Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Оценка 4.9

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
история
11 кл
26.03.2017
Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Урок подготовлен для учащихся вечерней школы при колонии строгого режима. Цель урока определялась ещё и тем , чтобы рассмотреть расстановку политических сил в России после революции 1905- 1907- х гг. Тип урока - комбинированный. Учащиеся постоянно вовлекались в диалог, высказывали свою точку зрения на решение проблемы, анализировали. был решён земельный вопрос при первых президентах России.
Урок по истории.docx
Урок истории по теме «Столыпинская аграрная реформа».                                            11 класс.                    ( «Наведение порядка и реформы»  S 7).  Цель:  помочь   учащимся   получить   знания   о   недолгом,   но   очень   важном   периоде эволюционного   развития   российского   общества   и   отечественного   национального самосознания   –   о   столыпинской   аграрной   реформе,   о   её   целях   и   результатах,   об особенностях   российского   империализма,   а   также   о   ценностных   ориентациях   русской интеллигенции в этот период.                            Помочь учащимся уяснить рассстановку политических сил в России после революции 1905­1907 гг., классовую сущность третьеиюньской монархии, суть политики столыпинской аграрной реформы .               Развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, обобщения. Базовые понятия: столыпинская реакция                                Третьеиюньская монархия                                 столыпинская аграрная реформа                                 капитализация деревни Кратко обсудить вопросы: 1. К   каким   последствиям   могла   привести   передача   всех   помещичьих   имений крестьянским общинам? 2. Чем различались взгляды кадетов и трудовиков на аграрные проблемы? Что было общего? 3. Случалось ли совпадение суждений гос. деятелей: Столыпина П.А., Ельцина Б.Н. и Медведева Д.А.?                                               Проблемы для обсуждения.                      Выступая перед депутатами II Гос. Думы в марте 1907 года председатель Совета Министров Столыпин П.А. сказал « Пусть собственность будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная».                          В июне 1996 года президент России Б.Н.Ельцин в «Обращении к селянам» попытался   ответить   на   вопрос   о   том,   какая   форма   ведения   сельского   хозяйства   – индивидуальная или коллективная – лучше. «Для России подходит и та, и другая форма,­ полагал президент, ­ будь то бывший колхоз или совхоз, фермерское хозяйство или личное подворье. Не это важно. Главное, чтобы человек чувствовал и знал, что он работает на своей земле и для себя». ­Случайно ли совпадение суждений 2­х отечественных гос. деятелей? ­Можно ли сделать вывод, что аграрный вопрос в России до сих пор не был решён? (   Обр.   внимание,   что   Ельцин   –   в   отличие   от   Столыпина­   говорил   не   о   формах собственности, а о формах ведения хозяйства). ­Медведев Д.А., оценивая результаты своей политики, признал, что за последние 200 лет вопрос о земле в России так и не был решён. Консервативное направление – октябристы. Либеральное – кадеты. Трудовики. Радикальное – эсеры, социал­демократы, анархисты.    1. Повторение изученного ­Дать определение «третьеиюньской монархии». ( Это гос. переворот. Почему? И это   же:   союз   царя,   дворян   и   крупной   буржуазии,   объединенный   Гос.Думой, проводившей политику лавирования.) ­Почему царь пошёл на разгон Думы? ­А как Столыпин относился к вопросу о том, что нужна ли Дума России? Если нужна, то какая? ­Сравните политический состав III Думы с предыдущими. Имеет ли здесь значение новый избирательный закон? ­В чём заключалась главная особенность III Думы? ­Как относились к реформам Столыпина в верхах? 2.Вступительное слово.                         Важнейшей задачей власти была стабилизация  социальной и политической обстановки. Столыпин – сторонник жёстких мер против участников любых насильственных действий. 19   августа   1906   г.   –военно­полевые   суды.   8   мес.   700   человек   обвинены   в   убийстве должностных лиц. Но Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин социальной нестабильности.              5 октября 1906 года­ закон, уравнявший правовое положение крестьян и других сословий   империи.   Отменялись   как   привилегии,   так   и   особые   обязанности земледельческого населения.               9 ноября 1906 года – указ, разрешавший крестьянам закреплять за собой свой надел.  3.Началась столыпинская аграрная реформа.                            Цель её: создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. (Док­т. Зачит. Часть из речи Столыпина.)               а) Разрушение общины. ­Облегчена процедура выхода: сход не мог отказать хозяину о предоставлении ему надела.                                                   Хутор                     Отруб ( не участвовали в переделах земли, нет принудительного севооборота, т.е. сеять ту же культуру, что и соседи), т.е. крестьянин ­ полноправный собственник.                Разрушение общины Столыпиным трактовалось не как насильственная акция. Это сравнивалось с усилиями земств убедить крестьян в полезности школ или больниц. Для помощи в губерниях и уездах действовали землеустроительные комиссии. ­Предлагал ли Столыпин учитывать местные особенности страны?                               Документ. Из речи Столыпина, произнесённой в Думе 5.12. 1908 г. «Закон   вместе   с   тем   не   ломает   общины   в   тех   местах,   где   хлебопашество   имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли».                                                     2,5 млн крестьян выделились из общины ­Все ли зажиточные крестьяне выделились из общины? Для чего это делала беднота?                    б) другой путь решения проблемы малоземелья.( Мало кем оценённый). Крестьянам   была   передана   часть   государственных   и   удельных   (принадлежавших императорской семье) земель.                    в) переселение в восточные районы: ­прощались недоимки;                                             ­выдавались беспроцентные ссуды;                                             ­дешёвые железнодорожные беседы;                                              ­50 десятин;                                              ­за 10 лет 3 млн человек;          ­500 тыс вернулись                                                Схема.                                               Царская власть                                            Обновить          Укрепить                                             Крестьянин собственник                                     Пьяные                       Крепкие                                     Ленивые                     Сильные  И далее схематично записывается содержание реформы.     4. Критика аграрной реформы. Столыпин   руководил   правительством   до   своей   смерти   в   1911   г.   Всё   это   время аграрная реформа подвергалась критике. Либералы   упрекали   Столыпина   в   нежелании   принять   предложения   кадетов ( принудительный выкуп части помещичьих земель). Но:   решение   проблем   одной   социальной   группы   за   счёт   другой   не   приведёт   к стабилизации общественных отношений. 5.Другие планы Столыпина. А) Преобразовать крестьянские волостные суды; Б) Обеспечить национальное и вероисповедальное равноправие (не ущемлять права иудеев; переход из православия в другие конфессии. В) Усовершенствовать уголовное законодательство. Г) Введение волостных земств.                       После смерти Столыпина реализован его замысел:                         ­Закон о начальных училищах и о страховании рабочих. Задание: дома определить положительные и отрицательные стороны реформы. Положительные. 1. Из   общины   выделились   до   четверти   хозяйств.   Возникли   зажиточные   хозяйства, производившие до половины товарного хлеба. 2. Из европейской России переселились в Сибирь и другие районы 3 млн хозяйств. 3. 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот. 4. Стоимость с/х орудий, использовавшихся крестьянами, увеличилась с 54 руб до 83 руб ( на один двор). 5. Потребление суперфосфатных удобрений возросло с 8 до 20 млн пудов. 6. В 1890­1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб в год. Отрицательные. 1. От 70% до 90% вышедших из общины крестьян сохранили связи с ней. 2. В центральную Россию вернулись 0,5 млн переселенцев. 3. На крестьянский двор приходилось 2­4 дес. пашни при норме 7 – 8 десятин. 4. Основным с/х орудием оставалась соха; 52 % хозяйств не имели плугов. 5. Минеральные удобрения применялись лишь на 2 % посевных площадей. 6. В 1911­1912 гг. в России разразился голод; реформа не смогла предотвратить этого бедствия, от которого пострадали 30 млн человек. А можно и так:                                                    Цели реформы. гос­ва, Политическая   стабилизация,   подавление террора и анархии. Реформирование     встраивание институтов   парламентаризма   в   систему самодержавия. Реформирование   аграрных   отношений, наделение   крестьян   правом   частной собственности на землю. Проведение   землеустроительных   работ, выделение крестьян из общины. Переселение   крестьян   в   Сибирь,   Среднюю Азию, Дальний Восток. Развитие форм самоуправления.                Результаты реформы. Удалось практически полностью. Не удалось. Конфликт между парламентом и самодержавием сохра­нился. Удалось   частично.   Сохранились   антого­ нистические отношения между помещиками и крестьянами. Удалось в незначительной мере. Около 10 % крестьян выделились на хутора. Оценки   специалистов   противоречивы.   В какой­то мере удалось. Были   достигнуты   отдельные   успехи, например, введены земские учреждения в 6­ ти губерниях. Итог    урока:   столыпинская  программа   была  «  революцией   сверху»,  которую  не поддержали   ни   один   крупный   общественный   класс,   ни   одна   партия   или общественная организация.

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок . Аграрная реформа Столыпина. 11 класс ( Вечерняя школа - 12 класс) История.

Урок .  Аграрная реформа Столыпина. 11 класс  ( Вечерняя школа - 12 класс) История.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017