Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов
Оценка 4.7

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
08.03.2018
Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов
Публикация является частью публикации:
Урок 5 Стили речи Анализ текстов.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское» Сунженского муниципального района Урок по русскому языку на тему: «Стили речи. Анализ текстов.» 9 класс. Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х. Урок­практикум   русского языка «Стили речи»  Цель   урока:   сформировать   умения   определять   стиль   текста,   распознавать   характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений. Задачи урока: Образовательные:   повторение   и   углубление   знаний   по   теме,   овладение   умениями   и навыками в определении стиля текста. Развивающие:   с   помощью   разнообразных упражнений   развивать   у   учащихся   логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации. Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.   Тип урока: урок­практикум Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)   состояние   патологического   (болезненного) сна с   более   или   менее выраженным 1.Лексический диктант 1)   акция   центрального   банка,   снижение   курса   национальной валюты   по   отношению   к твердым   валютам,   международным   счетным единицам,   уменьшение   реального   золотого содержания денежной единицы; 2) (по   названию   древнегреческой   колонии   Сибарис, прославившейся   богатством   и роскошью) — праздный, избалованный роскошью человек; 3) ослаблением всех проявлений жизни, в том числе с обездвиженностью; 4)   объемистая   книга большого   формата;   5)   обожествление,   прославление, возвеличение какого­либо лица, события или явления; 6)   академическая   степень   или   квалификация,   присуждаемая лицам,   освоившим соответствующие   образовательные   программы   высшего образования;   7)   1.   Окружность круга или вообще замкнутая кривая, ограничивающая фигуру (мат.). 2. Внешняя часть чего­ нибудь,   часть, прилегающая   к   поверхности,   лежащая   на   поверхности.   8)сторонник идеологии   сопротивления   насилию   ради   его   исчезновения;9)   исключительное   право, принадлежащее какому­либо   госу­   дарственному   органу   или   должностному   лицу   .10) Торговец старыми, подержанными книгами; 11) круговая картина, обманывающая зрителя, считающего   себя   посреди   изображенной вокруг   его   местности;   стали   называть   так   и картину   за   увеличительным стеклом.12)   для которого характерны  два основных признака: 1)  непреодолимая  тяга  к  перееданию и 2) рвота,   которую   намеренно   вызывают   у   себя   больные...13)   Род небольшого   лирического музыкального   произведения.   14)   господствующее   настроение,   образ   или   деталь, которые повторяются в произведении как момент постоянной борьбы героя или ситуации; главная тема, тон произведения или творчества 15) неукоснительно следующий какому­л.   мировоззрения; учению,   расстройство   приёма   пищи,   строго   придерживающийся   принятого направления, последовательный; 2) правоверный. 16) отвечающий требованиям изощренного вкуса, моды (обычно в дворянско­буржуазном обществе); элегантный, изысканный, роскошный.  «Шестилетний сын ест яблоко и задумчиво спрашивает отца: ­ Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым? ­ Дело в том, что в яблоках есть разные химические вещества, в том числе железо. Так вот,  когда железо вступает с кислородом в химическую реакцию, происходит окисление. В  результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет. Некоторое время царит тишина. Потом ребёнок робко спрашивает: ­ Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?» ­ Какими средствами создаётся комический эффект в этом лингвистическом  анекдоте? Исправьте ошибки Дорогому товарищу директору мебельной фабрики Николаеву И.П. от уважающего Вас Иванова Н.И. заявление. Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром –  краснодеревщиком во вверенный Вам мебельный комбинат, т. к. я очень хочу работать,  потому что много слышал о Вас хорошего и о фабрике тоже. Я Вас не подведу и премного  буду Вам благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, у меня руки золотые, а трудиться я  люблю и умею. С глубоким почтением. Иванов. Задание: постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его. 1. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой,  фразеологией и грамматикой. 2. Всеми остальными стилями мы владеем пассивно. 3. Русский литературный язык составляют функциональные стили: художественная  речь, публицистика, офицально­деловой стиль, научная проза, разговорная речь. 4. Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий. 5. И полное, совершенное владение языком предполагает овладение официальными  стилями. 6. А это требует неустанного внимания к языку. 7. Полное же владение стилями подразумевает умение создавать научные,  художественные, публицистические произведения. Артисты говорят в гримерной, Твой друг беседует с тобой – Стиль это просто ... (разговорный), А не какой­нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай, в них ... (художественный) стиль, Стиль очень интересный. Еще есть стиль... (публицистический) – Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – ... (официально­деловой). А правила когда мы учим, Употребляем стиль ... (научный). В.А. Синицын Послушайте текст. ( Чтение псевдотекста.) Человек   должен   быть   интеллигентным.   А   если   у   него   профессия   не   требует интеллигентности? Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Человек – он ведь тоже природа. А если он не смог получить образование? Он   ведь   тоже   закат.   И   восход.   А   если   интеллигентность   будет   мешать   ему?   Каждый человек   должен   обладать   всеми   правами   и   всеми   свободами.   Нет,   нет,   нет! Интеллигентность   нужна   при   всех   обстоятельствах.   Интеллигентность   равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. И четыре в нём времени года. И особый у музыки ход. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание   его   правосубъектности.   Все   люди   равны   перед   законом   и   имеют   право,   без всякого различия, на равную защиту закона. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. И особое таинство света, то с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима, или лето, или осень. С грозой и дождём. Она проявляется   в   тысяче   и   тысяче   мелочей:   в   умении   уважительно   спорить,   вести   себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, в умении беречь природу. Каждый человек   имеет   право   на   эффективное   восстановление   в   правах   компетентными национальными   судами   в   случаях   нарушения   его   основных   прав,   предоставленных   ему конституцией или законом. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь не ослеп.  Интеллигентность  –  это способность  к  пониманию, к  восприятию, это  терпимое отношение к миру и к людям. Все люди равны перед законом. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночеств? И встреч? Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Человек – он ведь тоже природа. Так давайте природу беречь! ­ Можно ли понять, о чём этот текст? Что осложняет наше понимание? Можно ли  прочитанные предложения назвать текстом? Нет, потому что перед нами псевдотекст.  Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам: 1. Логично   (последовательно   и   аргументировано),   беспристрастно,   точно   (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний. 2. Точно   (исключая   двусмысленность),   официально,   по   общепринятому   стандарту,  в виде документа излагается что­либо. 3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности  речи выражается личное отношение к чему­либо или сообщается что­либо в процессе общения людей. 4. Прямо   и   призывно,   с   целью   воздействия   на   читателя   (слушателя)   выражается гражданская позиция автора в связи с чем­либо. 5. Опосредованно,   через   систему   художественных   образов   в   отшлифованной   форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём­либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя. Задание   2.   Определите,   в   каком   функциональном   стиле   могут   быть   использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной     степени   могут   быть   употреблены   во   всех   стилях.   Выпишите   их   по   группам (научные,   Составьте   небольшой   текст   с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.   официально­деловые,   разговорные). 1. Уведомление,   дубликат,   город,   рефлекс,   симпозиум,   ингредиент,   иммунитет,   явление, экологический, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.   дрыхнуть,   ворчун,   бестия,   книжка,   пятый, 2. Уполномочен   сообщить,   обоснованный   вывод,   вкалывать   без   обеда,   обобщить сказанное,   в   соответствии   с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.   обвинительная   речь,   замотанный   вконец, 3. Организация речевой практики. Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста. Ребятам  было дано домашнее задание  ­ подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.                                                                                                  (По М.Булгакову) ­Определите тему текста. ­Определите основную мысль текста. ­Выделите микротемы. ­Определите тип текста. ­Определите стиль текста. ­Укажите используемые стилистические средства. ­Какова особенность употребления глаголов в данном тексте. Примерный план ответа: Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись. Главная   мысль   –   изображение   события   и   состояния   человека,   уничтожающего   свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему. Это   образец   художественного   стиля.   Слова   в   переносном   значении   помогают   описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм   даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал. Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния   человека.   Событие   показано   в   хронологической   последовательности.   Мы наглядно   представляем   начало,   развитие   и   конец   действия:  вынул   списки   романа   – раздирал тетради – вкладывал между поленьями   ­ роман погибал – бумага чернела. Глаголы   прошедшего   времени,   обозначая   последовательно   сменяющиеся   события, помогают развёртыванию повествования.   ( На уроке можно выслушать несколько человек, а  работы остальных учащихся  проверить потом.   Ребята,   внимательно   слушая   ответ   своего   одноклассника,   могут   внести   свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение Самостоятельная письменная работа Стилистический анализ текста Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.                                                                                                  (По М.Булгакову) ­Определите тему текста. ­Определите основную мысль текста. ­Выделите микротемы. ­Определите тип текста. ­Определите стиль текста. ­Укажите используемые стилистические средства. ­Какова особенность употребления глаголов в данном тексте. 1 вариант.  Доказывать,   что   грамотность   наших   школьников   сильно   понизилась,   значило   бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения   и   техникумы;   на   уровне   грамотности   машинисток   и   переписчиц,   недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде,  где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял   на   очереди.   Но   надо   откровенно   признать,   что   сейчас   этот   вопрос   приобрёл совершенно   необычную   остроту   и  что   вопли   о   недопустимой   безграмотности   питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.                                                          Л.Щерба. Безграмотность и её причины 2 вариант. У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно. Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной   из   главных   ценностей   на   земле.   Но   когда   говорят:   «Миссисипи     мелеет»   или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только­только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий   котёл»,   из   которого   пьют   сегодня   огромные   города   и   крупные   промышленные центры. А если какой­нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, ­ на малых речках.                                                                                                   В.Песков. Отечество Задания Проанализируйте тексты публицистического стиля: 1) примерами из текстов подтвердите, что они:  2) написаны на общественно значимую, злободневную тему;  3)  адресованы массовому читателю;  4) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с цель   воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств; 5) докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным   образам),   в   которой   ярко   выражена   позиция   автора,   его   страстное желание убедить читателя в своей правоте; 6) найдите   языковые   средства,   создающие   общую   экспрессивность   текста:   специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля   слова   и   словосочетания,   обозначающие   обобщённые   и   общественно­значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п. Практикум по определению стиля текста. Задание 1. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности,  характерные для данного стиля. Теперь   спрашивается:   какова   же   конкретно   область   явлений,   где   встречаются процессы   психического   взаимодействия?   Нет   ли   каких­либо   наглядных   признаков, путеводных   вех,   которые   позволяли   бы   говорить:   вот   здесь   дано   взаимодействие психическое, а здесь нет? Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти   науки   говорят,   что   только   организмы,   наделенные   развитой   нервной   системой,   в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно­эмоциональных состояний. Вне развитой нервной   системы   нет   и   не   может   быть   сознания.   Отсюда   вывод:   психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой <...>. Такими организмами являются человек (Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество   в   смысле   социологическом   означает   прежде   всего   совокупность   людей, находящихся в процессе  общения,  и  далее – совокупность взаимодействующих   высших организмов. (Сорокин А.П. Общая социология. М., 1992.) Задание 2. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности,  характерные для данного стиля. «ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА»: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА... В феврале 1996 года режиссер Майк Николс получил самое дорогое электронное сообщение в своей жизни. В нем говорилось, что за полтора миллиона долларов он получает права на экранизацию скандальной книги Анонима (обозревателя журнала «Ньюсуик» Джо Клейна)   –   журналистского   расследования   личных   тайн   четы   Клинтон   под   личиной художественного романа. Забавная деталь – еще до выхода книги эти права за бесценок предлагали девяти ведущим режиссерам, в том числе и Николсу. Но стоило бестселлеру появиться на прилавках... Первой   выступила   администрация   президента,   раскрывшая   личность   автора   и заклеймившая его как лжеца и самозванца. «Клейн никогда не был членом ближнего круга президентской семьи, как он утверждает», – гласило официальное заявление <...>. Затем последовал   иск   библиотекарши   Дарии   Картер­Кларк,   как­то   принявшей   предложение Билла провести вместе сугубо деловой вечерок <...>. («Основные цвета»: хотели как лучше, получилось – как всегда... // Антенна, 2000. 12  ноября) Задание 3. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности,  характерные для данного стиля. ...Пушкину грезятся огни, стрельба, крики... кто­то положил остужающую руку на горячечный лоб – Даль? – Даль. Даль заволакивает дымом, кто­то падает, подстреленный, на лужайке... это он сам, убит, – к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор? – шотландская   луна   льет   печальный   свет   на   печальные   поляны,   поросшие   развесистой клюквой и могучей, до небес, морошкой; прекрасная калмычка, неистово, туберкулезно кашляя, – тварь дрожащая или права имеет? – переламывает над головой зеленую палочку –   гражданская   казнь;   еще   ты   дремлешь,   друг   прелестный?   Не   спи,   вставай,   кудрявая! Собаки рвут младенца, и мальчики кровавые в глазах. Расстрелять, – тихо и убежденно говорит   он,   –   ибо   я   перестал   слышать   музыку,   румынский   оркестр   и   песни   Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть... Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды, был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и мешком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапоги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими брошенное тело... Фрагмент рассказа Т.Толстой «Сюжет». Задание 1. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из  энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы. 1.   Кикимора   –   в   придумках   наших   славянских   предков   злющее   привидение   в   доме, крохотная дама­невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово   из   двух   частей,   вторая   часть   которого   –   старое   имя   женского   героя   народных суеверий – Мары (Моры). Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье. 2. Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких­нибудь болезнях.  Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение. 3. Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14­го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения. Для   справок:   экстремистский,   политическое   движение,   обстановка,   революционный процесс, охватить, организация, партия. Задание 3.  Вы работаете переводчиком­референтом в ЗАО «Суперлингва». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Родригеса Спартака Феодосиевича. Задание 4. На ваше имя в 356­м отделении связи г. Москвы получена посылка, однако по ряду причин вы не можете получить ее сами. Напишите доверенность на чье­либо имя для получения этого почтового отправления. Задание 5. Определите, с какими глаголами обычно сочетаются приведенные слова в пределах официально­делового стиля? Анкета, благодарность, виза, выговор, договор, доклад, документ, заявка, заявление,  объявление, подпись, предложение, приказ, расписка, справка. Задание 6. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали  официально­деловому стилю. 1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С. 2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный  руководитель 11­го «Б» класса Иванова В.М.  3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.  4. Студент группы Х­45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей  математике. 5. Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на  коммунальные услуги. Практическое занятие Русская осень. В природе есть праздники. Ледоходы. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель, после морозов. И есть пора в году, когда земля начинает даже светиться. Вы  замечали, наверно! Идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна  стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым  матовым и пронзительно­жёлтым светом. Оглянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле  именинником. Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод речной, пухлые стожки на поляне, никем не сорванный  красный гриб. В картинах российской осени есть не много щемящей грусти. Но это светлая грусть, без  которой не возможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом т сердцем.  Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса  птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями,  полюбоваться на своё отражение в синей воде. Такого состояние природы. Такого состояние и души человека, увидавшего осенний  праздник света и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля…. (В.Н. Песков). Задания. 1. 2. 3. Докажите, что перед вами текст. Определите стиль текста и назовите его признаки. Укажите, какими средствами языка создаётся картина «праздника света и  тишины» российской осени. Земляника. Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, среди кустарников, на склонах и лугах. От  толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными  нитевидными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым  растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми  зубчиками. Листья снизу покрыты шелковистыми волосками. Цветение начинается в мае и продолжается почти всё лето. Цветки собраны в  зонтиковидное соцветие. Чашечка с подчашием состоит из десяти чашелистиков и остаётся при плодах. Венчик имеет пять белых лепестков. Тычинок и пестиков много, они находятся на выпуклом цветоложе. Цветки опыляют мухи, жуки, пчёлы, которые собирают нектар и  пыльцу. В плохую погоду цветки наклоняются, а после опыления остаются поникшими.  Висячий плод – ложная ягода. Мелкие семянки погружены в мякоть разросшегося  цветоложа. Распространяется на большие расстояния птицами. Выведено много гибридных сортов земляники, которые обычно называются клубникой. В  промышленной культуре сорта размножают только вегетативно. Сухие ягоды заваривают и  пьют при простуде. (Экскурсия в природу. Москва: Планета, 1972г.) Задание. 1. Определите стиль, функцию стиля. 2. Укажите признаки стиля 3. Приведите примеры тавтологии в тексте и объясните целесообразность её наличия. Тёплый хлеб. Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось.  Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся  старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно… Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили густое сладкое тесто. И всё,  что было живого в избах, ­ ребята, кошки, даже мыши, ­ всё это вертелось около хозяек. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к  донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и  тихонько скулили, соображая как бы словчиться, стащить у людей хоть кусочек этого  чудесного хлеба. (К.Г. Паустовский) Задание. Определите стиль и характерные черты. Функцию стиля. Произведите лингво­стилистический анализ языковых средств. Д.З. Написать сочинение «Мое любимое время года», используя один из стилей Практическое занятие Русская осень. В природе есть праздники. Ледоходы. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Первая капель, после морозов. И есть пора в году, когда земля начинает даже светиться. Вы  замечали, наверно! Идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна  стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым  матовым и пронзительно­жёлтым светом. Оглянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле  именинником. Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод речной, пухлые стожки на поляне, никем не сорванный  красный гриб. В картинах российской осени есть не много щемящей грусти. Но это светлая грусть, без  которой не возможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом т сердцем.  Прозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса  птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями,  полюбоваться на своё отражение в синей воде. Такого состояние природы. Такого состояние и души человека, увидавшего осенний  праздник света и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля…. (В.Н. Песков). Задания. Докажите, что перед вами текст. Определите стиль текста и назовите его признаки. Укажите, какими средствами языка создаётся картина «праздника света и  тишины» российской осени. 1. 2. 4. 5. 6. Ключ. 1.Это текст. Основная мысль: «В природе есть праздники». Идея: «В такой день особенно  остро чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта  земля…» 2. Публицистический стиль. Функция стиля: привлечь внимание к красоте и  неповторимости русской осени. Признаки. ­ Лексика с абстрактным значением (любовь, грусть, душа, мысли, отражение, состояние). ­ перифраза (частица земли, праздник света и тишины ). ­ синтаксис: сказуемые, выраженные краткими прил. (Прозрачны дали. Чиста и прозрачна  вода в озёрах. ); односоставные предложения с обобщающим значением, позволяющие  обращаться непосредственно к читателю (В такой час чувствуешь себя именинником. );  местоимение «вы» в роли подлежащего (Вы замечали, наверно?). 3. Языковые средства. ­Цветовые эпитеты (тёплый красный цвет, белый матовый и пронзительно­жёлтый свет,  синяя струйка, синий холод, светлая грусть.); ­ Лексика, создающая звуковой фон (теньканье птицы, тише и тоньше голоса птиц, всё  замерло); ­ Лексика и словосочетания, характеризующие состояние человека (именинник, щемящая  грусть, светлая грусть, большая любовь, частица этой земли); ­ Сущ. с уменьшительно­ласкательным значением (струйку, речушку, стожки); ­ Простые предложения с прямым и обратным порядком слов. ­ Стилистические приёмы: оксюморон («светлая грусть»), тавтология (повторение слова  «первый», повторение однокоренных слов: свет ­светлый ­светиться ) Указанные приёмы  позволяют автору глубже раскрыть идею высказывания, усиливают выразительность. Земляника. Растёт в светлых лесах, на опушках, вырубках, среди кустарников, на склонах и лугах. От  толстого короткого корневища отходят придаточные корни и розетки листьев с длинными  нитевидными побегами (усами). Побеги укореняются в узлах и дают начало новым  растениям. Прикорневые листья тройчатые, листочки сидячие с крупными острыми  зубчиками. Листья снизу покрыты шелковистыми волосками. Цветение начинается в мае и продолжается почти всё лето. Цветки собраны в  зонтиковидное соцветие. Чашечка с подчашием состоит из десяти чашелистиков и остаётся при плодах. Венчик имеет пять белых лепестков. Тычинок и пестиков много, они находятся на выпуклом цветоложе. Цветки опыляют мухи, жуки, пчёлы, которые собирают нектар и  пыльцу. В плохую погоду цветки наклоняются, а после опыления остаются поникшими.  Висячий плод – ложная ягода. Мелкие семянки погружены в мякоть разросшегося  цветоложа. Распространяется на большие расстояния птицами. Выведено много гибридных сортов земляники, которые обычно называются клубникой. В  промышленной культуре сорта размножают только вегетативно. Сухие ягоды заваривают и  пьют при простуде. (Экскурсия в природу. Москва: Планета, 1972г.) Задание. 1. Определите стиль, функцию стиля. 2. Укажите признаки стиля 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. Приведите примеры тавтологии в тексте и объясните целесообразность её наличия. Ключ. Научный стиль. Функция: научное сообщение; характерные черты: информативность,  последовательность, лаконичность. В лексике: научная терминология (земляника, корневище, придаточные корни,  розетки листьев, побеги, соцветие, тычинки, пестики…) В морфологии: преобладание именных частей речи (на 90 именных частей речи 24  глагольные формы). 3. В синтаксисе: прямой порядок слов, односоставные предложения (определённо­личные,  неопределённо­личные), составное именное сказуемое с именной частью в форме краткого  прил.) 4. Тавтология: цветение, соцветие, цветки, цветоложе (употреблены в тексте 7 раз).  Наличие тавтологии объясняется требованиями научного стиля (все указанные слова  научные термины). Указанные языковые средства служат точности и наглядности описания. Растения не имеют эмоциональной окрашенности. Тёплый хлеб. Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось.  Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся  старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно… Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили густое сладкое тесто. И всё,  что было живого в избах, ­ ребята, кошки, даже мыши, ­ всё это вертелось около хозяек. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к  донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и  тихонько скулили, соображая как бы словчиться, стащить у людей хоть кусочек этого  чудесного хлеба. (К.Г. Паустовский) Задание. Определите стиль и характерные черты. Функцию стиля. Произведите лингво­стилистический анализ языковых средств. Ключ. Стиль художественный. Функция: создать образ тёплого хлеба. Характерные черты:  простота, естественность, живость, эмоциональность. Языковые средства. В лексике: преобладание общеупотребительной лексики с  конкретным значением; стилистически окрашенная лексика и фразеология (словчиться,  стащить, заходила ходуном, пошла стучать). В морфологии: качественные прилагательные с оценочным значением (старое колесо,  жаркого печного огня, густое сладкое тесто, теплый хлеб, чудесный хлеб, румяной  коркой); глаголы в изъявительном наклонении как сов., так и несов. вида в прош. времени; В синтаксисе: все виды предложений: простые с прямым и обратным порядком слов,  сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; обилие однородных членов  предложения с различными способами соединения. Д.З. Написать сочинение «Мое любимое время года», используя один из стилей Стилистические ошибки Если   человек   стремится   в   полной   мере   овладеть   всеми   возможностями   языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых   средств,   а   с   другой   –   нарушение   требований   ясности,   точности,   краткости, богатства и выразительности. Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие: Тип ошибки Примеры Немотивированное повторение в узком  контексте одного и того же слова или  однокоренных слов. Строители работали на стройке в  течение месяца. Онегин получил поверхностное домашнее образование. Онегин умел только  говорить по­французски и танцевать  мазурку. Плеоназмы, то есть словосочетания,  Дорога каждая минута времени (минута Тип ошибки Примеры содержащие излишний в смысловом  отношении компонент. Тавтология, то есть тождесловие: а) повторение сказанного иными словами; б) повторение однокоренных слов. Многословие, вызванное использованием  универсальных слов, то есть слов, которые  употребляются в самых общих и  неопределённых значениях (дело, факт,  вопрос, задача и др.). Многословие, вызванное расщеплением  сказуемого, то есть заменой глагола  сочетанием глагола с самым широким и  неопределённым значением (поднять,  обеспечить, получить и т.д.) и  отглагольного существительного (если это  не диктуется спецификой стиля). связана с понятием времени). Соревнования намечены на  апрель месяц (в слове апрель уже  заключено понятие месяца). Авторские слова – это слова автора. Удар был внезапным и неожиданным. Соединить воедино; приближаться всё  ближе; удаляться всё дальше. Дело повышения дисциплины обсуждено  на заседании правления завода. Ср.: Рабочие приняли решение  произвести ремонт трактора в  кратчайшие сроки. – Рабочие решили  отремонтировать трактор в кратчайшие сроки. Употребление штампов, то есть избитых  выражений с потускневшим лексическим  значением и стёртой экспрессивностью. Через весь роман красной  нитью проходит тема одиночества  человека в этом мире. Они отдали свою  жизнь за светлое будущее человечества. Употребление (особенно в устной речи)  слов­паразитов. Он, понимаешь, опять не пришёл.  Это, значит, так было. Немотивированное употребление  нелитературной лексики. Онегин, короче, очень скоро  разочаровался в светской жизни. Однообразие в построении предложений, в  выборе конструкций. Отсутствие образных средств там, где они  естественны и необходимы. В правом углу комнаты стоит телевизор.  В левом углу стоят два кресла. В  середине комнаты стоит стол. Осенью всегда красиво. Мне нравятся  жёлтые листья на деревьях. Красные  листья тоже выглядят красиво.

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов

Урок 4-5. Стили речи. Анализ текстов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018