Урок – исследование в 9 классе
на тему: «Чехов – человек красивой души».
Тема урока: Чехов – человек красивой души.
Цели урока:
продолжить знакомство учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством писателя;
путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;
продолжить развивать навыки анализа художественных произведений Чехова;
воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.
Методы проведения урока:
слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды ); групповая исследовательская работа ; сопутствующее повторение литературоведческих терминов; самостоятельная работа по учебнику « Литература» 9 класс.
Словарная работа.
Эпоха «безвременья» - эпоха 80-ых годов.
Наглядность:
1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);
2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);
3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе.
Литература:
А.Белкин. «Художественное мастерство Чехова-новеллиста» .М., 1997 г.
А.П.Чехов. Рассказы. М., 1998 г.
А.П.Чехов. Пьесы. М.: Дрофа, 2002 г.
И.Золотарёва. «В помощь школьному учителю» .М., 2002 г.
Ход урока.
I. Мобилизующее начало.
II. Вступительное слово учителя.
Чехов – писатель-классик, который более других
соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает
влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения
формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость учеников. Это
художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души.
III.
Постановка проблемного вопроса.
Феномен Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа непонятен и до сих пор до конца не разгадан. Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?
Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений
писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
Над каким же проблемным вопросом мы размышляли с вами в прошлом
году?
Учащиеся: О ком пишет А.П.Чехов? (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке).
Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.
На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества поэта, а сделаем мы это через его интересные произведения, раскрывая художественное мастерство писателя.
К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?
Запишем в тетрадях тему урока, эпиграф и проблемный вопрос.
Тема урока: Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
Эпиграф: Жизнь даётся человеку один раз.
И надо прожить её бодро, осмысленно,
красиво.
А.П.Чехов.
Слайд №1. А.П. Чехов. Фотография Ф. Опитца. 1901 г.
I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.
Учитель: Ребята, давайте вспомним те события из жизни писателя , которые вы узнали в 8 классе.
1 учащийся. Чехов
Антон Павлович родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в многодетной
семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки
Таганрог был для него особым. Но мало нашлось бы в ту пору в России городов, лицом своим обращенных к морю. Таганрог как морской порт почти на столетие старше Одессы и к середине XIX века играл значительную роль в морском грузообороте страны.
Особую роль в жизни Таганрога играла греческая диаспора. Греков было много: торговцы и банкиры, попы и гимназисты, мастеровые и подмастерья. Наряду с русскими улицы города украшали и греческие вывески.
И уж совсем необычен для русской провинции был городской театр. Периодически на его сцене гастролировала итальянская опера. Таганрожцы были знакомы с операми В. Беллини, Дж. Россини и Дж. Верди… По вечерам на улицах города можно было услышать арии из популярных итальянских опер.
По мнению А.П. Чехова, в Таганроге лишь «пахло Европой», но
повседневная жизнь практически мало чем отличалась от подобных портово-рыбацких
городков Средиземноморья.
Дом на Полицейской улице, где жила семья Чеховых, был маленький,
белен снаружи и внутри, 3 комнаты общей площадью 23 квадратных метра.
Слайд №2. Дом в Таганроге, где в 1860 году родился А.П.Чехов. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых.
Слайд № 3. Памятник А.П. Чехову в Таганроге. Скульптор И.М. Рукавишников.
2 учащийся .Семья у Чехова была порядочная. Отец Антона Павловича был
человеком крутого нрава, детей воспитывал в послушании, трудах и молитве. Ничто
не могло изменить взглядов Павла Егоровича на внутрисемейное устройство,
воспитание и образование детей. Дети росли покорными и тихими: домашнее
богослужение, церковный и домашний хор, в котором они пели, лавка, в которой
трудились все домашние от зари до зари, уроки домашние и гимназические – все
это отнимало силы и время, отбивало охоту к шалостям. И все-таки детей учили
уму-разуму подзатыльниками, розгами и не по злобе или вредности характера, но с
искренней верой и по глубокому убеждению. Так было всегда, так растили и
воспитывали и Павла Егоровича и его отцов и дедов.
Слайд №4. А.П.Чехов в кругу семьи (стоит второй слева) 1874 г.
Разорение родительского гнезда, распродажа за копейки годами нажитого домашнего скарба оставили глубокий, на всю жизнь, след в душе будущего писателя. Этот след виден и в последнем сочинении писателя – пьесе «Вишневый сад» (1903), а до него – в рассказах: «Безотцовщина» (1878), «Чужая беда» (1886), «У знакомых» (1898).
Проблемное усвоение нового материала: выступления уч-ся на
основе исследовательской работы по теме «Вхождение писателя в большую
литературу».
3 учащийся. Вхождение в большую литературу у А.П.Чехова растянулось на 6 долгих лет. Вся первая половина 80-ых, которая считается эпохой «безвременья», посвящена сотрудничеству с множеством больших, маленьких и просто юмористических журналов, издававшихся в Москве и Петербурге: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Мирской толк», «Свет и тени», «Спутник», «Сверчок», «Осколки», «Новое время» и др. Это была пестрая и шумная журнальная толпа, для большинства крупных писателей того времени представляющая собой «уличную литературу». Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами: А. Ч-те, Анче, Ант. Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки.
К концу 1880 года Чехов решает совершить поездку в Сибирь и на Сахалин. Для себя задачи этой поездки он определяет как изучение жизни каторжных и ссыльных.
На протяжении трех месяцев вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, быт и нравы местного чиновничества. Он предпринял перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек.
Слайд №5. Остров Сахалин. Одно из бывших тюремных зданий в городе Александровске. Рисунок С.М. и С.С. Чеховых.
8 декабря Чехов возвратился в Москву и вскоре начал работать над книгой очерков о Сахалине: читал необходимую литературу, приводил в порядок собранные материалы, набрасывал вчерне первые главы. Работа растянулась не на один год: только в 1893 году рукопись была сдана в редакцию «Русской мысли».
Слайд № 6. Дом Чехова на Садово-Кудринской в Москве.
Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова и ускорила покупку имения под Москвой. 4 марта он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово.
Слайд №7. Дом А.П. Чеховав Мелихове, ныне Государственный музей-заповедник.
4 учащийся. В Мелихово им было написано более 40
произведений, в числе которых «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Бабье царство»,
«Остров Сахалин», «3 года», «Случай из практики», «Студент», «Мужики», пьесы
«Чайка» и «Дядя Ваня».
Слайд № 8. Рассказ "Дом с мезонином".Иллюстрация Д.А. Дубинского.
Рассказ о таганрогском периоде жизни Антона Чехова будет неполным, если не коснуться еще одной составляющей будущего творчества писателя. Природа для Чехова – важная часть его существования. Для него любая перемена погоды – явление. В своих рассказах он показал глубокое влияние состояния природы на психику человека. Человек «оприрожен», природа – «очеловечена».
В летние каникулы Антон с братьями ездили за 60 верст от Таганрога в деревню к деду. Во время таких поездок и пребывания на степных просторах Приазовья у Чехова сформировалось отношение к живой природе как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах «деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают как люди («Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх»). Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят».
Слайд № 9. Рассказ «Каштанка». Иллюстрация Д.Н. Кардовского
II этап решения проблемы : исследование причин выбора
темы о внутреннем мире обыкновенного человека.
Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко: крайне сложные внутрисемейные отношения, разорение отца, годы лишений и беспросветной нужды. На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.
В наибольшей мере решению данной задачи способствовал именно медицинский факультет, предметом изучения которого был человек во всех своих проявлениях: анатомия, физиология, психика.
Слайд № 10. А.П.Чехов. 1890-ые годы.
5 учащийся.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Слайд № 11. Рассказ "Три года". Иллюстрация А.В. Ванециана.
В повестях «Дуэль» и «Палата № 6» воплотились размышления Чехова
над философскими, общественными и естественнонаучными вопросами. Менялся взгляд
Чехова на жизнь, на человека, изменилось внутреннее чувство самосознания, по
его словам – «нехорошее». Вероятно, именно это чувство скрывается за чеховским
признанием, что все в его творчестве впоследствии было «просахалинено».
6 учащийся. Вскоре врачи рекомендовали ему перебраться на юг, к морю и 14 сентября он отбыл в Крым. Мелихово осталось в прошлом, но мелиховские впечатления отразились во многих чеховских произведениях: «Мужики», «На подводе» - оба в 1898 году, «Новая дача» - 1898 год. В 1900 году Чехов пишет рассказ «В овраге», в котором также будут угадываться мелиховские пейзажи.
Слайд № 12. Дом А.П. Чехова в Ялте.
Слайд № 13. Письменный стол в кабинете ялтинского дома.
Слайд № 14. Памятник А.П.Чехову в Ялте.
Слайд № 15. А.П. Чехов с семьей в Ялте. 1902 г. (Е.Я. Чехова, М.П. Чехова, О.Л. Книппер-Чехова)
III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказам А.П.Чехова «Тоска» и «Счастье».
1.Чтение рассказов учащимися.
2. Беседа по рассказам.
1. Учитель. Для начала рассмотрим рассказ «Тоска».
- Какова основная тема рассказа?
- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?
(Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)
- Назовите художественную особенность рассказа.
(Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).
2. Анализ рассказа «Счастье».
Учитель. Рассказ «Счастье» написан· в 1887 году. Он посвящен Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства. Однако сам писатель весной 1888 года утверждал, что «Счастье» - лучший из всех рассказов, написанных к этому времени, он называл его квазисимфонией.
- Какова основная тема рассказа?
(Тема эта - мечта человека о счастье. А. П. Чехов использует в рассказе лейтмотивное повествование, которое обусловливает внутреннюю динамику и художественное единство произведения. Это позволяет создать иллюзию саморазвития и самодвижения обозначенной темы.)
- Каково сюжетное движение в рассказе?
(Вместо сюжетного движения мы наблюдаем движение мысли. В рассказе находится в развитии не сюжет, но мысль (представление) о счастье. Подобная двуплановость повествования характерна для многих чеховских рассказов и является их отличительной особенностью.)
- Кто является главными героями рассказа?
Самостоятельная работа по учебнику. Найдите описание героев.
(В новелле «Счастье» изображаются думы двух пастухов - старика и молодого - о человеческом счастье, о том,. что мешает людям овладеть счастьем и зачем оно нужно. Эти мысли передаются не через социально-философский сюжет, а через бытовой диалог людей из народа и через пейзаж. Их мышление конкретно и не выходит за рамки окружающей их будничной и тяжелой крестьянской жизни.)
- Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?
(«Прием, четко выдержанный в «Счастье», - композиционное обрамление, как всегда у Чехова, несет в себе глубокое содержание. Ведь важно, прежде всего, внутреннее состоявшееся единство авторского замысла. Герои не только подчинены настроению, разлитому в природе (а они по-прежнему как бы часть этой природы), но погружены в думу, которая только что так ясно высказалась со всей своей драматической силой, да и сама природа теперь становится тоже как бы носителем этой думы, которая вошла в сознание человека как мысль народа о счастье.
Таким образом, перед нами не просто родство двух структурно упорядоченных звеньев художественной системы, а именно синтез, итог ее предшествующего развития, ее становления.)
- В чём же заключается мастерство Чехова-рассказчика?
(Чехов облекает тоску народную о счастье, о сносной человеческой жизни в характерную для народа и народного творчества мечту о заговоренных кладах. Для открытия их нужно иметь талисман, которого люди не знают, а стережет эти клады солдат с ружьем. Пейзаж выполняет в этой новелле значительную и содержательную роль. Безграничная и молчаливая степь; знойная июльская жара; суровые сторожевые и могильные степные курганы; молчаливая отара овец; ленивый полет долговечных грачей - все это как бы символизирует русскую природу и тоску русского человека. Эта поэтическая картина создает настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Экая ширь, Господи помилуй! Пойди-ка найди счастье!»
Так сливаются в едином поэтическом образе тема родины и тема народного счастья.)
Учитель. Итак, «Счастье» действительно своеобразная квазисимфония, композиционная структура, чрезвычайно отчетливая в своих формальных или, лучше сказать, формообразующих моментах,· близких природе поэтической или музыкальной композиции».
IV. Выводы по уроку.
Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: Как формируется внутренний мир писателя? Выводы учащихся .
Слайд № 16. Портрет А.П.Чехову. Н. Панов, 1903 г.
Выводы учителя :
Чехов в своих рассказах исследует души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма, социального дарвинизма, решает волновавшие общество вопросы семейных отношений, аномальных явлений психики, одновременно раскрывая свою душу. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии. Его герои потаенно мечтают о счастье, о лучшей жизни . Все это можно назвать фрагментами из его собственной жизни, когда автор испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем. Он убеждает читателя, что жизнь дается человеку один раз. Всё что будет происходить с ним, будет зависеть только от самого человека. Как трудно было и ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить своего читателя на более правильный, истинный путь.
Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было верой Чехова, его религией, его мировоззрением.
Работа с выставкой книг. Просмотр рассказов и пьес Чехова.
V. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник».
2. Исследовательская работа: Перечислить (письменно) основные, художественные особенности чеховских рассказов, по которым мы узнаем почерк автора.
3. Выписать в тетрадь из рассказов эпитеты, метафоры, сравнения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.