Цели деятельности учителя:
Обучающая: обеспечить условия для формирования представлений о коже; раскрытия проблемы целесообразности строения кожи; выделения ее значения в приспособлении организма к окружающей среде.
Развивающая: способствовать развитию интеллектуальных и практических умений учащихся; валеологических навыков, связанных с заботой о собственном здоровье.
Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.
Оборудование: лупа; картины и таблицы; предметы для игры (мячик, кубик, лоскут ткани, шарики и др.); URL: http://festival.1september.ru/articles/596315/pril1.doc
Урок 27. Надежная защита организма.docx
У р о к 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Обучающая: обеспечить условия для формирования представлений о коже;
раскрытия проблемы целесообразности строения кожи; выделения ее значения в
приспособлении организма к окружающей среде.
Развивающая: способствовать развитию интеллектуальных и практических
умений учащихся; валеологических навыков, связанных с заботой о собственном
здоровье.
Воспитательная: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.
Оборудование: лупа; картины и таблицы; предметы для игры (мячик,
URL:
шарики
ткани,
др.);
и
лоскут
кубик,
http://festival.1september.ru/articles/596315/pril1.doc
С ц е н а р и й у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
– О чем говорили на прошлом уроке? (Ответы учащихся.)
– Откройте рабочую тетрадь на странице 58. Соедините линиями слова
правого и левого столбиков.
Один ученик выполняет работу у доски:
Тест «Органы чувств»
– Подчеркни правильные ответы.
1. Как называется наука, изучающая работу органов человека?
а) Физиология;
б) зоология;
в) анатомия.
2. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) Семь;
б) шесть;
в) пять.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло,
холод?
а) Обонянием;
б) осязанием;
в) вкусом.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать
запахи и вкус?
а) Без кишечника;
б) без головного мозга; в) без почек.
– Перечислите органы чувств человека.
– Вы готовили книжкималышки с важными правилами, как сохранить зрение и слух. Расскажите, как сохранить хорошее зрение. Какие упражнения для глаз
вы знаете?
– Расскажите, как сохранить хороший слух.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
– Мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир, и некоторые
важные правила, без которых в жизни никак нельзя. Сегодня на уроке мы
продолжаем изучать организм человека.
Остался только орган осязания, о котором мы еще подробно не говорили. О
каком органе будем говорить, вы узнаете, отгадав на загадку:
• Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю, температурой тела руковожу. (Кожа.)
– А начнем мы с легенды, которая напрямую связана с темой урока:
«В Италии в 1646 году произошел такой случай. В роскошном замке одного
герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл “золотой
мальчик”, тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика
забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время
мальчик заболел и умер».
– Так какой же у вас возник вопрос?
«Что произошло с мальчиком?» – это
(фиксируется на доске).
п р о б л е м н ы й
в о п р о с
– Вы можете ответить на этот вопрос прямо сейчас? (Нет. Мы не знаем, что
произошло с мальчиком.)
– Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение одного из органов
нашего организма и его функции, угадайте его название:
• этот орган является природной всепогодной «одеждой»;
• это самый большой орган человеческого тела, его площадь 2 кв. м, а масса у
взрослого человека достигает 2,7 кг;
• этот орган постоянно растёт и обновляется;
• этот орган называют «зеркалом здоровья и болезни».
– Это кожа. Значит, как можно сформулировать тему урока? («Кожа».)
«Что мы можем узнать о коже для того, чтобы ответить на поставленный
нами вопрос?» (О строении, функции кожи, уходе за кожей.) Это
п р о б л е м н ы й в о п р о с (фиксируется на доске). (Ходьба на месте
с подниманием рук.)
(Имитация
плавательных
движений.)
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Руки в стороны мы разведём и покажем, как
плывём.
Лодка по морю плывёт, покажи, кто как гребёт.
Отдохнули? Не устали? Подышали, ровно
встали.
Что ж, продолжим наш урок, всё должны успеть
мы в срок.
III. Открытие нового знания: наблюдения и исследования.
1. Функции и свойства кожи.
Исследование через игру «Угадай, что это?» или «Волшебный мешочек».
(Работа в группах.)
– Обратите внимание на мешочки, находящиеся у вас на парте. Один человек
из каждой группы должен не глядя опустить в мешочек руку и определить, что за
предмет в нём находится и рассказать о нём всё, что можно. (Цепочка из
металла, вата, пластмассовые шарики, резиновый мячик, деревянный кубик,
лоскут ткани, лист бумаги.)
Учащиеся называют предмет, рассказывают о нём, а потом вынимают
его из мешочка, чтобы убедиться в правильности своего ответа.
– Какой орган чувств помог вам не глядя определить предмет?
– Исходя из этого, о какой функции кожи вы вспомнили? (Осязательная.)
– Орган осязания – кожа.
Заполнение таблицы «Функции кожи».
– Могло ли нарушение работы данной функции привести к гибели ребёнка?
На прошлом уроке говорили о коже как об органе осязания, то есть органе
чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма,
выполняющего ряд специальных функций.
Для того чтобы ответить на вопрос урока, мы должны выяснить, какие
функции ещё, кроме осязательной, выполняет кожа.
Наблюдение за кожей (определение свойств кожи). (Работа в парах.)
– Сейчас вы будете работать в парах. У вас на листках начерчена таблица
«Свойства кожи». По ходу наблюдения вы отмечаете «Да» или «Нет» в колонках
таблицы. – Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее, попробуйте потянуть.
Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Гладкая, мягкая.)
– Что просматривается через кожу? (Сосуды. Значит, кожа… тонкая.)
– Обратите внимание – на местах сгибов: локти, суставы пальцев, колени –
кожа имеет складки.
– Случайно ли это? Зачем эти складки?
– Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а
теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей. (Без
складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться.)
– Следовательно, кожа прочная, упругая и эластичная.
– Меняется ли температура вашего тела в зависимости от температуры
воздуха? (Нет.)
– Значит, кожа участвует в регуляции температуры тела и
поддерживает постоянную температуру.
– Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не «тает»
во время дождя.
В ы в о д : кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно
прочна, чтобы защитить его от повреждений, в то же время достаточно мягка и
упруга, что позволяет человеку совершать движения. Она сохраняет тепло, когда
надо, охлаждает тело, поддерживая постоянную температуру внутри его.
Практическая работа с зеркалом и лупой.
– Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия –
поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия?
– Наверное, кожа через них дышит.
– Правильно, а еще через поры выделяется жир и пот.
– Проведите по лбу пальцем и приложите палец к стеклу. Что осталось на
стекле? (Пятно.)
– Это пятно жира, который выделяет кожа.
– Вы можете спросить: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь
загрязняют кожу?
– Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем,
делает ее более мягкой и упругой. Когда пот испаряется с поверхности кожи,
температура тела человека понижается. Так человеку легче переносить жару и
выполнять тяжелую работу. Значит, кожа способна поддерживать постоянную
температуру тела человека. Кроме того, с потом выделяются из организма
некоторые вредные вещества. Когда на коже скапливается много жира и пота, то
к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На одном квадратном сантиметре кожи находится до
40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные
заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.
– Еще у вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.
– А какого цвета кожа? (Бледнорозового.)
– Цвет кожи зависит от красящего вещества – пигмента, содержащегося в
клетках. Каротин придает желтый оттенок. Меланин окрашивает в коричневый
или черный цвет. Чем темнее кожа, тем лучше она защищена от солнечного
загара. Загар – это одна из защитных реакций организма.
– Пигмент предохраняет кожу от повреждений, которые мог бы нанести
солнечный свет. А вот в коже белых людей мало пигмента, и на солнце эти люди
быстро обгорают. Такую кожу нужно прикрывать от загара или пользоваться
кремом.
2. Слои кожи.
– Теперь я расскажу, из чего состоит кожа.
По ходу объяснения учитель прикрепляет на доске таблички.
– Кожа состоит из трёх слоев.
Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу
кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые
смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу
и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности
кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение
пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и
нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее
чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней
линии спины. На коже растут волосы и ногти.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и
сохраняет тепло.
– Итак, наша кожа состоит из трех слоев. Перечислим их еще раз.
– Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что
предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка.)
– Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру
тела? (Выделение пота.)
– Подумайте, какой слой сохраняет тепло. (Третий – подкожный жир.) IV. Самостоятельная работа в группах.
– Вам предстоит сейчас выяснить, какие еще функции (кроме осязательной)
выполняет кожа. Предлагаю работать группой.
– Каждая группа будет искать ответ на свой отдельный вопрос.
П р а в и л а работы в группе:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
6. Девиз: один за всех и все за одного.
– У вас на столах план работы группы. Я раздаю вам материал. Изучите его,
выделите самое главное для характеристики определённого для вашей группы
свойства кожи. Подготовьте отчёт группы по п л а н у :
1) Назовите функцию кожи;
2) опишите действие этой функции;
3) назовите значение функции для человека;
4) дополните на доске схему «Функции кожи».
Ученики работают в течение 5 минут.
V. Отчет групп (по результатам работы заполняют таблицу).
№
п/п
Функция
1 Осязательная
2 Защитная
3
4
Выделительна
я
Функция
термо
регуляции
Функции кожи
Действие функции
Позволяет получать информацию от окружающего мира, узнавать
предметы на ощупь
Защищает внутренние органы от повреждения, не пропускает в
организм микробы, воду, защищает от ультрафиолетовых лучей
Участвует в газообмене организма: поглощает кислород (около
1% от всего количества, вдыхаемого через лёгкие) и выделяет
углекислоту (около 2 %)
Удаляет с потом вредные вещества, путём выделения жира
делает кожу эластичной и мягкой
Предохраняет организм от переохлаждения и перегревания,
поддерживает постоянную температуру тела VI. Обобщение.
– На какой вопрос вы не смогли дать ответ в начале урока?
– Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска
непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу? (Поры были закрыты краской,
выделительная функция кожи не работала. Мальчик провел много времени в
холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась,
нарушилась терморегуляция организма.)
– Долгое время никто не мог объяснить причину трагедии. Только через два
века, в XIX веке, опыт, проделанный над двумя мужчинами, которых покрыли
лаком, показал, что причина в нарушении теплорегуляции организма. Поры
закрыты, произошло переохлаждение организма.
VII. Контроль знаний: тестирование.
– А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест,
нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.
1. Благодаря чему кожа всегда мягкая?
ж) Потовым железам;
т) порам;
м) сальным железам.
2. Из скольких слоёв состоит кожа?
а) Пять;
о) три;
г) два.
3. Пот выделяется, когда человеку…
и) просто так;
з) холодно;
л) жарко.
4. Кожу надо мыть…
о) по мере необходимости;
р) утром и вечером;
е) можно и не мыть.
5. Можно ли кожу назвать органом дыхания?
а) Нет;
6. Кожа – это …
д) да;
г) не знаю.
ц) наружный покров человека;
б) внутренний орган;
в) это обёртка человека
7. Может ли человек обойтись без кожи?
н) Конечно;
ы) нет;
ю) может быть.
– Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? («Молодцы».)
–У кого получилось слово «молодцы», – справился с тестом, у кого не
получилось – не беда. Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– О чём говорили сегодня на уроке?
– Что такое кожа?
– Какие функции выполняет кожа?
– Каково значение кожи для организма в целом?
– Какие правила гигиены нужно соблюдать по уходу за кожей?
– Для чего нужны поры?
– Какую роль играют волоски на коже?
– Какое «открытие» на уроке вы сегодня сделали? (Кожа – надежная
защита организма. Она равномерно покрывает все тело, но это не просто
оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями.)
– Какое значение для вашего здоровья имеет кожа? (Она защищает организм
от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами.)
– Где сможете использовать эти знания?
– Оцените свою работу на уроке.
– Спасибо за урок. Будьте здоровы, берегите свою кожу.
Домашнее задание: учебник, с. 130–133.
Индивидуальные задания: подобрать материал и подготовить сообщение на
одну из тем:
• «Гигиена кожи тела».
• «Как нужно правильно загорать?», «Первая помощь при солнечных
ожогах».
• «Первая помощь при порезах кожи», «Что делать, если поранился?».
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Урок 27. НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.