Урок 135 Морфологический разбор имени существительного

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение производить морфологический разбор существительных; систематизировать ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль существительных в предложении Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфологического разбора имени существительного; уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Урок 135 Морфологический разбор имени существительного.doc
Урок  135. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образовательн ые  ресурсы Углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение  производить морфологический разбор существительных; систематизировать  ранее изученное о существительном, определять синтаксическую роль  существительных в предложении Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  порядок морфологического разбора имени существительного; уметь  производить морфологический разбор (устный и письменный) имени  существительного.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию  из различных источников, включая средства массовой информации, компакт­ диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться  словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на  электронных носителях.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.intergu.ru                                         http://festival.1september.ru/subjects               Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся демонстрацио нный  материал Основные  понятия Грамматические категории, общее грамматическое значение,  синтаксическая рольОрганизационная  структура  (сценарий) урока Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   (составляется учителем) Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение) к учебно й  деятел ь­ ности Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Эмоцион альная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению изучаемо го  материал а 2.  Актуа лизаци я  и  пробн ое  учебно е  действ ие Воспроиз ведение  ранее  изученног о,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  Орфографический диктант по тексту упражнения 541.  Задание. Привести примеры  имен собственных,  нарицательных, одушевленных  существительных из этого  диктанта. Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Фрон тальн ая Групп овая Слушают  учителя,  участвуют  в диалоге с учителем.  Размещают учебные  материалы на рабочем месте,  демонстри руют  готовность к уроку Отвечают  на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыва ния.  Смотрят  презентаци ю,  Лист ы  обрат ной связи Устн ые  ответ ы Познавательн ые: понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные: планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуникати вные: работают  в парах  (обмениваются  мнениями,  учатся понимать позицию  партнера) Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия в  материализован ной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задачЭтапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х. Эвристич еская  беседа  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль осваивают  лингвисти ческие  термины. Обдумыва ют ответы  на  вопросы и  понимают,  что знаний у них  недостато чно для  полных  ответов операции  анализа, синтеза, сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Коммуникати вные: слушают,  задают вопросы, отвечают на  вопросы других, формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обо­сновывают  свою точку  зренияЭтапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Беседа,  обсужден ие  результат ов  предыду щего  этапа.  Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и умственн ой  деятельн ости  учащихся Деятельность учителя Взаимопроверка. Работа с текстом.  Синтаксический разбор  предложений  (материал на  слайде и в распечатке).  Ле_кий ветерок гон_т облачка  по небу. В тих_ дни над землей летает  ли_кая п_утина. Осень – пора  сбора птиц к отлету.  В д_лекий путь отправляют_ся  дикие гуси. Оставляют свои  болота журавли. (И. С.  Соколов­Микитов.)  – Сделаем вывод: какова  синтаксическая роль  существительных в  предложении? Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы Проме жуточ ный  контр оль Устн ые  ответ ы.  Пись менна я ра­ бота Форм Осуществл ы Формируемые органи зации взаим одейст вия Групп овая яемая  деятельнос ть  учащихся Обдумыва ют ответы  на  вопросы.  Формулир уют  собственн ые мысли,  высказыва ют и  обосновыв ают свою  точку  зрения. В  сотруднич естве с  учителем и однокласс никами  делают  выводы.  Знакомят  с  результата ми работы  группы,  слушают и  обсуждают ответы  товарищей умения  (универсальные  учебные действия) Личностные:  имеют желание  осознавать свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих действий,  поступков. Познавательн ые:  устанавливают  причинно­ следственные  связи,  делают выводы.  Регулятивные: осознают  недостаточность своих знаний. Коммуникати вные: задают  вопросы с целью получения  необходимой  для решения  проблемы  информацииЭтапы  урока 4.  Целеп олаган ие  и  постро ­ ение  проект а  выход а из  затруд нения Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Физкульт минутка Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и умственн ой  деятельн ости  учащихся .  Беседа по материал ам  учебника, обсужден ие  результат Проме жуточ ный  контр оль Выпо лняют упраж нения Задаю т  вопро сы  для  уточн ения  инфо рмаци и Форм Осуществл ы Формируемые Деятельность учителя Любопытная Варвара Смотрит влево,  Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на  карниз, А с него свалилась  вниз! Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее на себя.  – Ребята, сегодня мы с вами  обобщим наши знания об имени существительном, вспомним,  какими грамматическими и  морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую  роль выполняет  существительное в  предложении. Организует и сопровождает  совместную учебную  деятельность. Дополняет  ответы органи зации взаим одейст вия Фрон тальн ая Инди видуа льная, групп овая яемая  деятельнос ть  учащихся Выполняю т  движения  в  соответств ии с  текстом Формулир уют цель  учебной  деятельнос ти  в диалоге с учителем. Соотносят поставлен ные задачи с  текстами,  знакомятс я с  материало м.  Выделяют  главное,  устанавлив ают  причинно­ следственн умения  (универсальные  учебные действия) Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах своего успеха или  неуспеха в  учении,  связывая успехи с усилиями,  трудолюбием.  Познавательн ые: извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения  учителя,  высказыванийЭтапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я ов  наблюден ия Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль ые связи  между  отдельным и  языковыми явлениями одноклассников, систематизирую т собственные  знания.  Регулятивные: планируют (в  сотрудничестве  с учителем и  одноклассникам и или  самостоятельно) необходимые  действия,  операции,  работают по  плану Познавательн ые: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивные: контролируют  Устн ые  ответ ы Фрон тальн ая 5.  Твор­ ческая практи ческая деятел ьность  по  реализ ации  постро енного проект а Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся Знакомство с порядком  морфологического  разбора существительного на  с. 79–80, составление на  основе этого материала  рассказа о существительном  по опорным словам  (на слайде):  1) Имя существительное  обозначает  ______________________ и  отвечает на вопросы  ___________________________ _______  Начальная форма имени  Формулир уют  собственн ые мысли,  высказыва ют и  обосновыв ают свою  точку  зрения.  В  сотруднич естве с  учителем и одноклассЭтапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я . Выполнен ие  творческ их  заданий  на   развитие  логическ ого  мышлени я,  самостоя тельност и и  самоконт роля 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме Обобщен ие и  системат изация  знаний,  формиро вание  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль существительного –  _____ падеж _____ числа.  2) Имена существительные  имеют следующие постоянные  признаки:  ___________________ или  _______________________ _________________ или  __________________ относятся к _________, или  ________, или ___________  роду, к __________, или  _________, или ___________  склонению.  Имена существительные имеют  следующие непостоянные  признаки:  Существительное изменяется  по ___________ и  ____________  3) В предложении имя  существительное может быть  ___________________________ ____ Задание. СТАКАН ВИШНИ Мама принесла с рынка стакан  вишен. Она отдала все вишни  Кате.  «Я тоже хочу вишен», – сказал  Боря маме. «Ты свои вишни  никами  делают  выводы учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют его  в решении  учебной задачи.  Коммуникати вные: умеют  задавать  вопросы для  уточнения  последовательно сти работы Выполняю т  упражнени я,  отвечают  на  вопросы Инди видуа льная, групп овая Личностные:  имеют желание  осваивать новые виды  деятельности,  участвовать  в творческом,  Устн ые  ответ ы. Выпо лнени еПроме жуточ ный  контр оль задан ий Этапы  урока нтиров а­ нием  во  внешн ей  речи Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я рационал ьных  способов  применен ия их на  практике. Эвристич еская  беседа,  подбор  своих  примеров ,  иллюстри ру­ ющих  природу  изучаемо го  языковог о  явления, составлен ие  связных  рассказов об  изученны х нормах Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) съел весной», – ответила мама  и достала из шкатулки  вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на  ветку и сказал: «Эту ветку  сломал я. Но ведь это были  только цветы».  – Письменно ответьте, почему  мама отдала вишни дочке?  – Найдите в тексте по одному  существительному всех трех  склонений, выпишите их в  тетрадь и произведите  письменно морфологический  разбор.  – Со словом вишня составьте  предложения, доказав, что это  слово может выступать в роли  различных членов  предложения.  Запишите эти предложения в  тетрадь созидательном  процессе.  Познавательн ые: выполняют  учебно­ познавательные  действия в  материализован ной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа, синтеза, сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивные: адекватно  оценивают свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности, ищутЭтапы  урока 7.  Само­ стояте льная  работа с  само­ провер кой по эталон у Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Выполнен ие  разноуро вневых  обучающ их  упражнен ий на  основе  текстов  учебника  или книг  для  внекласс ного  чтения Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Самостоятельное выполнение разных по сложности  упражнений, подобранных  учителем в соответствии с  уровнем подготовки класса Выполняю т  упражнени я Инди видуа льная Пись менна я ра­ бота их причины и  пути  преодоления Познавательн ые:  самостоятельно  выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  поиск  необходимой  информации (из  материалов  учебника и  рассказа  учителя, по  воспроизведени ю в памяти).  Регулятивные: самостоятельно  планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану.  Коммуникати вные:  формулируют  собственныеЭтапы  урока 8.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Индивид уальные  задания.  Знакомст во  с  работами учащихся . Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений, оцениван ие  Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль Фрон тальн ая Выполняю т  индивидуа льные  задания,  слушают  однокласс ников,  оценивают их.  Отвечают  на  вопросы Индивидуальные задания по  карточкам*.  Неслыханная жара стояла в  то лето над лесами. Утром  наплывают вереницы белых  облаков. В полдень облака  стремительно рванулись  вверх, к зениту, и на глазах  уносились и исчезали где­то за границами неба. Жаркий  ураган дул уже две недели без передышки. Смола,  стекавшая по сосновым  стволам, превратилась в  янтарный камень.  Задание: 1. Определить  стиль текста.  Подчеркнуть  олицетворения.  2. Подобрать синонимы к слову неслыханная  (жара).  3. Каким синонимом можно  заменить слово рвались  (вверх)?  4. Выписать из текста  существительное,  Задаю т  вопро сы  для  уточн ения  инфо рмаци и.  Пись менна я ра­ бота мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Личностные:  понимают, в чем значение знаний  для человека.  Познавательн ые:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и умения в практической  деятельности и  повседневной  жизни.  Регулятивные: оценивают свою  работу;  исправляют и  объясняют ошибки.  Коммуникати вные:  формулируют  собственные  мысли,Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Заключит ельная  беседа по вопросам 9.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль состоящее из приставки, корня, суффикса  и окончания.  5. Прилагательное, состоящее  из корня, суффикса и  окончания, и глагол, в состав  которого входят приставка,  корень, два суффикса,  окончание и суффикс ­ся (­сь).  6. Сделать письменный  морфологический разбор  любых двух существительных  из текста – Что нового узнали на уроке?  – Какой диалог вам кажется  наиболее точным и  интересным? Почему? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на  уроке?  – Какое настроение у вас  сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из  предложенных на вашем столе  карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с  улыбающимся лицом, нет –  карточку с грустным лицом высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Инди видуа льная Определя ют свое  эмоционал ьное  состояние  на уроке. Заполняют дневники достижени й Лист ы  обрат ной  связи Личностные:  приобретают  мотивацию  процесса  образования;  стремятся к  приобретению  новых знаний и  умений.  Познавательн ые:  устанавливают  взаимосвязь  между объемом  полученных на  уроке знаний,  умений, навыков и операционных,Этапы  урока Обучающи е  и развивающ ие компонент ы, задания и упражнени я Деятельность учителя Форм Осуществл ы Формируемые яемая  деятельнос ть  учащихся органи зации взаим одейст вия умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный  контр оль исследовательск их,  аналитических  умений как  интегрированны х, сложных  умений;  приобретают  умения  мотивированно  организовывать  свою  деятельность.  Регулятивные: оценивают свою  работу