Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения
Оценка 4.6

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
08.03.2018
Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения
Цель: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о строении СПП, развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП, СПП). Задачи: а) образовательные: • закрепить умения анализировать текст, используя знания пунктуации и синтаксиса; • закрепить навыки работы с тестовыми заданиями; • развивать навыки работы в группе; • совершенствовать речь учащихся б) развивающие: развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе.
Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения2.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения» 9 класс. Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 16­17. Сложное предложение. Грамматическая основа  сложного предложения Цель: систематизировать знания учащихся о сложносочинённом предложении; повторить материал о  строении СПП,  развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении (ССП,  СПП).                  Задачи: а) образовательные:     закрепить умения анализировать текст, используя знания  пунктуации и синтаксиса; закрепить навыки работы с тестовыми заданиями; развивать навыки работы в группе; совершенствовать речь учащихся б) развивающие: развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических  упражнений; в) воспитывающие: воспитывать культуру умственного труда, умение работать в группе. Оборудование: учебник «Русский язык для 9 класса», распечатка дидактических материалов, презентация  (Приложение 1). Ход урока 1. Организационный момент. Слово учителя.  2. Работа по теме урока. 1) Теоретическая разминка.  – Какие предложения называются сложными? – На какие группы делятся сложные предложения? – Какие предложения называются ССП? (слайд 1) 2) Игра «Кто быстрей»? (проверка с помощью проектора)     Задание: определите, какое предложение(­я)  являет(ют)­ся сложносочинённым. Сложносочинённое предложение А. Сотников догнал его, и они вместе пошли по склону. (В.Быков).   Б. Вода казалась светлее неба и уже не кипела больше. (И.Куприн). В. На поле, где ровно посреди  стояло расщеплённое грозой дерево,  тихо опускался вечер.  Г. Снега уже нет, и улица, казалось,  открылась из края в край. Д. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Н.Толстой).  (слайд 2) 3)   – Как делятся ССП по союзам и значению? (Ответ:   По союзам и значению ССП делятся на 3 группы а)  ССП с соединительными союзами и, да = и, ни – ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые  происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим); б) ССП с разделительными  союзами или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли;  в них указывается на чередование явлений, на  возможность одного явления из двух или нескольких);  в) ССП с противительными союзами а, но, да = но,   однако, зато, же. В них одно явление противопоставляется другому). (слайд 2) 4) Самостоятельная работа. (для 1 и 3 группы дидактические материалы распечатаны на листах) 1 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 3) Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания,  выделить  в предложениях сочинительные союзы, определить значение союзов (соединительный,  разделительный, противительный и на что они указывают). 1. Заря сквозь лес зарозовела, и первый луч упал в траву. 2. Задание было лёгкое, зато времени мало. 3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, однако она открыта не для каждого. 4. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 5. Было темно, но я всё – таки видел  и деревья, и воду, и людей. (Но – противительный союз, значение  противопоставления). 6. Снег только что выпал, и болота ещё не успели замёрзнуть по­настоящему. (Союз и –  соединительный, одновременность явлений). (слайд 3) 2 группа (под диктовку на доске) Задание: расставьте в предложениях знаки препинания (если они необходимы), составьте схемы. 1. По ночам подмораживало  и звёзды усеивали тёмное небо. (ССП с общим  второстепенным членом,  обстоятельством, запятая не ставится). 2. От ветра  дрожали стёкла и громыхала дверь. (А.Толстой). ( СПП с общим второстепенным членом  предложения, дополнением).  3. Косой шквальный ветер хлестал в стёкла, глухо барабанил по крыше, булькала и захлёбывалась  водосточная труба.  (БСП). 4. К вечеру холоднело над водой и постепенно всё исчезало во тьме.  (Общий второстепенный член,  обстоятельство, запятая не ставится). (слайд 4) 3 группа (самостоятельно, взаимопроверка + слайд 5) Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить роль слова  «однако». 1. Олег усмехнулся, однако чело и взор  омрачилися думой. (А.С.Пушкин). (Однако стоит  в начале  предложения, является  противительным союзом = но). 2. Ураган прошёл, однако связи с городом  ещё не было. (Противительный союз) 3. Удивительнее всего, однако, что факты, которые открылись зоологам, превзошли все  фантастические выдумки. (И.Акимушкин).  (Вводное слово) 4. Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы.  (Противительный союз) (слайд 5) Вывод обучающихся  по теме.   Части ССП разделяются запятыми. Запятая в ССП не ставится: 1. если имеется общий второстепенный член предложения; 2)если части сложного предложения  представляют собой  вопросительные предложения; 3) общее придаточное предложение; 4)  обособленный второстепенный член  (вводное слово). 2. между частями СПП ставится тире, если предложения указывают на мгновенные действия. Сложноподчинённые предложения Работа по тексту. Это только потом, через годы, я стал понимать, Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети. Друг мой, брат мой, товарищ мой, если зовёт тебя мать, Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете. С. Островой.  «Мать». (слайд 6) Задание.  Прочитайте текст внимательно. – Почему это текст? – Какова тема отрывка? (Тема отношения детей к матери, к родителям, звучит призыв.) – В связи с этой темой какая поднимается проблема? (Одиночество престарелых родителей, проблема  сыновнего и дочернего долга). – Какова идея текста? (уделять должное внимание родителям). Задание: списать текст, расставить знаки препинания. (Два ученика подчёркивают грамматические  основы предложений, чертят схемы, определяют типы придаточных, объясняют знаки препинания). Проверка.  – Определите, как построены части данного текста? (Это сложные предложения. СПП с одним  придаточным). – Расскажите, что вы знаете о СПП предложениях.   – Назовите виды изученных придаточных  предложений. 1 ряд (взаимопроверка). (слайд  7) Задание: в данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы),  обозначающую(­ие)  запятую(­ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 1. В её классе все люди были просто замечательными,(1) и потому я решил уточнить, (2) чем же  знаменит именно этот доселе неведомый мне Коржиков. Выяснилось вот что. Когда ни один человек  в школе не смог ответить, (3) как кричит кенгуру, (4) только отважный Коржиков не растерялся, (5) и   теперь вся школа  умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. (1,5) 2. Женщины погалдели, (1) потолкались возле автолавки, (2) потом разошлись по домам, (3) а  огорчённый продавец принялся собирать разворошённые товары, (4) чтобы сесть за руль и уехать. (3) 3. Поезд уже замедлял ход перед Останкино, (1) и Сашка слез с полки, (2) угостил рабочего табачком и, (3) наскоро попрощавшись, (4) двинулся к выходу. (1) 2 ряд (взаимопроверка). (слайд 8) Задание: в  данных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру   (­ы),  обозначающую (­ие) запятую (­ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 1. Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, (1) а железный лом войны давно  поглотили мартены. Заровняли и сгладили рытвины от мин и фугасов, (2) и только по холмам  остались братские могилы. Дядя Саша, (3) иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, (4) как  трактористы стороной обводят плуги, (5) оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни. (4) 2. Моложавый, (1) с крупной серебристой головой и  выразительным, (2) энергичным лицом, (3) он,  (4)  войдя в комнату и радушно улыбаясь, (5) здоровается общим полупоклоном, (6) представительный, (7) почтенный и привычный к вниманию окружающих. Все уже знают, (8) что Сергей Васильевич –  писатель, (9) человек известный и уважаемый. 3. Ямщик повернулся к нам и, (1) наклоняясь, (2)  стал говорить что – то, (3) и помню, (4) что он смеялся.  (4)                                                                                                     3 ряд (взаимопроверка) (слайд 9) Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях. 1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных  рыб в тяжёлых струях воды.  (2) 2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов  только подчёркивала  подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3). 3. Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2) 4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2) 5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3). Вывод  по уроку. Домашнее задание: повторить п.12, выполнить тестовые задания по книге Мальцевой Д.А.

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения

Урок 16-17. Сложное предложение. Грамматическая основа сложного предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018