Урок 54
Прием письменного деления на однозначное
число. Решение задач
(учебник,
с. 83–84)
Цель деятельности учителя |
Способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя, решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме, находить значение выражения с одной переменной, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях |
Тип урока |
Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя, решать текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме, находить значение выражения с одной переменной, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные |
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://festival.1september.ru/articles/594953 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины |
Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы органи- зации действия на уроке |
Формируемые
умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Моти- (самоопре- к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа! |
Слушают
учителя. |
Фронтальная, индивидуальная |
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
|
Озвучивает тему, цель урока |
Слушают учителя |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний |
1.
Проверка |
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
|
Фронтальная, индивидуальная. |
П – стремятся полнее использовать свои возможности; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осознан- |
Устные ответы, наблюдения учителя, вы- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||
|
2.
Устный счет: |
№ 378 (можно вынести на доску). – Уменьшите в 9 раз каждое из чисел. 180, 540, 270, 3 600, 8 100, 7 200. |
Выполняют задания. |
|
но и произвольно строят речевые высказывания; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют
цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей; осуществляют контроль учебных действий; выполняют учебные действия
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников |
полненные задания |
||||||||||||||||||||
|
2)
Работа |
№ 378 (можно вынести на доску).
|
Выполняют задание. |
Фронтальная. |
||||||||||||||||||||||
|
3) Перевод единиц измерения времени и массы. |
– Выразите в минутах:
– Выразите в килограммах:
|
Выполняют задания. |
Фронтальная. |
|
|||||||||||||||||||||
|
4) Выполнение задания |
№ 382. – Число 16 меньше задуманного числа в 4 ра-за. Какое число задумано? – Число 90 больше задуманного числа в 5 раз. Какое число задумано? – Число 540 меньше задуманного числа на 16. Какое число задумано? |
Выполняют задания |
Фронтальная |
|
|||||||||||||||||||||
IV. Изуче-ние нового материала |
1. Повторение приема деления трехзнач- ного числа
|
– Посмотрите на доску. Рассмотрим такой случай деления.
|
Слушают
учителя, |
Фронтальная. |
Знание приема письмен-ного деления трехзначного числа на однозначное. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Надо разделить 456 на 8. 4 сотни нельзя разделить на 8 так, чтобы в частном получились сотни. Поэтому берем 45 десятков – это первое неполное делимое, значит, в записи частного будет две цифры. Разделю 45 десятков на 8, получится 5 – столько десятков будет в частном. Умножу 5 на 8, получится 40 – столько десятков разделили. Сравниваю остаток с делителем. 5 меньше, чем 8. Образую второе неполное делимое – 56. Разделю 56 на 8, получится 7 – столько единиц будет в частном. Умножу 8 на 7, получится 56 – столько единиц разделили. Вычту 56 из 56, получится 0. Деление окончено. Читаю ответ: 57. |
|
|
образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. |
|
|
2.
Знакомство |
–
Многозначное число делится на однозначное аналогично. Откройте учебник на странице
83, посмотрите решение и объяснение |
Знакомятся в учебнике с записью решения примера, читают начало объяснения и продолжают его. |
Фронтальная, индивидуальная. |
Работа
|
|
|
3.
Работа |
№ 376 (под руководством учителя). |
Выполняют задание. |
Фронтальная. |
Выполненное
|
|
|
Физкультминутка |
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке |
Выполняют физкультминутку |
Фронтальная |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку |
Выполнение
дви-жений |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
V. Практическая деятельность |
1.
Решение |
№ 379. После чтения
задачи помогает учащимся
1) 18 · 5 = 90 (с. ) – за 5 дней. 2) 150 – 90 = 60 (с. ) – осталось после 5 дней. 3) 60 : 20 = 3 (д.) – читал по 20 страниц. 4) 5 + 3 = 8 (д.). Ответ: за 8 дней ученик прочитает повесть. № 380 (1) (под руководством учителя). Бидон – 15 ст., это в 3 раза б. Кастрюля – ? ст. –
Какое число надо найти: большее или – Каким действием будете находить? 15 : 3 = 5 (ст.). Ответ: 5 стаканов молока в кастрюле. № 380
(2) (аналогично
разбирается вторая Кастрюля – 5 ст., это в 3 раза м. Бидон – ? 5 · 3 = 15 (ст.). Ответ: 15 стаканов молока в бидоне. – Если вы будете решать задачи, в которых говорится, что одно число больше или меньше в несколько раз, чем другое, то сначала надо подумать, какое число требуется найти – большее или меньшее, после этого выполнить решение. |
Решают самостоятельно.
Записывают условие, решение задачи. – Меньшее.
– Делением.
Записывают условие, решение задачи.
|
Фронтальная, индивидуальная |
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют математическую терминологию; владеют способами выполнения заданий поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли
с достаточной полнотой и точностью; строят речевое высказывание |
Устные
ответы, записи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
№ 381. Оказывает помощь тем учащимся, которые затрудняются в решении.
1) 150 : 2 = 75 (кг) – черного. 2) 150 + 75 = 225 (кг). Ответ: 225 кг всего. |
Решают самостоятельно с последующей проверкой. |
|
ками; формулируют и аргументируют свою пози- цию относительно обсуждаемой проблемы; признают существование различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
|
|
2.
Решение |
№ 383, 385 |
Решают примеры самостоятельно с последующей фронтальной проверкой |
|
|
|
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение
Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Что нового мы узнали на этом уроке? – Что мы повторяли сегодня? –
Какое задание на уроке понравилось вам – Как оцениваете свою деятельность на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
VII. Домаш- |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
С. 84, № 386, 387 |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.