Разработка урока математики по теме
«Рациональные числа»
Разработала
Учитель МАОУ « Школа № 16 г. Благовещенска»
Амурской области
Потемкина Е. В.,
1 категория
г.. Благовещенск
2017 г.
Тема
«Рациональные числа»
Тип урока: урок изложения нового материала
Продолжительность: 40 минут.
Класс: 6, учебник Виленкин Н.Я.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация по теме
«Рациональные числа».
Цели:
Образовательные:
Познакомить учащихся с понятиями рациональных чисел и периодических дробей, показать, что любое целое число является рациональным.
Воспитательные: развивать любознательность, расширять кругозор учащихся, воспитывать аккуратность.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать.
План урока:
1. Организационный момент - 1мин
2. Актуализация знаний учащихся – 5мин
3. Постановка целей урока - 1 мин
4. Формирование новых знаний учащихся 12 - мин
5. Физминутка 2 мин
6. Первичное закрепление 15 мин
7. Итоги урока - 2 мин
8. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами
встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Да, все, что вы сказали, верно: и на
улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А
еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на
нашем уроке ….
Если сегодня мы будем
думать коллективно,
решать оперативно,
отвечать доказательно,
писать старательно, то
новые открытия ждут нас обязательно!
II. Актуализация знаний обучающихся.
Ребята у вас на столах лежит лист самооценки. В течение всего урока вы должны оценивать себя . Отмечать в лист самооценки, а в конце урока подведем итоги.
Сегодня на уроке мы будем учеными, которые отправляются для освоения планет.
Во время полета мы попадаем в пояс астероидов, чтобы уклонится от столкновения с космическими объектами нам необходимо быстро и главное правильно вычислить траекторию движения, выполнив арифметические действия:
№1
Найти расстояние между точками
а) М (-8,2) и N (6,6) отв. 14,8
б) С (-6,1) и Т (3,4) отв. 9,5
в) А( 4,5) и В ( 10,5) отв. 6
г) О ( 3,2) и Р ( 9,5) отв. 6,3
Слайд 5. Чтобы узнать тему нашего урока мы должны выполнить следующее задание: На слайде представлены числа: -5; 0,4; ; 0; 4; -3; 10; 6; - ; 2,3; - 0,16; - 1,5 .( Положительные, отрицательные, дроби, натуральные, целые.)
Внимательно рассмотрите их. Какие числа Вы видите?
Задание. Разбейте данные числа по какому либо признаку на группы.
Вы распределяли числа по группам. На что вы обращали внимание? (На запись чисел)
Мы числа разбили на группы. Ни у кого из вас не возник вопрос? (Можно ли объединить эти разные по записи числа в одну группу?)
После того как мы прошли пояс астероидов и пролетели сотни световых лет, мы обнаружили 3 планеты. Наши зонды уже собрали данные об основных параметрах данных планет, теперь осталось эти данные расшифровать, чтобы принять решение - какую планету мы будем осваивать.
Слайд 8
-15 · 11 = -165 Р 18:(-2) = -9 Ц -15 · (-4) = 60 Ь -39 : 13 = -3 И
56 : 8 = 7 Н -25 · (-3) = 75 Ы 4 12 = 48 Л 100 : (-5)=-20 А
0: (-40)=0 О 10 · (-10)=100 Е 16·2=32 С 50 : ( -5)= -10 Ч
Выберите правильный ответ и заполни таблицу, работаем совместно с соседом по парте и вы узнаете тему сегодняшнего урока
слайд 9(рациональные числа)
3. Постановка целей урока уч-ся.
Давайте четко поставим цель. Судя по теме нашего урока, мы собрались, чтобы выяснить, какие числа называют рациональными. Расширить представления о числе, обобщить и систематизировать знания. Как же определить, является ли число рациональным? Об этом мы узнаем из сказки.
4. Формирование новых знаний.
Сказка «О планетах, расположившихся на Числовой Прямой» (слайд 10)
Среди пустыни чистого листа бумаги тянулась узкая необитаемая страна - Числовая Прямая. Неведомо, где она начиналась и неведомо, где заканчивалась (слайд 11).
Первыми эту страну открыли и заселили натуральные числа: 1, 2, 3, 4, ... Их было бесконечно много, но и страна была хоть и небольшой в ширину, зато бесконечной в длину. Так что поместились все: от единицы до бесконечности и образовали первую планету - Систему Натуральных чисел (слайд 12).
Потом слева от территории первой планеты поселилось число 0, левее его -1, еще левее -2 и т.д. до бесконечности. Эти числа образовали вместе с натуральными числами новую планету – Систему Целых Чисел (слайд 14).
На свободных местах Числовой прямой к ним поселились дроби ½, 1/3, -1/2, -1/3… Дроби вместе с первопоселенцами образовали очередную соседнюю планету – Систему рациональных чисел (слайд 15).
Какие числа, по-вашему, называются рациональными?
Являются ли целые числа рациональными?
Давайте найдем в учебнике определение рациональных чисел. Откройте стр. 202 и прочитайте определение (слайд 17).
Итак, мы с вами ввели новое понятие – понятие «рациональных чисел». Давайте теперь оформим изученный материал в ваших тетрадях ( пояснить схему, слайд 18-21) . Работа в группах
5. Физминутка.
Давайте немного отдохнем (слайд 24-25).
6. Закрепление изученного материала
- Можно ли целое число записать в виде дроби? Обоснуйте. № 1178
(Все числа, с которыми мы знакомы, являются рациональными.)
№ 1179(а).
Вы умеете представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и также, знаете, как представлять обыкновенную дробь в виде десятичной.
№1180( взять первые 4 числа).
(слайд 13, 14)- введение нового понятия «периодическая дробь»,
Мы видим, что не все обыкновенные дроби можно представить в виде десятичной дроби. 5/9=0,5555… Деление никогда не кончится. Такие записи называют периодическими дробями. Вместо 0,555555.. пишут 0,(5). Читают « Ноль целых и пять в периоде» (с. 203 учебника).
Из истории возникновения рациональных чисел (слайд 26).
Си́мон Сте́вин (нидерл. Simon Stevin, 1548—1620) — фламандский математик-универсал, инженер.
Подробности о жизни Стевина до нас не дошли. Он начинал как купец из Бельгии, участвовал в голландской революции. Не установлены точные даты его рождения и смерти. Известно, что он много путешествовал по торговым делам, затем некоторое время был личным советником принца Морица Оранского.
Симон Стевин стал известен, прежде всего, своей книгой «Десятая» (De Thiende), изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей.
Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.
7. Самостоятельная работа с проверкой в классе
" 5" - 5 баллов
" 4" - 4 балла
" 3" - 3 балла
" 2"- 2 балла
8. Итоги урока. Рефлексия. (слайд 30).
9. Домашнее задание (слайд 29): п. 37, № 1196(а), 1199.
В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок . Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
Мы познакомились с рациональными числами. (Учитель повторяет определение) Узнали, что любое рациональное число можно представить в виде десятичной конечной или бесконечной периодической дроби. На следующем уроке вы узнаете, сколько цифр может быть в периоде и как записать периодическую дробь в виде обыкновенной.
Вам понравилось, друзья?
Если да, то рада я.
Пусть удача ждет, успех
В математике вас всех!
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы в группах.
Вариант 1
Заполните пропуски
1. Рациональными числами называются числа вида_____, где а - целое число, п – натуральное число.
2. Любое натуральное число является ________________________ числом
3. Любое целое число является __________________________числом
4. Сумма, разность, произведение рациональных чисел тоже
_________________________ число.
5. Частное двух рациональных чисел является рациональным числом, если ________________________ отличен от нуля.
Вариант 2
Представьте данные числа в виде десятичной или периодической дроби:
Вариант 3
Представьте данные числа в виде приближенного значения десятичной дроби (результат округлите до десятых):
Вариант 4
Представьте числа в виде , где а- целое число, п – натуральное число.
РЕШИТЕ ПРИМЕРЫ:
-15 · 11 = -165 Р 18:(-2) = -9 Ц -15 · (-4) = 60 Ь -39 : 13 = -3 И
56 : 8 = 7 Н -25 · (-3) = 75 Ы 4 12 = 48 Л 100 : (-5)=-20 А
0: (-40)=0 О 10 · (-10)=100 Е 16·2=32 С 50 : ( -5)= -10 Ч
-165 |
-20 |
-9 |
-3 |
0 |
7 |
-20 |
48 |
60 |
7 |
75 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-10 |
-3 |
32 |
48 |
-20 |
|
|
|
|
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1 вариант
1. 3,6 : ( -0,4)
2. ( -7) ∙ ( -1,2)
3. - 9,6 : 4
4. -3 ∙
5. - : ( -7)
2 вариант
1. 4,9 : ( - 0,7)
2. ( - 2) ∙ ( - 3,4)
3. - 5,2 : 26
4. -2 ∙
5. - : ( -4)
Лист самооценки ученика 6 Д класса
Виды работ на уроке |
Самооценка |
Оценка учителя |
Итоговая оценка за урок |
Расшифровка темы урока |
|
|
|
Работа в группе |
|
|
|
Работа на уроке ( закрепление материала0 |
|
|
|
Самостоятельная работа с проверкой |
|
|
|
Ф.И. « 21 » марта 2017г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.