Цели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей, находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом; развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
Урок по русскому языку на
тему:
«Знаки препинания между частями сложносочинённого
предложения»
9 класс
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.
Урок 34. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложенияЦели: научить вычленять из текста сложносочинённые предложения, производить их
пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи;
формировать умения анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей,
находить в тексте сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом;
развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными
сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; уметь применять правила постановки знаков препинания между
частями ССП; различать простые предложения с однородными членами, связанными
сочинительными союзами, и сложносочинённые предложения; уметь объяснять языковые
явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Объяснительный диктант
1) Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел
меня, услышал колокольчик. (И. Пущин) 2) Тоненькие служат больше по особенным
поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование както слишком
легко, воздушно и совсем ненадёжно. (Н. Гоголь) 3) Днём мы заняли город, а уже к вечеру
откудато, словно изпод земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с
тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. Астафьев)
— Выделите основы, укажите, какими частями речи выражены главные члены
предложения; отметьте ряды однородных членов; укажите виды сложных предложений,
объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор
сложносочинённого предложения.
2. Проверка домашнего задания
(Упр. 68 — обсуждение вопросов и заданий; морфемный и морфологический разбор
выполняется у доски.)III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение правил и теоретических сведений (с. 4344).)
2. Формулирование выводов
• Части сложносочинённого предложения разделяются запятой, перед союзами ставится
запятая.
• Иногда между частями сложносочинённого предложения ставится тире перед союзом и,
если в предложении содержится резкое противопоставление или указание на быструю
смену событий.
• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и при
наличии общего члена или общей придаточной части запятая не ставится. Общим может
быть и вводное слово.
• Между простыми предложениями в сложносочинённых предложениях с союзом и запятая
не ставится, если эти предложения являются двумя вопросительными, восклицательными
или побудительными предложениями.
• Сложносочинённое предложение надо отличать от простого с однородными членами,
связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 69 — комментированное письмо, составление схем предложений на доске и в
тетрадях.
2. Упр. 71 — самостоятельная работа с последующей проверкой.
3. Упр. 70 — конструирование предложений; составление схем предложений на доске и в
тетрадях.
2. Словарная работа— Запишите в словарик слова из рамки (с. 45).
— Составьте с ними предложения.
3. Конструирование предложений — синтаксических синонимов
— Составьте из двух предложений одно сложносочинённое с общим второстепенным
членом.
1) Когда это бывает?
• Ласточки летают низко.
• Рыба не клюёт.
(Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.)
2) Где это можно увидеть?
• Тигры послушны.
• Слоны легки.
(На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3) Когда это случается?
• Обязательно зуб заноет.
• Рука разболится.
(Перед контрольной обязательно зуб заноет или рука разболится.)
V. Подведение итогов урока
— Когда в сложносочинённых предложениях не ставится запятая перед союзом и?
— Как отличить предложения с однородными членами, связанными сочинительными
союзами, от сложносочинённых предложений?Домашнее задание
1. § 16.
2. Упр. 72, 74 (устно).