Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
история
11 кл
26.03.2017
Урок подготовлен для учащихся вечерней школы при колонии строгого режима. Цель урока определялась ещё и тем , чтобы рассмотреть расстановку политических сил в России после революции 1905- 1907- х гг. Тип урока - комбинированный. Учащиеся постоянно вовлекались в диалог, высказывали свою точку зрения на решение проблемы, анализировали. был решён земельный вопрос при первых президентах России.
Урок по истории.docx
Урок истории по теме «Столыпинская аграрная реформа».
11 класс.
( «Наведение порядка и реформы» S 7).
Цель: помочь учащимся получить знания о недолгом, но очень важном периоде
эволюционного развития российского общества и отечественного национального
самосознания – о столыпинской аграрной реформе, о её целях и результатах, об
особенностях российского империализма, а также о ценностных ориентациях русской
интеллигенции в этот период.
Помочь учащимся уяснить рассстановку политических сил в России после
революции 19051907 гг., классовую сущность третьеиюньской монархии, суть политики
столыпинской аграрной реформы .
Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, обобщения.
Базовые понятия: столыпинская реакция
Третьеиюньская монархия
столыпинская аграрная реформа
капитализация деревни
Кратко обсудить вопросы:
1. К каким последствиям могла привести передача всех помещичьих имений
крестьянским общинам?
2. Чем различались взгляды кадетов и трудовиков на аграрные проблемы? Что было
общего?
3. Случалось ли совпадение суждений гос. деятелей: Столыпина П.А., Ельцина Б.Н. и
Медведева Д.А.?
Проблемы для обсуждения.
Выступая перед депутатами II Гос. Думы в марте 1907 года председатель Совета
Министров Столыпин П.А. сказал « Пусть собственность будет общая там, где община ещё
не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет
крепкая, пусть будет наследственная».
В июне 1996 года президент России Б.Н.Ельцин в «Обращении к селянам»
попытался ответить на вопрос о том, какая форма ведения сельского хозяйства –
индивидуальная или коллективная – лучше. «Для России подходит и та, и другая форма,
полагал президент, будь то бывший колхоз или совхоз, фермерское хозяйство или личное
подворье. Не это важно. Главное, чтобы человек чувствовал и знал, что он работает на
своей земле и для себя».
Случайно ли совпадение суждений 2х отечественных гос. деятелей?
Можно ли сделать вывод, что аграрный вопрос в России до сих пор не был решён?
( Обр. внимание, что Ельцин – в отличие от Столыпина говорил не о формах
собственности, а о формах ведения хозяйства).
Медведев Д.А., оценивая результаты своей политики, признал, что за последние 200 лет
вопрос о земле в России так и не был решён.
Консервативное направление – октябристы.
Либеральное – кадеты. Трудовики.
Радикальное – эсеры, социалдемократы, анархисты.
1. Повторение изученного Дать определение «третьеиюньской монархии». ( Это гос. переворот. Почему? И
это же: союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенный Гос.Думой,
проводившей политику лавирования.)
Почему царь пошёл на разгон Думы?
А как Столыпин относился к вопросу о том, что нужна ли Дума России? Если
нужна, то какая?
Сравните политический состав III Думы с предыдущими. Имеет ли здесь значение
новый избирательный закон?
В чём заключалась главная особенность III Думы?
Как относились к реформам Столыпина в верхах?
2.Вступительное слово.
Важнейшей задачей власти была стабилизация социальной и политической
обстановки. Столыпин – сторонник жёстких мер против участников любых насильственных
действий.
19 августа 1906 г. –военнополевые суды. 8 мес. 700 человек обвинены в убийстве
должностных лиц.
Но Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин
социальной нестабильности.
5 октября 1906 года закон, уравнявший правовое положение крестьян и других
сословий империи. Отменялись как привилегии, так и особые обязанности
земледельческого населения.
9 ноября 1906 года – указ, разрешавший крестьянам закреплять за собой свой
надел.
3.Началась столыпинская аграрная реформа.
Цель её: создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной
земельной собственности. (Докт. Зачит. Часть из речи Столыпина.)
а) Разрушение общины.
Облегчена процедура выхода: сход не мог отказать хозяину о предоставлении ему надела.
Хутор Отруб
( не участвовали в переделах земли, нет принудительного севооборота, т.е. сеять ту же
культуру, что и соседи), т.е. крестьянин полноправный собственник.
Разрушение общины Столыпиным трактовалось не как насильственная акция. Это
сравнивалось с усилиями земств убедить крестьян в полезности школ или больниц.
Для помощи в губерниях и уездах действовали землеустроительные комиссии.
Предлагал ли Столыпин учитывать местные особенности страны?
Документ. Из речи Столыпина, произнесённой в Думе 5.12. 1908 г.
«Закон вместе с тем не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет
второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим
способом использования земли».
2,5 млн крестьян выделились из общины
Все ли зажиточные крестьяне выделились из общины? Для чего это делала беднота?
б) другой путь решения проблемы малоземелья.( Мало кем оценённый).
Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших
императорской семье) земель.
в) переселение в восточные районы: прощались недоимки;
выдавались беспроцентные ссуды;
дешёвые железнодорожные беседы;
50 десятин;
за 10 лет 3 млн человек; 500 тыс вернулись
Схема.
Царская власть
Обновить Укрепить
Крестьянин собственник
Пьяные Крепкие
Ленивые Сильные
И далее схематично записывается содержание реформы.
4. Критика аграрной реформы.
Столыпин руководил правительством до своей смерти в 1911 г. Всё это время
аграрная реформа подвергалась критике.
Либералы упрекали Столыпина в нежелании принять предложения кадетов
( принудительный выкуп части помещичьих земель).
Но: решение проблем одной социальной группы за счёт другой не приведёт к
стабилизации общественных отношений.
5.Другие планы Столыпина.
А) Преобразовать крестьянские волостные суды;
Б) Обеспечить национальное и вероисповедальное равноправие (не ущемлять права иудеев;
переход из православия в другие конфессии.
В) Усовершенствовать уголовное законодательство.
Г) Введение волостных земств.
После смерти Столыпина реализован его замысел:
Закон о начальных училищах и о страховании рабочих.
Задание: дома определить положительные и отрицательные стороны реформы.
Положительные.
1. Из общины выделились до четверти хозяйств. Возникли зажиточные хозяйства,
производившие до половины товарного хлеба.
2. Из европейской России переселились в Сибирь и другие районы 3 млн хозяйств.
3. 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот. 4. Стоимость с/х орудий, использовавшихся крестьянами, увеличилась с 54 руб до 83
руб ( на один двор).
5. Потребление суперфосфатных удобрений возросло с 8 до 20 млн пудов.
6. В 18901913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб в год.
Отрицательные.
1. От 70% до 90% вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней.
2. В центральную Россию вернулись 0,5 млн переселенцев.
3. На крестьянский двор приходилось 24 дес. пашни при норме 7 – 8 десятин.
4. Основным с/х орудием оставалась соха; 52 % хозяйств не имели плугов.
5. Минеральные удобрения применялись лишь на 2 % посевных площадей.
6. В 19111912 гг. в России разразился голод; реформа не смогла предотвратить этого
бедствия, от которого пострадали 30 млн человек.
А можно и так:
Цели реформы.
госва,
Политическая стабилизация, подавление
террора и анархии.
Реформирование
встраивание
институтов парламентаризма в систему
самодержавия.
Реформирование аграрных отношений,
наделение крестьян правом частной
собственности на землю.
Проведение землеустроительных работ,
выделение крестьян из общины.
Переселение крестьян в Сибирь, Среднюю
Азию, Дальний Восток.
Развитие форм самоуправления.
Результаты реформы.
Удалось практически полностью.
Не удалось. Конфликт между парламентом
и самодержавием сохранился.
Удалось частично. Сохранились антого
нистические отношения между помещиками
и крестьянами.
Удалось в незначительной мере. Около 10
% крестьян выделились на хутора.
Оценки специалистов противоречивы. В
какойто мере удалось.
Были достигнуты отдельные успехи,
например, введены земские учреждения в 6
ти губерниях.
Итог урока: столыпинская программа была « революцией сверху», которую не
поддержали ни один крупный общественный класс, ни одна партия или
общественная организация.
Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.