Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Оценка 4.8

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
30.05.2017
Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания, поэтому считаю необходимым использовать на уроке все дидактические ресурсы, в том числе ИКТ и ЭОР. Для данного урока мною был разработан раздаточный материал, слайдовая презентация.
Разработка урока.docx
              Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение».  Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Сложносочиненные предложения». Задачи: Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями  сложносочиненного предложения; обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях; отработка умений расставлять знаки препинания в ССП; различать ССП и простые предложения с однородными членами; совершенствовать навыки работы с вариантами заданий тестов[ОГЭ]; Развивающие: развивать речемыслительную деятельность учащихся; формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать,  анализировать, систематизировать полученные данные и делать   выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности),информационной (текст­ схема). Воспитательные: воспитывать любовь к языку; способствовать развитию речевой культуры речи учащихся. Оборудование: учебник М.М. Разумовская, С.И. Львова, и др. “Русский язык. 9 класс”,  раздаточный материал, методические пособия “Поурочные разработки по русскому языку в 9  классе”, компьютер, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс «Кирилл и  Мефодий». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений  Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация  познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего  обучения (проблемное обучение), здоровьесберегающие, предметно­ориентированные. Планируемый результат: знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП; знают правильную постановку пунктуационного знака; преобразовывают информацию: предложение – схема; формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения  материала, аргументируют ее. Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,  самоконтроль, взаимоконтроль. Ход урока 1. Организационный момент.  ­Ребята, здравствуйте. Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу, поприветствуем и пожелаем  доброго дня всем. 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Синтаксическая разминка. Работа со слайдами. Презентация. Слайды № 2–9. (5 предложений  разных типов и ответы к ним) Задание для учащихся: прочитайте предложения, определите и запишите их тип,  прокомментируйте свой ответ. № слайда 3 Предложения Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. Ответ№ слайда с ответом ССП 8 4 5 6 7 Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,  И речка подо льдом блестит Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП ССП ПП СПП 9 10 11 12 А теперь проверим, как вы справились с этим заданием. Результатом этого этапа будет  самомоконтроль и самомооценка, каждый для себя делает вывод, как он усвоил эту тему.  Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками“+”, “­”. Расшифровка аббревиатур: ПП ­ простое предложение ССП – сложносочиненное предложение СПП – сложноподчиненное предложение БСП – бессоюзное сложное предложение ­Как вы думаете, ребята, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?  Несколько уроков мы работали над сложносочиненным предложением. Сегодня заключительный  урок по данной теме. Наша задача ­ не только повторить сведения о сложносочинённом  предложении, его структуре, средствах связи между частями сложного предложения  (союзная, бессоюзная), но и научиться отличать сложносочинённые предложения от других  предложений, правильно ставить знаки препинания, уметь различать виды ССП. Запишите  тему сегодняшнего урока (слайд 11). 3. Актуализация имеющихся знаний. Определение содержания терминов. А сейчас вы поработаете в парах и, отвечая на вопросы,  вспомните, что вы знаете о сложносочиненном предложении. На эту работу вам отводится 2  минуты (слайд 12). 1) Какие предложения называются сложносочиненными? (ССП – это предложения,  состоящие из 2­х или более равноправных частей, связанных между собой  интонационно и с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы  располагаются между частями ССП и не входят ни в одну из них) 2) Чем ССП отличается от СПП? (СПП состоит из главного предложения и придаточного,  соединены между собой подчинительными союзами и союзными словами) 3) БСП? (Это сложные предложения, части которого равноправны и соединены между  собой с помощью интонации) 4) Какие знаки препинания ставятся между частями ССП? 4. Применение знаний и умений в новой ситуации.  1)   Для выполнения следующего задания вам нужно будет вспомнить виды ССП в зависимости от  разрядов сочинительных союзов. Слайды №13–16. А теперь проверим ваши знания на примерах.    Выполним задание из цифрового образовательного ресурса «Кирилл и Мефодий».  Расставьте в ССП запятые и укажите, к какой группе относится используемый союз.  2) А сейчас усложним задание и проведем слуховой схематический диктант. Не записывая  сложносочиненные предложения, начертите их схемы в зависимости от видов союзов. Предлагаю  выполнить следующее задание по рядам с последующей взаимопроверкой (слайд 17): 1 ряд­ предложения с соединительными союзами (1, 5, 7); 2 ряд – с противительными союзами (3, 4, 8); 3 ряд – с разделительными союзами (2, 6, 9). 1.Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески. (Слайд 18) 2.Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. 3.Иван Петрович ушёл, а я остался. 4.Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. 5.Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. 6.Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём. 7.Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое. 8.Я ничего не ел, но голода не чувствовал. 9.То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку. 5. Создание проблемной ситуации. Объясните, почему в первом предложении не нужно ставить запятую. А во втором? Слайд № 19 В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. Как прекрасен наш язык м как богат! Ответы учащихся. Комментарий учителя. В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если его части  объединены общим второстепенным членом. Слайд № 20. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, объясните. 1.Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Удар ­ и мяч в воротах. 3. От кого письмо и что в нем сообщается? 4. Вечером похолодало и пошел снег. 6. Подготовка к ОГЭ.  Анализ текста. Прочитайте текст и выполните задания (слайд 21). 1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком  подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики­подростки в сопровождении родных. 3.  Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали  не в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез  Пушкина­ неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор­ Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за  сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и  скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к  нему мальчиков, и старался их успокоить. 11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая  продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы­ лишние слёзы» 13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая  всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный  сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими  пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна,  полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Они уже  воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны  были все.                 (М. Басина) Задания к тексту (слайд 22) 1.Найдите в тексте ССП . Укажите их номера.( 2,3,8, 13,14,17) 2.Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните  пунктуацию. (9, 12) 3. Определите вид 14 предложения. (ССП с общим второстепенным членом) 4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И? 5. Из предложений 7­13 найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является  односоставным предложением. Напишите его номер. (8) 6. Подберите синоним к слову новобранцы. (новички) 7.  Следующим этапом нашего урока будет творческая работа (слайд 23).  Обратимся к учебникам. Откроем стр. 57, упр. 76. Рассмотрим на вклейке репродукцию картины  Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Напишите, какие чувства вызывает у вас эта  лирическая картина, передающая радость детей. Употребите, где возможно, сложносочиненные  предложения для описания детей, падающего снега, вороны…  Во время выполнения задания учащимися гостям предлагается посмотреть слайд­шоу и  послушать приятную музыку. (Слайд­шоу «Ее Величество Зима»). 8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Самостоятельная  работа (слады 24­25). а) Перестройте ССП в простые с однородными членами предложения. Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом. Солнце поднялось, и роса высохла. б) Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП.  Начался сильный дождь и намочил все вокруг. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку. 9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 26) Домашнее задание по выбору:  1 уровень – упражнение №77 2 уровень – выписать из комедии “Горе от ума” 6­7 предложений с разными видами ССП. 10. Подведение итогов. Рефлексия. Итак, подведем итоги урока при помощи обучающей структуры Файнд зе фиб. Каждый  участник команды записывает три утверждения по теме «Сложносочиненное предложение»: два  факта и одну выдумку (очень похожую на правду). Время выполнения  – 2 минуты.  Теперь первый ученик зачитывает свои три предложения команде. Команда обсуждает их,  приходит к консенсусу и оглашает догадку. Если команда верно определяет выдумку, выдумщик  встает и аплодирует команде. Если же команда неверно определяет выдумку, то она встает и  аплодирует выдумщику. Остальные ученики зачитывают свои предложения по кругу. Примеры утверждений учащихся: 1. Предложение – это синтаксическая единица 2. ОДНАКО, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ – подчинительные союзы. 3. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны. 4. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения 5. Запятая перед союзом  И не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член. 6. Тире в сложносочиненном предложении ставится, если передается быстрая смена событий 7.  В предложении НА НЕБЕ ГОРЕЛИ ЗВЕЗДЫ И СВЕТИЛА ЛУНА  ставится запятая перед  союзом И. ­Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. ­Ребята, все вы молодцы! Спасибо вам за вашу работу.

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок – практикум «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017