Тема: «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте.
Цели:
- подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; выявить основную идею произведения через поиск ответа на вопрос «Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?»; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;
- развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке;
- формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Технологическая карта урока № 8.docx
Название предмета
Класс
№ урока
Место урока в разделе
Тип урока
Тема урока
Основные термины и понятия
Цели:
образовательные
развивающие
Технологическая карта урока № 8
Литература
5
8
4
Изучение нового материала
«Царевналягушка» сказка о мудрости и красоте.
волшебная сказка, троекратное повторение, иллюстрация, репродукция, композиция
подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; выявить
основную идею произведения через поиск ответа на вопрос «Почему сказка называется «Царевна
лягушка»?»; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера
развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение
обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий
процесс на уроке
Результаты:
воспитательные формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях
предметные
личностные
метапредметные
умение создавать устные монологические высказывания разного типа, научиться определять мораль
сказки; использовать характерные речевые обороты
учебнопознавательный интерес к новому материалу; формирование представлений о высших ценностях;
ценностное отношение к происходящим событиям
умение планировать алгоритм ответа; формировать и высказывать свою точку зрения на события и
поступки героев
№
Содержание
Виды деятельности
Ресурсы
Ход урока
1 Организационный этап.
Сказка мудростью богата.
Скажем сказке: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
Встреча со сказкой – это радость для каждого человека. Давайте подарим
сегодня друг другу радость.
учителя
создает
доброжелательный
настрой на урок
учащихся
приветствуют
учителя и друг
друга
2 Постановка цели урока.
Почему сказка называется «Царевналягушка»?
нацеливает
учащихся на
настраиваются на
работу
Презентация
https://sway.c Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти сегодня на уроке.
Тема урока «Царевналягушка» сказка о мудрости и красоте.
3 Проверка домашнего задания.
4
Понравилась ли вам сказка? К какому виду сказок она относится?
Какие особенности этой сказки можете назвать?
1. Волшебство, загадочность. 2. Сказочные существа. 3. Нарушение запрета.
4. Троекратные повторы.
Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
(Троекратный повтор носит традиционный характер: троекратное
повторение эпизода с наращиванием эффекта. В первых двух случаях
искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, а в третий раз – весь
народ.)
В этой волшебной сказке события происходят в некотором царстве, в
некотором государстве. Герой отправляется на поиски жены, где ему
встречаются сказочные существа и происходят волшебные превращения,
поэтому перед нами волшебная сказка.
Изучение нового материала.
Иванцаревич нашел свою стрелу в болоте.
Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
(Внешний облик лягушки напугал царевича, и царевич печально восклицает:
«Как же я тебя замуж возьму? Люди меня засмеют!»)
Что заставило героя изменить свое решение? (Умение лягушки
разговаривать, неясное желание царевича узнать, что же будет дальше).
Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Это
символ плодородия и плодовитости; означает обновление жизни и
воскресение.
Когда впервые в сказке появляется имя героини? Почему?
(Имя героини появляется тогда, когда царевналягушка начинает работать.
Сказка оценивает мастерство как мудрость.)
Первое испытание «Выпечка хлеба».
Выразительное чтение отрывка: «Воротился Иванцаревич в свои палаты не
весел…»
Какие чувства охватили царевнулягушку, когда она увидела вернувшегося
Иванацаревича? (Царевналягушка, увидев Иванацаревича, поняла, что
om/4CULYnT
GpccaEd1D?r
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play
отвечают на
вопросы учителя;
выявляют
закономерность
особенностей
волшебной сказки
продуктивную
деятельность
организует беседу
по прочитанной
сказке;
актуализирует
пройденный
материал; проводит
параллель с
изученным
материалом;
делает вывод
Презентация
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play
отвечают на
вопросы учителя;
приводят в
качестве примера
цитаты из текста
организует беседу;
сообщает новый
материал;
обобщает
высказывания
учащихся;
организует работу с
презентацией
организует
выразительное
чтение текста;
беседу по
выразительно
читают текст;
анализируют,
обобщают
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play произошло чтото серьезное. Своей ласковой речью, теплой и душевной, она
старалась успокоить мужа: «Не тужи, Иванцаревич. Ложись лучше спать
почивать: утро вечера мудренее!»
Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде? Докажите,
что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
(Царевна – внимательная, скромная, заботливая жена. Она старается
оградить мужа от переживаний, а сама думает, как помочь Ивануцаревичу,
от царевича эту мысль утаивает. Это тоже мудрость: «Сначала сделай –
потом говори».
Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?
(Премудрой)
Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки?
(Люди всегда относились к труду с уважением.)
Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?
(Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить
царевича, заслужить похвалу старших.)
Какие качества героини проявились во время испытания?
(заботливая, внимательная, трудолюбивая)
Второе испытание «Изготовление ковра».
Аудиозапись (звучит отрывок сказки).
Как трудились все три царевны над своими коврами?
(Василиса ткет сама, за боярскую дочь и купеческую дочь трудятся другие.)
Какие черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?
(Трудолюбие)
Как относится к труду Василисы Иванцаревич?
(В первый раз «диву дался», во второй – «ахнул». Его удивление растет. Он
сумел по достоинству оценить труды жены.)
Третье испытание «На царском пиру».
Выразительное чтение отрывка по ролям: «Пошел Иванцаревич к царю на
пир один…»
Как ведут себя старшие царевичи и их жены до появления Василисы
Премудрой? (Посмеиваются над Иваномцаревичем).
С какой целью жены царевичей повторяют действия Василисы Премудрой?
(Противопоставлены ум и глупость; показано превосходство положительных
качеств (чести, совести) над отрицательными качествами (завистью,
прочитанному
предлагает
послушать отрывок
из сказки в
аудиозаписи
слушают
аудиозапись;
отвечают на
вопросы
организует
выразительное
чтение текста;
беседу по
прочитанному;
предлагает
выразительно
читают текст;
анализируют,
обобщают; смотрят
отрывок из
мультфильма
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play она приносит радость
тупостью).
Что открыл вам в царевне танец?
(Искусство царевнылягушки волшебное:
окружающим.)
Отрывок из мультфильма «Царевналягушка»
Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины
В. Васнецова.
Иллюстрация – это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение.
Репродукция – это воспроизведение предметов искусства путем
фотографии, копирования или ручного воспроизведения оригинала.
Сравните иллюстрацию И. Билибина и репродукцию картины В. Васнецова.
Иллюстрация И. Билибина в обрамлении растительного орнамента точно
отражает содержание сказки. Можно разглядеть детали костюмов герое,
выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток.
В. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно
передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы
притопывают ногами в такт плясовой песне. Можно догадаться, что музыка,
под которую танцует Василиса, веселая, озорная.
5 Домашнее задание
6
Определите композицию сказки, подберите примеры.
Рефлексия
Почему Иванцаревич сжигает лягушачью кожу?
(Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, Иван
желал иметь рядом с собой женукрасавицу. Он мог полюбить ее внешнюю
красоту.)
Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом
помогает, подсказывает, что теперь надо делать?
(Проявляются ее качества: мудрость, покорность, скромность)
Прием «Оратор»
За одну минуту убедите слушателей в том, почему сказка называется
«Царевналягушка»?
(Василиса Премудрая – это собирательный образ, созданный народом. В нем
собраны лучшие черты русского национального характера. Главная ее роль –
быть помощницей своего мужа. Образ Василисы Премудрой соединил в себе
истину жизни, тепло и доброту души, любовь и ум. В образе лягушки нашла
просмотр отрывка
из мультфильма;
создает
эмоциональный
настрой
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play
знакомит с
понятиями;
записывают в
тетрадь;
предлагает
сравнить эти
работы художников
сравнивают;
объясняют, какой
образ им ближе
инструктирует
учащихся
предлагает с
помощью приема
«Оратор» сделать
вывод по уроку;
обобщает ответы
учащихся
записывают задание
высказывают свои
мнения;
комментируют
ответы
одноклассников;
записывают вывод в
тетрадь
Презентация
https://sway.c
om/4CULYnT
GpccaEd1D?
ref=Link&loc
=play отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной,
трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и
справедливый мир.)
Благодарю всех за работу на уроке.
благодарит за урок
Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.