Урок алгебры в 10 классе по теме "От показательных уравнений к показательным неравенствам"

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • ppt
  • 07.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические материалы по теме "Показательные уравнения и неравенства". Предлагаются для решения показательные уравнения и неравенства конкретными специальными методами.
Иконка файла материала 1- Решение показательных ур. и нер_готовая.ppt

От показательных
уравнений -
к показательным
неравенствам

Урок в 10 физико-математическом классе
по теме:

Учитель: Алтухова Ю.В.

"Что значит решить
задачу?
Это значит
свести ее к уже
решенным"

С.А. Яновская

- Какие из данных уравнений являются
показательными?

12)

Определение.

Показательное

уравнение –
это уравнение,

неравенство –
это неравенство,

содержащее переменную
в показателе степени

- Каков общий вид простейших показательных уравнений?

- Метод решения?

равносильно уравнению f(x) = g(x)

1.

2.

Обоснование:

Если степени с равными основаниями, отличными от единицы и большими нуля, равны, то показатели равны;

2) функция монотонна на R, поэтому каждое свое значение
она принимает при единственном значении аргумента.

(уравнивание показателей)

- Каков общий вид простейших показательных неравенств?

- Метод решения?

1) Равносильно неравенству f(x) > g(x), а>1

Обоснование:

а) Показательная функция монотонно возрастает (убывает) на R, поэтому большему (меньшему) значению функции соответствует большее значение аргумента.

б) Если a>1, то из неравенства

(сравнение показателей)

2) Равносильно неравенству f(x) < g(x), 0<а<1.

если 0

Работаем устно:

Сравните x и y:

Сравните основание а с единицей:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Решите двойные неравенства:

т.к. показательная функция
с основанием а =5, а>1 возраста-
ет на R, то большему значению
функции соответствует большее
значение аргумента, имеем

Решение.

Ответ: (0;3)

Решение.

т.к. основание степени а = 1/3,
0<a<1, то из неравенства

Имеем

Функционально-графический метод
решения неравенства f(x) < g(x)

:

1. Подбором найдем корень уравнения f(x)=g(x), используя свойства монотонных функций;

2. Построим схематически графики обеих функций,
проходящие через точку с найденной абсциссой;

3. Выберем решение неравенства, соответствующее
знаку неравенства;

4. Запишем ответ.

Решить неравенства,
используя функционально-графический метод

1) Решение.

3. Уравнение f(x)=g(x) имеет
не более одного корня

4. Подбором x=0

5. Строим схематически графики
через точку (0, 1)

Решить неравенства,
используя функционально-графический метод

2) Решение.

3. Уравнение f(x)=g(x) имеет
не более одного корня

4. Подбором x=1

5. Строим схематически графики
через точку (1, 2)

6. Неравенство выполняется при

- Каков общий вид простейших показательных неравенств?

- Метод решения?

1) Равносильно неравенству f(x) > g(x), а>1

Обоснование:

а) Показательная функция монотонно возрастает (убывает) на R, поэтому большему (меньшему) значению функции соответствует большее значение аргумента.

б) Если a>1, то из неравенства

(сравнение показателей)

2) Равносильно неравенству f(x) < g(x), 0<а<1.

если 0

Задания группам:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

В каждом уравнении замените знак равенства на указанный знак неравенства и решите полученное неравенство.
(Используйте при необходимости метод интервалов).

(>)

( )

(<)

( )

( > )

Спасибо всем
за урок!