т
упражнени
я,
отвечают
на
вопросы
Инди
видуа
льная,
групп
овая
Личностные:
имеют желание
осваивать новые
виды
деятельности,
участвовать
в творческом,
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
еПроме
жуточ
ный
контр
оль
задан
ий
Этапы
урока
нтиров
а
нием
во
внешн
ей
речи
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
рационал
ьных
способов
применен
ия их на
практике.
Эвристич
еская
беседа,
подбор
своих
примеров
,
иллюстри
ру
ющих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составлен
ие
связных
рассказов
об
изученны
х нормах
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
съел весной», – ответила мама
и достала из шкатулки
вишневую веточку с засохшими
цветами. Боря посмотрел на
ветку и сказал: «Эту ветку
сломал я. Но ведь это были
только цветы».
– Письменно ответьте, почему
мама отдала вишни дочке?
– Найдите в тексте по одному
существительному всех трех
склонений, выпишите их в
тетрадь и произведите
письменно морфологический
разбор.
– Со словом вишня составьте
предложения, доказав, что это
слово может выступать в роли
различных членов
предложения.
Запишите эти предложения в
тетрадь
созидательном
процессе.
Познавательн
ые: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищутЭтапы
урока
7.
Само
стояте
льная
работа
с
само
провер
кой по
эталон
у
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Выполнен
ие
разноуро
вневых
обучающ
их
упражнен
ий на
основе
текстов
учебника
или книг
для
внекласс
ного
чтения
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Самостоятельное выполнение
разных по сложности
упражнений, подобранных
учителем в соответствии с
уровнем подготовки класса
Выполняю
т
упражнени
я
Инди
видуа
льная
Пись
менна
я ра
бота
их причины и
пути
преодоления
Познавательн
ые:
самостоятельно
выделяют и
формулируют
цель;
осуществляют
поиск
необходимой
информации (из
материалов
учебника и
рассказа
учителя, по
воспроизведени
ю в памяти).
Регулятивные:
самостоятельно
планируют
необходимые
действия,
операции,
работают по
плану.
Коммуникати
вные:
формулируют
собственныеЭтапы
урока
8.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Индивид
уальные
задания.
Знакомст
во
с
работами
учащихся
.
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений,
оцениван
ие
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Фрон
тальн
ая
Выполняю
т
индивидуа
льные
задания,
слушают
однокласс
ников,
оценивают
их.
Отвечают
на
вопросы
Индивидуальные задания по
карточкам*.
Неслыханная жара стояла в
то лето над лесами. Утром
наплывают вереницы белых
облаков. В полдень облака
стремительно рванулись
вверх, к зениту, и на глазах
уносились и исчезали гдето за
границами неба. Жаркий
ураган дул уже две недели без
передышки. Смола,
стекавшая по сосновым
стволам, превратилась в
янтарный камень.
Задание:
1. Определить стиль текста.
Подчеркнуть олицетворения.
2. Подобрать синонимы к слову
неслыханная
(жара).
3. Каким синонимом можно
заменить слово рвались
(вверх)?
4. Выписать из текста
существительное,
Задаю
т
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
и.
Пись
менна
я ра
бота
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Личностные:
понимают, в чем
значение знаний
для человека.
Познавательн
ые:
приобретают
умения
использовать
полученные
знания и умения
в практической
деятельности и
повседневной
жизни.
Регулятивные:
оценивают свою
работу;
исправляют и
объясняют
ошибки.
Коммуникати
вные:
формулируют
собственные
мысли,Этапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Заключит
ельная
беседа по
вопросам
9.
Рефле
ксия
учебно
й
деятел
ьности
на
уроке
(итог
урока)
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
состоящее из приставки, корня,
суффикса
и окончания.
5. Прилагательное, состоящее
из корня, суффикса и
окончания, и глагол, в состав
которого входят приставка,
корень, два суффикса,
окончание и суффикс ся (сь).
6. Сделать письменный
морфологический разбор
любых двух существительных
из текста
– Что нового узнали на уроке?
– Какой диалог вам кажется
наиболее точным и
интересным? Почему?
– Какие трудности у вас
появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на
уроке?
– Какое настроение у вас
сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из
предложенных на вашем столе
карточек и покажите мне. Урок
понравился – карточку с
улыбающимся лицом, нет –
карточку с грустным лицом
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Инди
видуа
льная
Определя
ют свое
эмоционал
ьное
состояние
на уроке.
Заполняют
дневники
достижени
й
Лист
ы
обрат
ной
связи
Личностные:
приобретают
мотивацию
процесса
образования;
стремятся к
приобретению
новых знаний и
умений.
Познавательн
ые:
устанавливают
взаимосвязь
между объемом
полученных на
уроке знаний,
умений, навыков
и операционных,Этапы
урока
Обучающи
е
и
развивающ
ие
компонент
ы, задания
и
упражнени
я
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаим
одейст
вия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
исследовательск
их,
аналитических
умений как
интегрированны
х, сложных
умений;
приобретают
умения
мотивированно
организовывать
свою
деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою
работу