Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Язык сказки. Цели: - познакомить с особенностями композиции сказки; помочь понять внутренний мир героя и раскрыть лучшие черты его характера; - развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; - формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Технологическая карта урока № 9.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 9 Литература 5 9 5 Урок обобщения и систематизации знаний. Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Язык сказки. волшебная сказка, композиция, лексическая работа, повторы, эпитет, гипербола, формулы сказок познакомить  с  особенностями  композиции  сказки;  помочь понять внутренний  мир  героя и  раскрыть лучшие черты его характера  развивать   речевые   умения   путем   пересказа   произведения;   аналитическое   мышление,   память,   умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке Результаты: воспитательные  формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях предметные личностные метапредметные умение   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   научиться   определять   мораль сказки; использовать характерные речевые обороты учебно­познавательный интерес к новому материалу; формирование представлений о высших ценностях; ценностное отношение к происходящим событиям умение  планировать  алгоритм  ответа;   формировать   и  высказывать  свою   точку  зрения  на  события   и поступки героев № Содержание Виды деятельности Ресурсы Ход урока  1 Организационный этап.  Картинка про Ивана­царевича.  Утешить   плачущего   может   тот,   кто   добр   сердцем.   Такие   помощники обязательно встретятся нашему герою на пути. Вам я хочу пожелать, чтобы ваши глаза всегда светились счастьем, чтобы из них никогда не выкатилось ни одной слезинки. А наше бережное отношение друг к другу, теплые и нежные взгляды помогут нам в хорошем  настроении провести этот урок и весь день.  учителя создает  доброжелательный  настрой на урок учащихся приветствуют  учителя и друг  друга Презентация  https://sway.c om/m1Qhl8bF uMctkCkc? ref=Link 2 Проверка домашнего задания.  ­ Какова композиция сказки? Экспозиция Причины, которые  породили завязку Выбор невест, приказы царя Завязка Главный герой  обнаруживают потерю  Василиса обернулась белой  лебедью и улетела в окно Развитие  сюжета Поиск потерянного  Иван отправляется на поиски  жены и встречается с  помощниками Кульминация Главный герой  сражается с  противоборствующей  силой и побеждают ее Иван­царевич сражается с  Кощеем Бессмертным и  побеждает его Развязка Преодоление потери Царевич возвращается во  дворец с женой 3 Постановка цели урока.  На прошлом уроке мы рассмотрели образ Василисы Премудрой. Давайте сегодня дадим характеристику Ивану­царевичу. Тема урока «Иван­царевич – победитель житейских невзгод». ­ Как в этом может помочь нам композиция сказки? (Понаблюдаем за поведением героя на протяжении всей сказки.)   Изучение нового материала. Работа в группах. Экспозиция 4 организует беседу  по обсуждению  композиции сказки; актуализирует  пройденный  материал выявляют  особенности  построения   волшебной сказки https://sway.c om/m1Qhl8bF uMctkCkc? ref=Link  озвучивает тему  урока; нацеливает  учащихся на  продуктивную  деятельность  организует работу в группах; настраиваются на  работу; называют  цели урока Презентация  https://sway.c om/m1Qhl8bF uMctkCkc? ref=Link   делятся на группы; Презентация  https://sway.c ­   Что   мы   узнаем   о   царевиче   в   экспозиции   сказки?   (Младший   сын   царя. Покоряется отцу и судьбе: женится на болотной лягушке. Старшие братья смеются над Иваном. Он стыдится своего положения, поэтому ходит «не весел,   ниже   плеч   буйну   голову   повесил».   Постепенно   поведение   Ивана­ царевича меняется. С каждым заданием отца его жена справляется лучше всех. Теперь Иван чувствует себя победителем перед братьями). ­ Какая черта Ивана­царевича изменила ситуацию? (Нетерпение. Пока жена была на царском пиру, он сжигает лягушачью кожу.) Развитие   сюжета.  Решается   герой   отправиться   на   поиски   своей   жены   в тридесятое царство. ­ Как этот  поступок характеризует героя? (Он не испугался трудностей, отправился   в   незнакомую   страну,   чтобы   найти   свою   жену.   Он целеустремленный, смелый человек).  ­ По дороге герой встречает старичка, медведя, селезня, зайца, щуку, Бабу­ ягу.   Почему   все   помогают   царевичу?   (Он   проявляет   внимание,   добро, милосердие к ним. Он не убивает животных, хотя сам испытывает голод.) ­   Какие   черты   Ивана­царевича   вы   можете   еще   назвать?   (Он   доверчив: прислушивается к советам незнакомого старичка, Бабы­яги) Кульминация . В Кащеевом царстве царевич спасает царевну. Развязка. Царский сын возвращается победителем с красивой и умной женой к отцу и братьям. Вывод.   Характеристика   Ивана­царевича.  Иван­царевич   кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены   лягушку.   После   первого   приказа   отца   испечь   каждой   невестке   по караваю   Иван­царевич   возвращается   «невесел,   буйну   голову   повесил». Увидев хлеб, он «диву дался», увидев ковер, он «ахнул», но даже после этого он сомневается, как поведет жену на пир. В нетерпении он сжигает лягушачью   кожу.   После   прощания   с   Василисой   собирается   в   поход.   Он проявляет   решимость,   мужество,   упорство,   терпит   нужду,   холод,   голод. Иван­царевич   проявляет   доверие   к   старичку,   сочувствует   и   оказывает помощь   животным,   мужественно преодолевает все трудности и невзгоды. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве отца. Он положительный   герой   сказки.  Награда   ему   –   возвращение   Василисы Премудрой.    бесстрашно   отвечает   Бабе­яге, om/m1Qhl8bF uMctkCkc? ref=Link   проводит параллель с  изученным  материалом;  организует беседу;  сообщает новый  материал; обобщает  высказывания  учащихся; организует работу с презентацией; выявляют  закономерность  поведения героя в  хронологии;  отвечают на  вопросы учителя;  приводят в  качестве примера  цитаты из текста;  комментируют  ответы друг друга подводит к выводу формулируют  вывод,  характеризуют  поведение героя Язык сказки. Работа в группах (продолжение). В   языковом   отношении   русская   народная   сказка   «Царевна­лягушка» является   примером   высокого   мастерства   народных   сказителей:   она поэтична.   Лексическая работа ­ Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться. Лытать – уклоняться от дела, бегать без работы; Пытать – проверять чьи­либо качества; Кручиниться – горевать, печалиться; Тужить – горевать, печалиться, тосковать; Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый; Молвить – говорить, сказывать; Дивиться – удивляться, поражаться чему­либо; Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда­нибудь. Повторы . Еще одна особенность сказочного повествования – повторы. Если мы читаем «жили», то следующее слово будет «были». Если в сказке слово «путь», то это обязательно «путь­дорожка. ­   Найдите   в   сказке   подобные   повторы.   (Лягушка­квакушка,   подумал­ подумал,   царство­государство,   костями­огрызками   (осыпали),   искала­ искала, хитрей­мудрей, шел­шел, лежит­издыхает, щука­рыба и др.). Эпитет . Эпитет – это художественное определение предмета. Постоянные эпитеты в сказках: серый волк, чистое поле, дремучий лес. ­ Найдите постоянные эпитеты в сказке «Царевна­лягушка». (тугие   луки,   буйну   голову   (повесил),   птицы   летучие,   звери   рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.) Гипербола.  Гипербола   –   это   прием   преувеличения   для   усиления впечатлений. ­ Найдите в тексте гиперболу. («Две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал») Формулы волшебных сказок.  В сказке много слов и выражений, которые встречаются   именно   в   русских   народных   сказках:   диву   дался,   узорами объясняют  значения слов;  организует  поисковую работу  по анализу  языковых  особенностей  сказки; акцентирует  внимание на  определениях  понятий; находят в  произведении  повторы; формулируют  определения  понятий;  записывают в  тетрадь; находят  постоянные  эпитеты;  гиперболу;  формулы сказок; мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать и т.д.  ­ Найдите в сказке подобные формулы. Воротился… невесел, ниже плеч буйну голову повесил. Как мне не печалиться? Ложись­ка лучше спать­почивать: утро вечера мудренее. …ни в сказке сказать, ни пером описать! …кликать мамушек, нянюшек и красных девушек… …ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать! …за столы дубовые, за скатерти узорчатые. …ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кащея Бессмертного. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… ­ Не убивай меня, Иван­царевич! Когда­нибудь пригожусь тебе. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.  ­ Избушка­избушка, стань по­старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом. …на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба­яга – костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос. Баба­яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила… …умер Кащей Бессмертный, прахом рассыпался.  И стали они жить дружно, в любви и согласии.  Вывод  Язык русской народной сказки богат эпитетами, гиперболами, повторами, сказочными формулами.   5 Обобщение пройденного материала  Задания:   1.Тест в формате игры                  2. Восстановите порядок событий в сказке «Кто хочет стать миллионером».      (Непоседы)                                           3. Соотнеси иллюстратора сказки и его работу. делает вывод записывают вывод организует работу с QR кодами; настраивают  приложения;  выполняют задания; https://  www    earningApps   rg     .  L  .  o 6 Домашнее задание  7 1. Прочитать сказку «Падчерица».  2. Составить план. Рефлексия Прием «Соревнование». Каждая команда готовит вопрос по теме урока.  Мораль:  1. Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Благодаря своим нравственным качествам, Иван­царевич получил поддержку от помощников. 2. За свое счастье нужно бороться: ничего не достается легко. Торжества добра можно добиться, пройдя различные испытания.  Волшебная   сказка   «Царевна­лягушка»   посвящена   настоящей   любви   и верности   людей   своему   слову   и   делу,   настойчивости   в   преодолении препятствий для достижения своей цели.   Подведение итогов. Награждение. ­ Спасибо за урок! инструктирует  учащихся записывают задание называют основные  позиции материала; высказывают свои  мнения;  комментируют  ответы  одноклассников; записывают вывод в тетрадь предлагает с  помощью приема  «Соревнование»  сделать вывод по  уроку; обобщает  ответы учащихся; организует  подведение итогов;  награждает  победителей; благодарит за урок Презентация   https://sway.c om/m1Qhl8bF uMctkCkc? ref=Link

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 9.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018