Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
. Тема: Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Цели: - познакомить учащихся со своеобразием нового учебного предмета – литературой и особенностями художественной литературы как искусства слова; - развивать мышление, наблюдательность, обогащать словарный запас учащихся; - воспитывать любовь к чтению, учить слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Технологическая карта урока № 1.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные Результаты: развивающие  воспитательные  предметные личностные метапредметные Технологическая карта урока № 1 Литература 5 1 1 Вводный Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. литература, художественная литература, обложка книги, форзац, нахзац, фронтиспис, титул, выходные данные книги, содержание познакомить   учащихся   со   своеобразием   нового   учебного   предмета   –   литературой   и   особенностями художественной литературы как искусства слова развивать мышление, наблюдательность, обогащать словарный запас учащихся воспитывать любовь к чтению, учить слушать и слышать собеседника, вести диалог  умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог формирование   представлений   о  познании   как  гуманистической   ценности,   роли   книги   как  духовного завещания умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. (Интерпретация стихотворения Б. Макарова «Приветствую») Приветствую я вас, друзья, В этот солнечный день сентября! Приветствую сложность вопросов, Живущих пока без ответов.   учащихся слушают учителя учителя создает  благоприятную  психологическую  среду 2 Постановка цели и задач урока. Мотивация. Литература как учебный предмет ­ Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? (уроки чтения) ­ Чему учились на этих уроках? (читать,   пересказывать   текст,   составлять   план,   рассказывать   наизусть, создает условия  для актуализации  знаний учащихся озвучивает цель  отвечают на  вопросы учителя Презентация  https://sway.c om/FfoHWbu x49V5Botm? ref=Link (в   программе читать по ролям и т.д.) В   пятом   классе   у   вас   появился   новый   предмет   –   литература.   Слово «литература» пришло к нам из языка древних римлян – из латинского языка. Оно   означает   «написанное».   Мы   с   вами   будем   изучать   художественную литературу,   которая   рассказывает   нам   о   жизни   человека   и   природы,   о чувствах,   мыслях и желаниях многих поколений людей. Теперь мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами. Загадка Я всё знаю, всех учу,  А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться.  Книга В   словаре   С.И.   Ожегова   слово   «книга»   объясняется   как   «произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким­нибудь текстом», а в Толковом словаре В.И. Даля «книга – это сшитые в один переплёт листы бумаги».  Актуализация знаний. Усвоение новых знаний Книга как духовное завещание одного поколения другому. Древний Египет ­ А знаете ли вы, когда и где появились первые книги, какими они были? Египет  Египет – родина книги. В Древнем Египте тексты   высекали на каменных плитах.   Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины, затем глиняные таблички сушили или обжигали.  Из таких табличек составляли книги.   Папирус  Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров.  Древняя Греция     В Древней Греции в   городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван   он   был   пергаментом   по   наименованию   места,   где   был   изобретён. 3 урока  SWAY)  создает  эмоциональный  настрой акцентирует  внимание на  обращение к  словарю озвучивает тему  урока, комментирует  презентацию отгадывают загадку работа со словарем записывают тему в  тетрадь;  смотрят  презентацию;  делают «записи» в  тетради Презентация  https://sway.c om/FfoHWbu x49V5Botm? ref=Link Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали   в   золе,   затем   очищали   от   остатков   шерсти,   жира.   Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали   ей   ровную   поверхность.   Из   шкур   получался   белый,   тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.   Древний Китай.  Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые   нанизывали   на   крепкую   бечёвку.   Позднее   китайцы   писали   свои книги   кисточкой   и   тушью   на   шёлке.   Китай   считается   родиной   бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Бумагу создал  китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её   в   плоский   лист   и   оставил   этот   лист   сушиться   на   солнце.     Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления   бумаги.   Так   бумага   проникла   в   Персию,   далее   в   Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в XI в. Германия  В   Германии   в   15   веке,   в   небольшом   городе   Майнце,   был   создан   первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел   немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.  Россия В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси   в  IX  веке.   Для   изготовления   книг   бересту   кипятили,   соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики –   писцы.   Рукописных   книг   было   мало,   и   стоили   они   дорого.   Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Евангелие.  Книгопечатание И   вот   в   1553   году   в   Москве   была   построена   первая   книгопечатня,   а первопечатником   стал   Иван   Фёдоров.   Первая   русская   печатная   книга   ­ “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.  В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. Но каждая книга дорога, так как несет массу полезной и интереснейшей информации.  Памятники книге Во многих городах земного шара книгу вознесли на пьедестал, создали ее памятники, тем самым увековечив ее на все времена. ­ Россия. Санкт­Петербург. Книга на Университетской набережной. На ней высечены строки Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…” ­  Россия. Омск. Композиция  «Книга – источник знаний».   ­ Памятник книге в Сургуте.  ­ Туркмения. Ашхабад. Памятник книге «Рухнама».  ­ Шарджа. Памятник Корану.   ­   Московская   область.   Памятник   Карамзину   и   первым   семи   томам   его истории. Книга и ее компоненты. Работа с учебником Обложка Рассмотрим учебник литературы, с которым нам предстоит работать. Он состоит из двух частей. Первое, что мы видим – это обложка. Она бывает мягкой,   сделанной   из   бумаги,   твердой,   из   картона,   тогда   ее   называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась теснённым   рисунком   с   золотом.   Для   особо   ценных   книг   на   переплете укреплялись металлические застежки. У некоторых книг поверх твердого переплета   надевается   еще   одна   бумажная   обложка,   на   которой   помещен рисунок, написаны название книги, ее автор. Это суперобложка.  Форзац и нахзац Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги – нахзац. Иногда он белый, а иногда на нем изображен рисунок.  Фронтиспис организует беседу  по структуре  учебника,  поисковую работу  по нахождению  информации Презентация  https://sway.c om/FfoHWbu x49V5Botm? ref=Link озвучивают  понятия;  выполняют задания  учителя;  находят в учебнике информацию;  объясняют свой  выбор Перевернем   еще   одну   страницу.   Новый   разворот.   На   левой   стороне   – фронтиспис,   на   правой   –   титул   (титульный   лист).   Фронтиспис   – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги.  Титул (титульный лист) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. ­ Назовите автора­составителя учебника.  Автор учебника Меркин   Геннадий   Самуилович   (р.   23.11.1940   г.,   Витебск),   доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.  Выходные данные  Выходные данные – это сведения, которые размещаются, как правило, на последней   странице   книги.   В   них   указывается,   кто   работал   над   книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана. В создании книг принимают участие и художники – их иллюстрации делают учебник красочнее. Над созданием учебника (как и любой другой книги) работают также редакторы, которые следят за тем, чтобы мысли авторов были изложены правильно, а иллюстрации были качественно выполнены и уместны,   корректоры,   которые   исправляют   ошибки   в   словах   и предложениях. ­ Назовите художников и редакторов учебника. (Н.Г.   Ордынский   –   художественное   оформление,   макет,   составление иллюстративного   ряда,   подбор   иллюстраций.   А.В.   Федоров   –.заведующий редакцией литературы, Е.Ю. Петухова, И.Л. Тимашева, Н.В. Умрюхина – редакторы, Н.Г. Ордынский – художественный редактор. Г.А. Голубкова ­ корректор. Е.А. Бреславский – верстка).   ­ В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?  (Издательство «Русское слово – учебник», в Москве, 30 000 экземпляров) Содержание (оглавление) Для   удобства   обращения   с   книгой   в   конце,   реже   в   начале,   помещено содержание (оглавление) – указатель заголовков издания. ­ Имена каких писателей вам уже знакомы? (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков). ­ Кого вы встретили впервые? (М.В. Ломоносов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, И.С. Никитин, И.З. Суриков). - В каком порядке расположены разделы учебника? (от старины до наших дней) Что еще есть в учебнике? ­ краткий словарь литературоведческих терминов;  ­ раздел, рассказывающий о литературных местах России; ­ словарь имен. Любимые книги ­ А есть ли у вас, ребята, любимые книги? Кто их автор? Как зовут главного героя?  ­ Какие книги вы прочитали летом? Расскажите, пожалуйста, всему классу о них.  Новинки Молодцы! Вы прочитали интересные произведения, написанные специально для вас. Какие книги можно еще прочитать? (выставка новинок).  Сергей Георгиев «Школьные истории. Веселые и разные». Валерий Воскобойников «Все будет в порядке». Марина Аромштам «Мохнатый ребенок». Дина Сабитова «Где нет зимы». Тамара Крюкова «Телепат». Мария Лукашкина «Свет в чужом окне». Станислав Востоков «Фрося Коровина». Артур Гиваргизов «Записки выдающегося двоечника».  организует опрос;  побуждает к  высказыванию  своего мнения предлагает книги  для  самостоятельного  прочтения по очереди  высказывают свое  впечатление записывают в  тетрадь  4 Домашнее задание  1. Составьте план вступительной статьи учебника «К читателям». 2. Найдите 3 пословицы или поговорки об учении, выпишите их в тетрадь, объяснить значение (устно). предлагает  домашнее задание  на выбор;  инструктирует  учащихся записывают задание для желающих: 5 Рефлексия организует беседу  формулируют    Презентация ­ Что было для вас интересным?   ­ Что вы узнали нового?  Я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу на уроке. по результатам  деятельности  учащихся на уроке конечный результат своей работы на  уроке https://sway.c om/FfoHWbu x49V5Botm? ref=Link

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 1.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018