Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.
Оценка 4.6

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
01.03.2017
Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.
Данный урок завершает изучение темы «Атомы химических элементов» и направлен на отработку полученных знаний и навыков учащихся. Учащиеся соревнуются на "химической кухне". Им предстоит приготовить химические блюда согласно предложенному "меню": 1. Закуска холодная из основных понятий. 2. Салат «Загадочный» из химических знаков. 3. Борщ «Атомно-ядерный». 4. Бифштекс из атомов с изотопной подливкой. 5. Пирог из слоёного теста «Электронные оболочки атома». 6. Десерт «Сладкая парочка». Урок вызывает живой интерес у всех учащихся.
Атомы химических элементов.doc
Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс Подготовила и провела: Белоногова И.А., учитель биологии МБОУ «Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа» Альметьевский район РТ  Задачи:  1.Образовательные:   Повторить и обобщить знания учащихся о составе атома, атомного ядра,           физическом смысле порядкового номера химического элемента, о          строении электронных оболочек атомов, химических связях и         механизмах их образования; закономерностях изменения свойств            элементов в группах, периодах.  Уточнить понятия «химический элемент», «изотоп», ион». 2.Развивающие:    Совершенствовать умения и навыки учащихся в составлении схем  строения электронных оболочек атомов и электронных формул на  примере химических элементов 1­3 периодов ПСХЭ Д.И.Менделеева и  определении химического элемента в периодической системе.  развивать познавательный интерес у учащихся к предмету, умения  обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы;   содействовать развитию логического мышления учащихся, осмыслению  связей и отношений в объектах изучения;  совершенствовать умения и навыки работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева,  находить в ней необходимые сведения для выполнения заданий и ответов  на вопросы.    3.   Воспитательные:  прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру  речи;  содействовать профилактике утомляемости. Оборудование: Периодическая система химических элементов  Д.И.Менделеева, карточки с символами химических элементов. Эпиграф урока: «Химик требуется не такой, который из одного чтения книг  понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно  упражнялся.»                                                                                                   М.В.Ломоносов Ход урока Учитель: Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы «Атомы химических  элементов» и будем отрабатывать полученные знания и навыки на  «химической кухне». Каждый из вас, должен продемонстрировать всем  присутствующим своё искусство приготовления «химических блюд». Меню сегодняшней кухни следующее. Вам предстоит приготовить блюда: 1. Закуска холодная из основных понятий. 2. Салат «Загадочный»  из химических знаков. 3. Борщ  «Атомно­ядерный».  4. Бифштекс из атомов с изотопной подливкой. 5. Пирог из слоёного теста «Электронные оболочки атома». 6. Десерт  «Сладкая парочка». Ну, то ж пора браться  за дело! Блюдо 1: «Закуска холодная из основных понятий». Блиц­опрос. 1.Мельчайшая, химически неделимая частица вещества, сохраняющая все его  химические свойства. (Атом.) 2. Величина, характеризующая приблизительный размер атома. (Атомный  радиус.) 3. Вид  атомов с определённым  зарядом  ядра. (Химический элемент.) 4. Составная часть атома, находящаяся в его центре, имеющая ничтожно  малые размеры, но сосредотачивающая практически всю массу атома. (Ядро.) 5. Положительно заряженные микрочастицы атома. (Протоны.) 6. Частицы атома, несущие отрицательный заряд. (Электроны.) 7. Нейтральные микрочастицы атома. (Нейтроны.) 8.Разновидности атомов химического элемента, имеющие одинаковый заряд  ядра, но разные массы. (Изотопы.) 9.  Область пространства вокруг ядра  атома, в котором наиболее вероятно  нахождение электрона. (Орбиталь.) 10. Какие формы орбиталей вы знаете? (Сферические – s­орбитали;  гантелеобразные – p­орбитали; розетковидные – d­ орбитали; ещё более  сложные – f­ орбитали.) 11. Место расположения электронов в  атомах химических элементов.  (Энергетический уровень.) 12. Химическая связь, возникающая между разноимённо заряженными  частицами. (Ионная.) 13.Химическая связь, возникающая в результате образования общих  электронных пар. (Атомная, или ковалентная.) 14. Связь между атомами одного и того же элемента­ неметалла.  (Ковалентная, неполярная.) 15. Связь между атомами разных элементов­ неметаллов. (Ковалентная,  полярная.) 16. Связь между ионами посредством обобществлённых электронов.  (Металлическая.) Блюдо 2: «Салат «Загадочный»  из химических знаков.» Учитель: Я буду загадывать загадки о простых веществах , а вы называете  химические элементы из которых они состоят и записываете их символы в  тетрадь.  Один ученик выполняет задание у доски. 1.Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде, Без меня вы, как без рук: Нет меня – огонь потух. (Кислород ­ О.) 2.Я блестящий, светло­серый, Образую хлорофилл, И меня фотограф первый Очень поджигать любил. (Магний ­ Мg.) 3. Я – металл незаменимый, Очень лётчиком любимый, Лёгкий, электропроводный, А характер переходный. (Алюминий ­ AI.) 4.Нрав у газа, ох не прост! Много жизней он унёс, А сейчас нам помогает, От микробов защищает.  (Хлор­ CI.) 5.Тоже газ ­ газ легчайший и бесцветный, Не ядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Для питья даёт нам  воду.  (Водород­ H.) 6.Меня в составе мрамора найди, Я твёрдость придаю кости, В составе извести ещё меня найдёшь, Теперь меня, надеюсь, назовёшь. (Кальций ­ Ca.) 7.Из меня состоит всё живое: Я – графит, антрацит и алмаз, Незаменим и на поле боя – Много в технике разных пластмасс. (Углерод ­ C.) 8.Среди металлов самый славный Важнейший древний элемент, В тяжёлой индустрии главный, Знаком  с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, А сплав его течёт рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной. (Железо­ Fe.) 9.Давно известна  человеку: Она блестяща и рыжа, Ещё по бронзовому веку Знакома в сплавах всех она. (Медь ­ Cu.) 10. В воде обычно он хранится, Свет получает в темноте. Искать в природе –лучше не трудиться, Свободным нет его нигде. Воспламеняться сам он может, К тому же сильно ядовит. Так отвечай без промедленья, Коль в пятой группе он стоит. (Фосфор – Р.) 11. Первый слог мой – отрицанье, Слог второй – местоименье, Отгадай моё названье, Поскорей, я жду решенья. (Неон – Ne.) 12.Прославлен  всеми письменами Металл, испытанный огнём. Манил к себе людей веками. Алхимик жил мечтой о нём, Но как кумир отвергнут нами, И блеск его нас не манит, Ведь хорошо мы знаем с вами: Не всё то ценно, что блестит. (Золото ­ Au.)  Блюдо 3: Борщ  «Атомно ­ ядерный». Учитель: Известно , что для приготовления борща необходимы различные  инградиенты,   состав атома также неоднороден. Чтобы приготовить  следующее блюдо, нужно вспомнить, как  устроен атом?  (Атом – сложная система, состоящая из ядра и электронной оболочки.)  На доске схема, которую нужно дополнить.                                                АТОМ ЯДРО                                     ЭЛЕКТРОННАЯ  ОБОЛОЧКА                                                                                                                                                                                                                                                                                             Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.                             (Ответ: ядро: протоны (р) и нейтроны (п); электронная оболочка:  электроны( е).) Устно ответьте на вопросы: ­ Чему равен заряд атома? (Атом не имеет заряда, т.к. число протонов и  электронов в атоме одинаково.) ­ Какой заряд несёт ядро атома? (Положительный.) Какие частицы ядра обеспечивают его положительный заряд? (Протоны.) ­ Чему равен заряд атомного ядра? (Порядковому номеру элемента.) ­ Чему равно число протонов и электронов в атоме? (Порядковому номеру  элемента.) ­ Как определить число нейтронов в ядре? (п=А­ Z, где А – массовое число,Z­  заряд атомного ядра.) ­ Заполните таблицу, определите число электронов, протонов, нейтронов для  атомов – К, АI, S, Mn, Si, Fe.  К АI S Mn Si Fe Элементы число е число р число п Блюдо 4: «Бифштекс из атомов с изотопной подливкой.» Учитель: Почему атомные массы элементов, приводимые в ПСХЭ, дробные  числа? Ответ: Как известно, химические элементы встречаются в природе в виде смеси изотопов, т.е.  разновидностей атомов одного и того же  химического элемента. Поэтому атомные массы элементов, приводимые  в ПСХЭ, дробные.  ­ Что означают эти записи?         35      37                   19     20                     39      40                      23        24 1)   СI и СI        2) F и F          3) K и K         4)  Na и Na        17          17                  9       9                      19     19                       11         11      Ответ: Записи означают, что  у  хлора встречаются изотопы с атомной  массой 35 и 37,у фтора ­ 19 и 20, у калия ­ 39 и 40, у натрия – 23 и 24. При  этом заряды у изотопов, а значит и число протонов величины постоянные. Учитель: Если сравнить свойства обычной, протиевой воды (НО) и тяжёлой,  дейтериевой (DO), то их свойства отличаются. У тяжёлой воды больше  плотность, выше t кип. и другие свойства. Как вы считаете, почему? Ответ: Масса изотопов водорода, входящих в состав воды сильно  отличается, это сказывается на свойствах воды. Блюдо 5: Пирог из слоёного теста «Электронные оболочки атома». Учитель: Электроны в атомах химических элементов располагаются на  энергетических уровнях, послойно.  Задание 1:  Изобразите схему электронного строения атомов  с порядковыми  номерами 6 и 14. Задание 2:   Электронное строение атомов химических элементов: а)  2 е, 4 е ; б) 2 е, 8 е, 1 е; в) 2 е, 8 е, 4 е;  г) 2 е, 8 е, 7 е.  Определите эти  химические элементы. Ответ: а) углерод; б) натрий; в) кремний; г) хлор. Задание 3: Атом какого  химического элемента имеет    электронную  формулу 1s22s22p63s2? Ответ: магний. Блюдо 6: Коктейль «Сладкая парочка». Учитель: На десерт вам предлагается приготовить коктейль «Сладкая  парочка». Атомы большинства химических элементов, за исключением инертных газов,  способны образовывать химические связи друг с другом или  с другими  элементами. ­ Какие виды химических связей характерны для следующих соединений: N2,  К,  NH3,  NaF,  O2,  Fe. Ответ: N2– ковалентная неполярная, К ­металлическая, NH3 ­  ковалентная полярная, NaF ­ ионная, O2 ­ ковалентная неполярная, Fe ­  металлическая. Учитель: А, сейчас,  послушайте  химическую сказку. В большом семиэтажном доме на втором этаже в квартире № 9 жил был фтор. И была у фтора своя заветная мечта. Очень завидовал он неону –  благородному газу, у которого был завершён второй энергетический уровень.  Всего одного электрона не хватало фтору для полного счастья.  Вот и решил наш герой во что бы то ни стало заполучить этот недостающий  электрон.   И вот однажды встретил фтор натрий, у которого на последнем  энергетическом уровне был один электрон. Он попросил отдать или подарить  ему его.   Но натрий не так­то легко было уговорить. ­ Что ты, у меня тоже мечта быть благородным! Мне нужно найти 7  электронов  и я стану похожим на аргон!  ­ сказал натрий.  Тут фтор решил прибегнуть к хитрости: «Давай объединим свои электроны,  когда они будут общими, я стану похожим на неон, а ты на аргон.  Так они и порешили. Вот так образовалась молекула фторида натрия. Обрадовался натрий, загордился. Но недолго ему пришлось радоваться, так  как хитрый и жадный фтор притянул к себе общую электронную пару и  остался натрий совсем без своего любимого электрона.  Очень не понравилось ему это, решил он уйти от фтора. Но не смог, так как  без электрона он превратился в ион. ­ О каком виде химической связи идёт речь в сказке? (Ионной.) ­ Для каких веществ она характерна? (Для сложных веществ, образованных  металлом и неметаллом.) ­ Покажите механизм образования химической связи между натрием и  фтором. (У доски работает ученик.) Na  ­ 1 е      Na F + 1 е        F Na +  F        Na F Учитель: Итак, все блюда меню приготовлены  и я могу объявить сегодня  имя главного шеф повара… (Называет отличившихся учащихся,  выставляет отметки.)

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов». Химия, 8 класс.

Урок – смотр знаний по теме: «Атомы химических элементов».  Химия, 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017