Урок №5. Жизнь и творчество М. И. Глинки.

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок №5. Жизнь и творчество М. И. Глинки. Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Михаила Ивановича Глинки. Задачи: Воспитать интерес учащихся к творчеству М. И. Глинки. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель. Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения. Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание. Ход урока. Организационный момент. Опрос домашнего задания: 1. Какие жанры преобладали в музыкальном творчестве начала XIX века? 2. Назвать имена композиторов этой эпохи и годы их жизни. К какому жанру тяготел А. Н. Верстовский? Назвать его произведения. Какое из них оказало влияние на дальнейшее развитие этого жанра в России? Кому из композиторов принадлежат следующие романсы: «Соловей», «Разлука», «Белеет парус одинокий», «Нищая», «Красный сарафан», «Радость-душечка», «Домик-крошечка», «Колокольчик»? Объяснение нового материала. Глинка родился в семье отставного капитана 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Против воли родителей бабушка Фекла Александровна стала опекать маленького Мишу. Она забрала его на свою половину дома и принялась растить, кутая в меха и закармливая сладкими крендельками. Мальчик был очень способным, рано научился читать, умел и любил рисовать. По словам Глинки, он открыл для себя музыку в десять лет. Его дядя, живший в одном из соседних имений, привез к ним своих крепостных музыкантов. В 1817 году тринадцатилетнего Мишу отдали учиться в открытый при Петербургском педагогическом институте Благородный пансион для юношей. В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию, занимался он и музыкой. Три урока он получил у знаменитого пианиста Джона Фильда. Родители постоянно возили его в театр – опера приводила мальчика в восторг. В 1824 году Глинка поступил на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения, но все свое свободное время он посвящал музыке. Он принимал участие в музыкальных вечерах в домах своих знакомых, посещал театры и концерты. В 1828 году, к неудовольствию отца, Михаил Иванович оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. В это же время расширяется круг его знакомых. Среди его друзей появились известные имена – А. Мицкевич, А. Грибоедов, А. Керн. В 1830 году стали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания. Родители решили отправить слабого здоровьем сына за границу. Путешествие охватывало Варшаву, города Германии, Италию. Здесь композитор хотел познакомиться с новой музыкой и усовершенствовать свои композиторские навыки. Надежды его оправдались. За три года, что он провел в Италии, талант его формировался, а знания и умения окрепли. Летом 1833 года Глинка поселился в Вене, где начал заниматься с известнейшим педагогом и теоретиком Зигфридом Деном. Здесь же родился замысел создания национальной оперы на русский сюжет. С этой мыслью он и вернулся домой. Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, князь Одоевский, Виельгорские. Работа над оперой проходила быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал ее в дирекцию императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два условия —отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу. Композитор хотел назвать ее «Иван Сусанин» (под этим названием мы и знаем ее сегодня), но цензура заставила назвать произведение «Жизнь за царя». Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. На ней присутствовал весь литературно-художественный цвет Петербурга. Вскоре после премьеры оперы Глинка занял должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. Несмотря на то, что работа занимала много времени, он был весь в новом замысле. Один из друзей подал ему мысль о ранней поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Композитор даже обсуждал с Пушкиным идею совместной работы, но ранняя смерть поэта не дала ей осуществиться. Работа над новой оперой растянулась на несколько лет. Именно в это время Глинка познакомился с дочерью А. П. Керн, Екатериной Ермолаевной, и увлекся девушкой. Вскоре она ответила на его чувство взаимностью. Е. Е. Керн посвящены два изумительных творения музыканта — «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье» — совершеннейшие образцы его лирики. Поздней осенью 1839 года Глинка подал заявление об уходе с капельмейстерской службы. Композитор всецело отдался работе над оперой. В марте 1842 года он передал готовую партитуру директору императорских театров. Волшебная опера русского музыканта произвела огромное впечатление. Лист, который был лично знаком с Глинкой, назвал его гениальным. В 1844 году Глинка решил ехать за границу, чтобы «забыть о своем горе»: его отношения с Е. Е. Керн не получили дальнейшего развития. В годы странствий композитор посетил Францию, Испанию. Он познакомился с выдающимися представителями европейской культуры Проспером Мериме, Д. Обером, В. Гюго, Г. Берлиозом. Его произведения вызвали большой интерес музыкальной общественности. Испания поразила его темпераментом. В Мадриде он создал знаменитую «Арагонскую хоту». По возвращении в Россию была написана гениальная «Камаринская», появление которой П. И. Чайковский считал моментом основания русской симфонической школы. В ней проявилось ювелирное мастерство Глинки — симфониста, соединившего русский тематизм с европейским инструментализмом. В начале 50-х годов музыкальная жизнь России сильно изменилась. Появилось новое поколение музыкантов и музыкальных деятелей, многие из которых входили в окружение Глинки. Среди них надо назвать братьев Стасовых, А. Серова, В. Энгельгардта, М. Балакирева. Всем им предстояло в будущем двигать вперед русское музыкальное искусство. В 1852 году Глинка вновь выезжает во Францию. Здесь он давал уроки, музицировал в гостиных своих друзей. Возвратившись в Петербург, по настоянию своей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой начинает работать над автобиографическими «Записками» и доводит повествование до 1854 года. Сочиняет он в это время немного. К этому периоду относится замысел оперы на сюжет русской народной жизни «Двумужница», который так и не был осуществлен. Чувствуя себя очень плохо, болезненно переживая отношение официальных кругов к своей музыке, в 1856 году он вновь уезжает за границу. Теперь его путь лежит в Берлин. Одной из идей Глинки было создание системы русского контрапункта. Для этого в Берлине он изучал полифонию и контрапунктическую технику старых мастеров, партитуры европейских классиков и мелодии древнерусских знаменных распевов, в которых он видел основу русской полифонии. По вечерам композитор посещал театры и концерты. После одного из концертов в зале Королевского дворца, выйдя на морозный воздух, Глинка сильно простудился. Грипп вызвал обострение болезни печени, и 3 февраля ранним утром композитора не стало. Он был похоронен на Троицком кладбище, а в мае, благодаря хлопотам сестры, гроб с телом великого музыканта был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры. Так закончился земной путь русского гения и началось его бессмертие в памяти поколений. Слушание музыкальных фрагментов: Романс «Я помню чудное мгновенье», «Арагонская хота». Обобщение урока: 1. Назовите годы жизни М. И. Глинки. 2. Где будущий композитор получил образование? 3. Кто подсказал Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»? 4. Назовите даты постановок опер Глинки. 5. В каких странах и когда побывал Глинка? 6. Какое произведение композитор создал в Испании? 7. Назовите лучших представителей русской и европейской культуры, с которыми Глинка был знаком. 8. В чем значение творчества Глинки в истории русской музыки?
Иконка файла материала 1.docx
Урок №5. Жизнь и творчество М. И. Глинки. Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Михаила  Ивановича Глинки. Задачи: Воспитать интерес учащихся к творчеству М. И. Глинки.  Организовать учебный процесс свой труд качественно и с  наименьшими затратами достичь поставленную цель. Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3  год обучения. Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать  домашнее задание.   Ход урока. 1. Организационный момент.2. Опрос домашнего задания: 1.    Какие жанры преобладали в музыкальном творчестве начала XIX  века? 2.    Назвать имена композиторов этой эпохи и годы их жизни. 3. К какому жанру тяготел А. Н. Верстовский? 4. Назвать его произведения. Какое из них оказало влияние на  дальнейшее развитие этого жанра в России? 5. Кому из композиторов принадлежат следующие романсы:  «Соловей», «Разлука», «Белеет парус одинокий», «Нищая»,  «Красный сарафан», «Радость­душечка», «Домик­крошечка»,  «Колокольчик»?   3. Объяснение нового материала.Глинка родился в семье отставного капитана 20 мая 1804 года в селе  Новоспасское Смоленской губернии. Против воли родителей бабушка Фекла Александровна стала опекать маленького Мишу. Она забрала  его на свою половину дома и принялась растить, кутая в меха и  закармливая сладкими крендельками. Мальчик был очень способным, рано научился читать, умел и любил  рисовать. По словам Глинки, он открыл для себя музыку в десять лет. Его дядя, живший в одном из соседних имений, привез к ним своих крепостных  музыкантов. В 1817 году тринадцатилетнего Мишу отдали учиться в открытый при Петербургском педагогическом институте Благородный пансион для  юношей. В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию,  занимался он и музыкой. Три урока он получил у знаменитогопианиста Джона Фильда. Родители постоянно возили его в театр –  опера приводила мальчика в восторг. В 1824 году Глинка поступил на службу в канцелярию Главного  управления путей сообщения, но все свое свободное время он  посвящал музыке. Он принимал участие в музыкальных вечерах в  домах своих знакомых, посещал театры и концерты. В 1828 году, к  неудовольствию отца, Михаил Иванович оставил службу, чтобы  полностью посвятить себя творчеству. В это же время расширяется круг его знакомых. Среди его друзей  появились известные имена – А. Мицкевич, А. Грибоедов, А. Керн. В 1830 году стали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания. Родители решили отправить слабого здоровьем сына за  границу. Путешествие охватывало Варшаву, города Германии,  Италию. Здесь композитор хотел познакомиться с новой музыкой и  усовершенствовать свои композиторские навыки. Надежды егооправдались. За три года, что он провел в Италии, талант его  формировался, а знания и умения окрепли. Летом 1833 года Глинка поселился в Вене, где начал заниматься с  известнейшим педагогом и теоретиком Зигфридом Деном. Здесь же  родился замысел создания национальной оперы на русский сюжет. С  этой мыслью он и вернулся домой. Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору  великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на  вечерах в доме поэта, где бывали Пушкин, князь Вяземский, Гоголь,  князь Одоевский, Виельгорские. Работа над оперой проходила  быстро. Закончив партитуру, Глинка отдал ее в дирекцию  императорских театров. Правда, автору пришлось выполнить два  условия —отказаться от денежного вознаграждения и переименовать  оперу. Композитор хотел назвать ее «Иван Сусанин» (под этимназванием мы и знаем ее сегодня), но цензура заставила назвать  произведение «Жизнь за царя». Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. На ней присутствовал весь литературно­художественный цвет Петербурга. Вскоре после премьеры оперы Глинка занял должность  капельмейстера Придворной певческой капеллы. Несмотря на то, что  работа занимала много времени, он был весь в новом замысле. Один из друзей подал ему мысль о ранней поэме Пушкина «Руслан и  Людмила». Композитор даже обсуждал с Пушкиным идею совместной работы, но ранняя смерть поэта не дала ей осуществиться. Работа над новой оперой растянулась на несколько лет. Именно в это  время Глинка познакомился с дочерью А. П. Керн, Екатериной  Ермолаевной, и увлекся девушкой. Вскоре она ответила на его  чувство взаимностью.Е. Е. Керн посвящены два изумительных творения музыканта —  «Вальс­фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье» —  совершеннейшие образцы его лирики. Поздней осенью 1839 года Глинка подал заявление об уходе с  капельмейстерской службы. Композитор всецело отдался работе над  оперой. В марте 1842 года он передал готовую партитуру директору  императорских театров. Волшебная опера русского музыканта  произвела огромное впечатление. Лист, который был лично знаком с  Глинкой, назвал его гениальным. В 1844 году Глинка решил ехать за границу, чтобы «забыть о своем  горе»: его отношения с Е. Е. Керн не получили дальнейшего развития. В годы странствий композитор посетил Францию, Испанию. Он  познакомился с выдающимися представителями европейской  культуры Проспером Мериме, Д. Обером, В. Гюго, Г. Берлиозом. Его  произведения вызвали большой интерес музыкальной общественности.Испания поразила его темпераментом. В Мадриде он создал  знаменитую «Арагонскую хоту». По возвращении в Россию была написана гениальная «Камаринская»,  появление которой П. И. Чайковский считал моментом основания  русской симфонической школы. В ней проявилось ювелирное  мастерство Глинки — симфониста, соединившего русский тематизм с европейским инструментализмом. В начале 50­х годов музыкальная жизнь России сильно изменилась.  Появилось новое поколение музыкантов и музыкальных деятелей,  многие из которых входили в окружение Глинки. Среди них надо  назвать братьев Стасовых, А. Серова, В. Энгельгардта, М.  Балакирева. Всем им предстояло в будущем двигать вперед русское  музыкальное искусство. В 1852 году Глинка вновь выезжает во Францию. Здесь он давал  уроки, музицировал в гостиных своих друзей. Возвратившись вПетербург, по настоянию своей сестры Людмилы Ивановны  Шестаковой начинает работать над автобиографическими  «Записками» и доводит повествование до 1854 года. Сочиняет он в  это время немного. К этому периоду относится замысел оперы на  сюжет русской народной жизни «Двумужница», который так и не был  осуществлен. Чувствуя себя очень плохо, болезненно переживая отношение  официальных кругов к своей музыке, в 1856 году он вновь уезжает за  границу. Теперь его путь лежит в Берлин. Одной из идей Глинки было создание системы русского контрапункта. Для этого в Берлине он  изучал полифонию и контрапунктическую технику старых мастеров,  партитуры европейских классиков и мелодии древнерусских  знаменных распевов, в которых он видел основу русской полифонии.  По вечерам композитор посещал театры и концерты. После одного из  концертов в зале Королевского дворца, выйдя на морозный воздух,  Глинка сильно простудился. Грипп вызвал обострение болезнипечени, и 3 февраля ранним утром композитора не стало. Он был  похоронен на Троицком кладбище, а в мае, благодаря хлопотам  сестры, гроб с телом великого музыканта был перевезен в Петербург  и погребен на кладбище Александро­Невской лавры. Так закончился земной путь русского гения и началось его  бессмертие в памяти поколений.     4. Слушание музыкальных фрагментов: Романс «Я помню чудное  мгновенье», «Арагонская хота». 5. Обобщение урока: 1. Назовите годы жизни М. И. Глинки. 2. Где будущий композитор получил образование?3. Кто подсказал Глинке сюжет оперы «Иван Сусанин»? 4. Назовите даты постановок опер Глинки. 5. В каких странах и когда побывал Глинка? 6. Какое произведение композитор создал в Испании? 7. Назовите лучших представителей русской и европейской культуры, с которыми Глинка был знаком. 8. В чем значение творчества Глинки в истории русской музыки?

Посмотрите также