Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"
Оценка 4.8

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
15.03.2018
Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"
Цели: Познавательные: • актуализация знаний о строении сложноподчиненных предложений (СПП); • закрепление знаний о средствах связи его структурных частей, о месте придаточного по • отношению к главному предложению; • отработка умения конструировать и использовать в речи СПП; • отработка умения составлять схемы СПП; • отработка умения характеризовать предложения; • совершенствование пунктуационных навыков; • овладение синтаксической терминологией. Развивающие: • развивать речевые навыки составления связного текста; • развивать потребности к речевому самосовершенствованию. Воспитательные: • воспитание любви к родной природе; • воспитание сознательного отношения к возможностям языка; • воспитание интереса к урокам русского языка средствами самого урока. Методические приемы: проверка домашнего задания; сравнительный анализ предложений, редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями СПП (богатство синтаксической синонимии), составление схем предложений и их характеристика, наблюдения над смыслом сложноподчиненных предложений с гибкой структурой, выборочный диктант; составление сочинения-миниатюры, чтение отрывков из творческих работ учащихся, тестирование; подведение итогов урока; объяснение домашнего задания. Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; по источнику знаний: словесные, практические; стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения; контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль; по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
Урок 42. Понятие о сложноподчиненном предложении. 2.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ» 9 класс Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок 42. Понятие о сложноподчиненном предложении.  Цели и задачи урока: 1. Познакомить с определением СПП, формировать понятие о его строении и средствах связи. 2. Совершенствовать пунктуационные навыки. 3. Развивать навыки мыслительной деятельности учащихся путём сравнения, сопоставления, анализа. 4. Развивать коммуникативные умения детей. 5. Воспитывать бережное отношение к родному языку и творчеству воронежских поэтов. 6. Формировать навыки сотрудничества в учебной работе. Тип урока: изучение нового материала (с элементами исследования). Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, интерактивная доска (ИД). Ход урока I. Организационный момент. Урок сопровождается презентацией для интерактивной доски (Приложение). II. Словарная работа. Учитель: Что нам приготовил «Толковый словарь»? Словарная работа. Работа с ИД: 1. Результат – конечный итог. 2. Эффект – производимое впечатление. 3. Оптимист – человек, верящий в успех. 4. Пессимист – человек, не верящий в будущее. 5. Презентация – публичное представление чего­либо. Учитель: Хочется быть оптимистом и верить в то, что презентация нашего урока будет иметь  положительный результат, а также произведёт необходимый эффект на всех присутствующих, даже  пессимистов. III. Актуализация знаний. А) Работа с ИД. Готовимся к ГИА.  к...са Сгруппировать слова: з...ря прик...снуться прил...жение заг...рать изл...гать р...сток выр...щенный  непром...каемый плащ Б) Работа по карточкам.  Р...стислав  пол...скать бельё  г...ристый Карточка №1. Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его,  сделать синтаксический разбор, составить схему.  В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев. (И.А.Бунин). Учитель: Ребята, это предложение из рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», наш урок  будет посвящён писателям и поэтам воронежского края. Карточка №2. Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай морфемный разбор выделенных  слов.  В саду горит, крепко тянет, тянет дымом, душистым дымом, дымом сучьев, вишнёвых сучьев. В) Фронтальный опрос. 1. Чем отличается постое предложение от сложного? 2. На какие группы делятся сложные предложения? 3. Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? 4. Какими бывают союзные предложения? 5. Назовите основные признаки ССП. Г) Цифровой поэтический диктант. Различение предложений на слух. (Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а  школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.) 1. Не расти траве после осени; не цвести цветам на снегу! (А.В.Кольцов) 2. Белели стужей облака сквозь сад, где падали капели. (И.А.Бунин) 3. Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (И.С.Никитин) 4. Милый взор зовёт меня украдкой, ласковой улыбкою маня. ( И.А.Бунин) 5. Ты и скрыть не умеешь, что ему ты чужда... (И.А.Бунин) IV. Целеполагание. Учитель: 1. Чем отличается СПП от других сложных предложений? 2. Как называются части СПП? 3. Как установить смысловую связь между частями СПП? 4. Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП? Возможные ответы учащихся: ­ Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному? ­ Сколько может быть частей в СПП? ­ Какие знаки препинания ставятся в СПП? ­ Какие средства связи в СПП? 5. Чему мы должны научиться? Возможные ответы учащихся: ­ Отличать СПП от других предложений. ­ Выделять части СПП, расставлять знаки препинания. ­ Конструировать СПП, составлять схемы. V. Изучение нового материала. Учитель: Откроем учебник. Есть ли правило? Попробуем вместе сформулировать признаки СПП. Сравните два предложения: 1. В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку: известный писатель здесь родился и жил. 2. В Воронеже будет установлен памятник С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и  жил. ­ В чём сходство предложений? ­ Чем они различаются? ­ Какое предложение более точно выражает причинные отношения между событиями? ­ Как это достигается? ­ Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с  такими союзами? ­ Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз? Вывод (делают учащиеся): Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном.  Подчинительный союз находятся в придаточной части. ­ Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.  Так как С.Я.Маршак родился и жил в Воронеже, известному писателю здесь будет установлен  памятник. ­ Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.  В Воронеже С.Я.Маршаку, так как известный писатель здесь родился и жил, будет установлен  памятник. ­ Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте.  В нашем городе есть библиотека, которая носит имя И.С. Никитина. ­ Каково место придаточного по отношению к главному? Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к  главному. ­ Можно ли убрать придаточное предложение? ­ Начертим схемы предложений. Для чего служит запятая в СПП? Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные. ­ Проанализируйте ещё одно предложение:  Когда Ивану Бунину исполнилось три года его семья переехала из Воронежа в Еле где сейчас  находится музей Бунина. ­ Прочитайте. Расставьте знаки препинания. ­ Какое это предложение? Как определили? ­ Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их. ­ Выделим средства связи. ­Попробуйте удалить или заменить каждое из них значимым словом. ­ Чем отличается союз от союзного слова? Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП. Средства связи: подчинительный союз или союзное слово. VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся). 1. Наличие двух или более грамматических основ в СПП. 2. Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать  любое положение по отношению к главному. 3. Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация. 4. Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части. 5. Знаки препинания в СПП – выделительные. VII.Закрепление изученного. Работа с текстом. (1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В  библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги  говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и  уши... (5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались,  вам всегда понадобится умный и верный  помощник – книга. (7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах,  совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8)  Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку) 1. Прочтите про себя текст нашего земляка. Проверьте, все ли знаки препинания на месте? Расставьте, если нужно. 2. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.) 3. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и  научит «понимать и любить людей».) 4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4. (Олицетворение,  эпитет, метафора, фразеологизм.) 5. Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений? (Личное местоимение – они.) 6. Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.) 7. В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи. 8. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. (№2.) 9. Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).) 10. В каком предложении два придаточных? (№6.) VIII. Самостоятельное освоение изученного ( работа в микрогруппах). Группа №1. Соедините половинки, чтобы получились СПП. 1. Воронеж – город, где жили замечательные люди. 2. Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие. 3. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь. 4. Делайте всё возможное, чтобы наш город становился краше. Группа №2. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания. Не стану уверять, (...) прекраснее Воронежа нет ничего на свете. И всё­таки у всех нас есть свои любимые  места, (...) мы наделяем особыми заслугами. Каждому из нас мила и люба своя родина, (...) ты родился, вырос или живёшь. Таков и Воронеж, (...) он славен своей чудодейственной силой. Для справок: что, которые, где, потому что. Группа №3. Продолжить предложения, чтобы получились СПП. 1. Книгу надо беречь (почему?). 2. Будешь много знать (при каком условии?). 3. Перечитывают те книги (какие?). 4. Читать лучше там (где?). Группа №4. Из пар простых предложений составить СПП: 1. Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.) 2. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускают конфеты  «Песни Кольцова». (Потому что.) 3. В Воронеже установлен памятник О. Мандельштаму. Сюда он был сослан и жил с женой на съёмной  квартире. (Так как.) 4. Ты пойдёшь от площади Ленина к ВГУ. С правой стороны увидишь памятник И.А.Бунину. (Если.) Группа №5. Как вы относитесь к чтению книг? Высказать свою точку зрения, используя СПП. IX. Подведение итогов: Учитель: Вернёмся к началу урока. ­ Посмотрите, какие мы задачи себе поставили? ­ Всё ли получилось? ­ Вы довольны собой? ­ Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания? Подготовка к ГИА. Задание 7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы),  обозначающую(­ие) запятую(­ые) между частями сложноподчинённого предложения:  Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться.  Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты,(6) не  испугается и более страшных вещей. X. Домашнее задание. Составить предложение со словарными словами; прочитать §18,19. Выбери сам: 1. Упр. № 86. 2. Выпиши из литературы 8­10 предложений с СПП. 3. Подготовка к ГИА часть С: поразмышляй о роли СПП в русском языке?

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"

Урок 43-44"Место придаточного в сложноподчиненном предложении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018