Определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала
Урок контроля ЗУН по теме
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Урок 144. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень
изученного материала
Урок контроля ЗУН по теме
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные
орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной
деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее
достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление,
самоанализ и самооценка; наличие контрольнооценочной самостоятельности
как основы учебной компетентности.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой
устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской
позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию
Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
id=10000192
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограммаОрганизационная структура (сценарий) урока
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о
(составляется учителем)
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение) к
учебно
й
деятел
ь
ности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте,
демонстр
ируют
готовност
ь
к уроку
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Познавательные
: понимают
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно)
необходимые
действия,
операции.
Коммуникативн
ые: работают в
парах
(обмениваются
мнениями, учатся
понимать позицию
партнера,
в том числе и
отличную
от своей)Деятельность учителя
– Какие орфограммы мы с
вами изучили на предыдущих
уроках?
– Давайте обсудим те правила,
которые до сих пор остаются
сложными.
Дополняет ответы
обучающихся, сопровождает
деятельность школьников по
повторению орфограмм
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристич
еская
беседа,
работа с
учебнико
м
Этапы
урока
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробн
ое
учебно
е
действ
ие.
3.
Выявл
ение
места
и
причи
ны
затруд
нения
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Устн
ые
ответ
ы
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая,
инди
видуа
льная
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыва
ния.
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
понимают
, что
знаний у
них
недостато
чно для
полных
ответов
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Познавательные
: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют для
решения учебных
задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные:
принима
ют и сохраняют
учебную
задачуЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Физкульт
минутка
Ознаком
ление с
текстом
диктанта,
обсужден
ие
трудных
мест.
Беседа
по
вопросам
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
проект
а
выход
а из
затруд
нения
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре,
пять.
Вышли пальчики
гулять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Тихо все на место сели
Выполняю
т
элементар
ные
физическ
ие
упражнен
ия
Слушают
текст
диктанта,
обсуждаю
т
содержан
ие
Инди
видуа
льная
,
групп
овая
Диктант.
Лучик солнца блеснул изза
леса, коснулся верхушек
деревьев, отыскал в листве
шарики зеленых яблочек.
Дрожь света пробежала
по саду, и заискрились
алмазами росинки
на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно
пламенем вспыхнули густые
ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в
теплом воздухе притихшего
утра.
За ней метнулась другая,
третья. Синяя стрекоза
присела на улей, но пчелы
равнодушны к беззаботной
попрыгунье.
У них нет времени. Они
делают круги над пасекой,
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Выпо
лняю
т
упра
ж
нения
Зада
ют
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу;
осознают
недостаточность
своих знаний.
Познавательные
: осуществляют
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации.
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении; способны
адекватно
рассуждать о
причинах своегоЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Письмо
под
диктовку
,
выполнен
ие
граммати
ческого
задания
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
енного
проект
а
Деятельность учителя
выбирают направление и
улетают в леса, в луга. Все
больше оживляются ульи, и
вот уже кружатся
бесконечными клубами
воздушной пряжи сборщики
нектара. У края дороги растет
подсолнух. Он привлекает к
себе пчел, но больше всего
любят они цветы липы. В
ясную погоду семья этих
трудолюбивых непосед
собирает до пяти килограммов
меда.
(На основе книги Д. Зуева
«Времена года».)*
(119 слов.)
Дополнительные задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите
морфологический анализ слов:
1й вариант – на улей,
подсолнух;
2й вариант – сборщики, (к)
попрыгунье.
3) Произведите морфемный
анализ слов:
1й вариант – лучик;
2й вариант – пчелка.
4) Произведите
синтаксический разбор
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
успеха или
неуспеха в учении,
связывая успехи с
усилиями,
трудолюбием
Фрон
тальн
ая,
инди
видуа
льная
Работа с
текстом
диктанта.
Под
руковод
ством
педагога
выполняю
т
граммати
ческое
задание
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
е
задан
ий
Личностные:
желают
приобретать новые
знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные
: читают
и слушают,
извлекая нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находятОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Проверка
диктанто
в, подбор
своих
примеров
провероч
ных слов,
иллюстри
рующих
природу
изучаемо
го
языковог
о
явления
Этапы
урока
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
во
внешн
ей
речи.
7.
Само
стояте
льная
работа
с
само
провер
кой по
эталон
у
9.
Рефле
Заключит
ельная
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас
Определя
ют свое
Инди
видуа
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
1го (1й вариант) и 2го (2й
вариант) предложений
Контролирует правильность
приемов работы с текстом
диктанта
Инди
видуа
льная
Проверяю
т
правильно
сть
выполнен
ия работы
ее в материалах
учебников,
рабочих тетрадей
Познавательные
: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные:
адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают возника
ющие трудности,
ищут их причины и
пути преодо
ления
Личностные:
понимают,
Зада
ют
вопро
сы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Лист
ыОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
беседа по
вопросам
Этапы
урока
ксия
учебно
й
деятел
ьности
на
уроке
(итог
урока)
Деятельность учителя
появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на
уроке?
– Какое настроение у вас
сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из
предложенных на вашем столе
карточек и покажите мне.
Урок понравился – карточку с
улыбающимся лицом, нет –
карточку с грустным лицом
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
льная
,
групп
овая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
эмоциона
льное
состояние
на уроке.
Заполняю
т
дневники
достижен
ий
Проме
жуточ
ный
контр
оль
обрат
ной
связи
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
в чем значение
знаний для
человека.
Познавательные
: приобретают
умения
использовать
полученные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной
жизни