Задачи:
1. Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.
2. Упражнять в распознавании сложных предложений, использовать их в устной и письменной речи.
3. Развивать творческое мышление учащихся.
4. Воспитывать интерес к родному языку через языковые средства.
5. подготовка к ОГЭ
Оборудование: карточки для самостоятельной работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
Урок по русскому языку
на тему:
«ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
9 класс.
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.Урок 18. Грамматическая основа сложного предложения.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.
2. Упражнять в распознавании сложных предложений, использовать их в устной и
письменной речи.
3. Развивать творческое мышление учащихся.
4. Воспитывать интерес к родному языку через языковые средства.
5. подготовка к ОГЭ
Оборудование: карточки для самостоятельной работы
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к сознательному усвоению материала.
1. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа………………..
2. орфографическая работа.
Задание 1.
Неи…меримый, и..гибать, и..копаемые,
ра..целовать, во..прянуть, бе..дельник,
во..вышение, во..ходить, бе..смысленный,
ра..делить, ра..пределить, ра..сортировать,
и..следовать, ра..толковать, и..водить.
самопроверка.
З
З С
С С ЗЗ С С
З С С
С С З
найдите ряд со словами синонимами.
дайте определение, что такое синонимы.
подберите синонимы к первому ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ НЕИЗМЕРИМЫЙ.
ОГРОМНЫЙ,БОЛЬШОЙ,КРУПНЫЙ,ГРОМАДНЫЙ,КОЛОССАЛЬНЫЙ,Г
ИГАНТСКИЙ,ИСПОЛИНСКИЙ,ПОРЯДОЧНЫЙ,ОБШИРНЫЙ
(помечайте буквой Н,К,Р)
значение каких прилагательных вам непонятны.
КАКИЕ из данных прилагательных являются нейтральными.
какие из этих прилагательных характерны для книжного стиля.
какие из этих прилагательных характерны для разговорного стиля.
Задание 2.
ВСТАВЬТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ на месте пропусков подходящие по смыслу
СИНОНИМЫ К СЛОВУ Неизмеримый.
А ……………………знания в области судостроения принесли России
славу.
И………………потери понесла наша армия на этой войне.
Его …………………….рост изумлял окружающих.
…………………….усилий стоила нам эта Победа.
найдите грамматические основы в каждом предложении.
Какие это предложения по наличию грамматических основ.СОБЕРИТЕ по смыслу предложения так, чтобы получились сложные
предложения.
какова тема урока?
3.Повторение.
самостоятельная работа в карточках.
Задание 3.
1. Простыми называются предложения, которые состоят......................................
2. Предложение, в котором две или более грамматических основ,
называются .................................
3. Грамматические основы в сложном предложении связаны между
собой ................................................................................................................
4. Бессоюзными называются такие предложения., в которых грамматические
основы связаны при
помощи..........................................................................................................
5. Предложения, связанные союзами, называются ………………………………….
6. Союзные предложения делятся на ………………………………………………
7. Сложносочинёнными называются предложения ,в которых грамматические
основы соединены………………………..
8. Сложноподчинёнными называются предложения , в которых грамматические
основы соединены…………………….
9. К сочинительным союзам относятся союзы………………………………………….
10.к подчинительным союзам относятся союзы…………………………………………
4.Закрепление.
А ) прочтите текст. Задание 4.
Первая пирамида появилась давно. Она служила гробницей фараона. Строительство
пирамиды это колоссальная работа так как на деревянных тележках египетским
строителям приходилось доставлять гигантские камни. Пирамида постепенно росла.
На самом верху рабочие укладывали замыкающий камень а затем грани пирамиды
покрывались белыми плитами из известняка.
найдите грамматические основы в каждом предложении.
расставьте запятые.
перепишите сложные предложения к себе в тетрадь. зарисуйте схемы этих предложений.
докажите, что перед вами книжный стиль.
сделайте вывод, для какого стиля характерны сложные предложения.
Почему?
для какого стиля речи характерны простые предложения. Почему?
Б) Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста. На доске.
К приемам сжатия текста относятся:
1) образование одного предложения путем слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же предмете речи;
Первая пирамида появилась давно. Она служила гробницей фараона.
2) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
Строительство пирамиды это колоссальная работа так как на деревянных тележках египетским
строителям приходилось доставлять гигантские камни.
3) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
Пирамида постепенно росла.
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
На самом верху рабочие укладывали замыкающий камень а затем грани пирамиды покрывались
белыми плитами из известняка.
5.Проверка знаний
заполни таблицу по теме «Простые и сложные предложения», опираясь на
полученные знания.
Задание 5.6. Дом. задания. Стр упр________________