Примеры применение технологии «Перспектива»
Урок – конференция по теме:
«Человек и природа: сегодня и завтра»
Автор: Орлова Ольга Поликарповна
Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. В технологии также использован прием «цветные шляпы мышления - типы мышления» доктора медицины и психологии Эдварда де Боно Оксфордского университета.
Цели урока:
1. Формирование бережного отношения учащихся к природе, природоохранной деятельности
2. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами;
2. Показать зависимость всего живого от деятельности человека;
3. Создать условия для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности;
4. Способствовать формированию и развитию навыков владения речью в ходе конференции;
5. Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.
Ход конференции:
В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
• Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
• Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);
• Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);
• Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
· 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
· 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
· 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
· 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
· 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп. Важным моментом использования метода «Шесть шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.
Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.
Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.
Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группы |
Новаторы |
Оптимисты |
Пессимисты |
Штрафы |
Итого |
1 группа |
|
|
|
|
|
2 группа |
|
|
|
|
|
3 группа |
|
|
|
|
|
4 группа |
|
|
|
|
|
Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.
3-5 минут - завершающая часть занятия, выводы..
Длительность занятия - 45 минут.
Подготовительный этап - работа под полями «белой шляпы».
Всем ученикам предлагается прочитать дома страницы учебника, просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и подумать над проблемой «Как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра?»
Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание- вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке - конференции:
- Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты? – 1 группа
- Куда деть мусор? – 2 группа
- Как сохранить видовое разнообразие жизни? – 3 группа
- К чему приведет массовое сведение лесов? – 4 группа
Ход урока.
Уважаемые ребята!
Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить воздействие человека на окружающую среду, которое приняло угрожающие масштабы. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты – экологи, биологи, технологи и лесоводы..
Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы.
Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
· Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
-Отмечать в выступлении все положительное.
· Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?
-Отмечать в выступлении все отрицательное.
· Третья группа – «эксперты».
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
· Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.
В конце урока мы поведем итоги, узнаем, кто, по вашему мнению, более удачно выступил на нашей дискуссии. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
1 раунд: Выступление первой группы.
Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты??
Тезисы выступления учащихся:
- Человек влияет на климат своей деятельностью.
- Деятельность человека оказывает ощутимое влияние на круговорот многих химических элементов.
- В результате хозяйственной деятельности в последние десятилетия в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений.
- Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.
- Уменьшение содержания озона в атмосфере по причине применения фреонов, хлорагентов, растворителей, разрушающих озон.
- Проблема кислотных дождей, связанная с техногенными выбросами сернистых соединений, оказывает отрицательное влияние на почву и растительность.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
· Ребята выступали очень организованно.
· Обосновали вред хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
· Рассказали о цепи загрязнения.
· Чётко сформулировали вывод.
Пессимисты:
· Ребята не указали источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт и др.
· Они рассказали о цепи загрязнения, но не указали на неё.
· Катя слабо знает материал.
Эксперты:
· К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.
· Хорошо и во время Надя изобразила схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».
· Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни о существующих цепях загрязнений.
Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы».
2 раунд: Выступление второй группы.
Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха?
Тезисы выступления учащихся?
- Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов.
- Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила.
- Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин.
- Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем.
- Не следует долго задерживаться в местах, где накурено.
- Гулять лучше там, где больше зелени.
- Дома надо разводить комнатные цветы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
· Молодцы, перечислили все способы защиты от загрязнённого воздуха.
Пессимисты:
· Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой.
· Не сказали, что спортом и физкультурой надо заниматься там, где больше зелени.
· Не все комнатные растения очищают воздух.
Эксперты:
· Ребята- новаторы говорили четко, понятно. Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.
· Было бы интересно услышать, а существуют ли у нас в крае источники загрязнения воздуха?
· Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.
Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
3 раунд: Выступление третьей группы.
Вопрос: как защититься от загрязнённой воды?
Тезисы выступления:
- В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду.
- В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека.
- Воду надо очищать с помощью бытового фильтра.
- Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде.
- Пить лучше кипяченую воду.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
· Андрей и Вова хорошо рассказали о том, как защититься от загрязнённой воды. Говорили без запинки.
· Использовали дополнительную литературу.
· Никита нарисовал рисунок на доске о том, как происходит загрязнение воды.
Пессимисты:
· Не всегда следили за речью товарищей, перебивали, торопились.
Эксперты:
· Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.
· Не рассказали об источниках загрязнения воды.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов. Пессимистам – 8 баллов.
Меняются ролевые позиции.
4 раунд: Выступление четвертой группы.
Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?
Тезисы выступления:
- Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог.
- Следует всегда мыть овощи и фрукты.
- Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде.
- Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения.
Оптимисты:
· Даша хорошо рассказала о том, что было в учебнике.
· Девочки привели собственные примеры из жизни.
Пессимисты:
· Девочки не указали, что мыть овощи и фрукты надо кипячёной водой.
· Нельзя собирать грибы и ягоды около свалок.
· Не сказали о том, что фрукты надо мыть не только для того, чтобы смыть грязь. Ведь их ещё обрабатывают ядохимикатами, которые вредны для нашего организма.
Эксперты:
· Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой. Например, можно было бы рассказать о том, как правильно использовать удобрения для растений при их выращивании. Ведь использование большого количества удобрений делает овощи и фрукты вредными для здоровья.
· Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.
Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Заполняем таблицу, считаем очки.
Группы |
Новаторы |
Оптимисты |
Пессимисты |
Штрафы |
Итого |
1 группа |
9 |
9 |
8 |
|
26 |
2 группа |
9 |
8 |
9 |
|
26 |
3 группа |
8 |
9 |
9 |
- 1 |
25 |
4 группа |
9 |
10 |
10 |
|
29 |
Победившая группа выходит на награждение. Все поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог».
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. А можете ли вы сказать, почему у одной группы стоят штрафные очки?
Ответ детей: штрафы у одной группы за то, что мальчики не всегда слушали рассказы своих товарищей и мешали слушать другим.
Дорогие ребята! Поняли ли вы что такое экологическая безопасность? Давайте проверим. А сделаете вы это дома, ответив на вопросы теста. Каждому ребенку предлагается текст теста, состоящего из семи вопросов. Каждый вопрос имеет шесть вариантов ответов, два их которых правильные.
Пример вопросов теста и правильных ответов на каждый вопрос:
1. Что такое цепь загрязнения?
· загрязняющие вещества попадают в реку;
· загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающий среды?
· через воду, воздух, почву;
· через воздух, воду и продукты питания.
3. Что такое «экологическая безопасность»?
· как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду;
· экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.
4. Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?
· отойди в сторону;
· не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.
5. Как защититься от загрязнённой воды?
· не пей грязную воду;
· научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
· мой овощи и фрукты;
· пользуйся экологически чистыми продуктами.
7. Цепь загрязнения.
· вытоптанные тропинки;
· сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).
Личные педагогические выводы
Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию. Работали с интересом, увлечённо. Желание правильно донести нужную информацию слушателям, поддержка своих товарищей, доброжелательность к соперникам отмечалась всеми участниками занятия.
Следует обратить внимание на момент в ходе занятия, когда одна из групп выразила недовольство полученной оценкой, и завязался спор. После занятия все вместе проанализировали причину и поняли, что необходимо очень четко и тщательно вырабатывать критерии оценивания каждой подгруппы, и экспертам следует придерживаться выбранных критериев. В процессе подготовительного этапа ребятам были предложены следующие критерии:
В процессе анализа занятия стало ясно, что важным является такой критерий, как сплоченность в работе группы. Ребята поняли, как сложно объективно оценить любую работу и что важно четко определять критерии оценивания.
Дети получили удовольствие от проведенного занятия.
Литература.
1. Т.А. Прищепа «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие, Институт средств и методов обучения, 2004 год.
2. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса. Часть 2., 2004 год.
3. Т.Ю.Целеусова, Т.В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс., 2004год.
4. В.А. Ананьева «Преподавание основ охраны природы в начальной школе». Томск, 1994г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.