Урок 34. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей, находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом; развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие. Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Иконка файла материала Урок 34. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения» 9 класс Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 34.  Знаки препинания между частями сложносочинённого предложенияЦели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их  пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи;  формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей,  находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом;  развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными  сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие. Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между  частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными  сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые  явления и процессы. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Объяснительный диктант   1) Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел  меня, услышал колокольчик. (И. Пущин) 2) Тоненькие служат больше по особенным  поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как­то слишком  легко, воздушно и совсем ненадёжно. (Н. Гоголь) 3) Днём мы заняли город, а уже к вечеру  откуда­то, словно из­под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с  тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. Астафьев) — Выделите основы, укажите, какими частями речи выражены главные члены  предложения; отметьте ряды однородных членов; укажите виды сложных предложений,  объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор  сложносочинённого предложения. 2. Проверка домашнего задания (Упр. 68 — обсуждение вопросов и заданий; морфемный и морфологический разбор  выполняется у доски.)III. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику (Чтение и обсуждение правил и теоретических сведений (с. 43­44).)   2. Формулирование выводов • Части сложносочинённого предложения разделяются запятой, перед союзами ставится  запятая. • Иногда между частями сложносочинённого предложения ставится тире перед союзом и,  если в предложении содержится резкое противопоставление или указание на быструю  смену событий. • Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и при  наличии общего члена или общей придаточной части запятая не ставится. Общим может  быть и вводное слово. • Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и запятая  не ставится, если эти предложения являются двумя вопросительными, восклицательными  или побудительными предложениями. • Сложносочинённое предложение надо отличать от простого с однородными членами,  связанными сочинительными союзами. IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику 1. Упр. 69 — комментированное письмо, составление схем предложений на доске и в  тетрадях. 2. Упр. 71 — самостоятельная работа с последующей проверкой. 3. Упр. 70 — конструирование предложений; составление схем предложений на доске и в  тетрадях. 2. Словарная работа— Запишите в словарик слова из рамки (с. 45). — Составьте с ними предложения. 3. Конструирование предложений — синтаксических синонимов — Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным  членом. 1) Когда это бывает? • Ласточки летают низко. • Рыба не клюёт. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.) 2) Где это можно увидеть? • Тигры послушны. • Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.) 3) Когда это случается? • Обязательно зуб заноет. • Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболится.) V. Подведение итогов урока — Когда в сложносочинённых предложениях не ставится запятая перед союзом и? — Как отличить предложения с однородными членами, связанными сочинительными  союзами, от сложносочинённых предложений?Домашнее задание 1. § 16. 2. Упр. 72, 74 (устно).

Посмотрите также