Тема: Публицистический стиль.
Урок 4.
Цель: вспомнить с учащимися публицистический стиль в литературе.
Ход урока
I. Стилистика – это раздел языкознания, изучающий выразительные
возможности и средства языка, их лексическое значение, а также
закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах
общения. Стилистику принято делить на две дисциплины: лексическую
стилистику и функциональную стилистику. Лексическая стилистика
рассматривает выразительные средства языка, точное значение слов и их
коннотации, лексическую сочетаемость, явления синонимии и антонимии,
фразеологию и т.д. Функциональная стилистика исследует то, как язык
функционирует в разных сферах деятельности людей, т.е. она анализирует
функциональные стили, их признаки и особенности их употребления в разных
коммуникативных ситуациях. В этом уроке мы сосредоточимся именно на
функциональной стилистике.
Ещё раз напомним, что функциональный стиль или просто стиль
текста – это определенная система употребления языковых средств и
способов их организации, сопровождающая тот или иной вид человеческой
деятельности и зависимая от него в своих основных характеристиках.
Название публицистического стиля тесно связано с понятием
публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным,
поскольку характеризует содержательные особенности относимых к ней
произведений.
экономические,
Публицистика род литературы и журналистики; рассматривает
правовые,
актуальные политические,
философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на
общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или
изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в
классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет
публициста вся современная жизнь в её величии и малости, частная и
общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе".
литературные,
1 Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ
(средств массовой информации), в том числе –статей, репортажей, заметок,
интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в
устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических
и общественных деятелей.
Общими чертами этого стиля можно назвать:
эмоциональность и образность речи – для создания необходимой
атмосферы;
оценочность и уверенность – для заинтересованности;
логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания
речи достоверности и информативности;
призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
легкое и внятное изложение.
Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:
в лексике (употреблении слов) – эмоциональноэкспрессивные и
разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения,
диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики
аудитории;
в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных,
местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие
и неполные
тяжелыми
сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое
для восприятия.
предложения
чередуются
с
II. Публицистический стиль: разбор примера
2 Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на
примере.
Отрывок из статьи:
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать
экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой
пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс
получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так
не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из
страховых компаний и в то же время – студент университета
третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером,
когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру
компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит
науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий
на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:
слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
разговорные слова: образование, дом, обозначил;
жаргонные слова: зачетка;
речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не
последний человек;
фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.
2. Морфология данного отрывка:
3
тематика текста диктует совмещение морфологических черт
публицистического стиля с чертами других;
использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном,
дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на
обед, образования;
можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и
настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта
действия: так не думает, садится, уже спит.
3. Синтаксис:
предложения короткие, простой структуры;
интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;
неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?»
III. Научнопублицистический стиль: разбор примера
Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он
активно заимствует черты других стилей, в том числе лексику (научные
термины, клише официальноделового стиля), добавляя выразительность и
эмоциональность художественного стиля для лучшего восприятия и
воздействия.
Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:
собственно публицистический;
научнопублицистический (научные статьи);
художественнопублицистический (статьи развлекательного характера).
статьи:
Рассмотрим пример научнопублицистического стиля.
Отрывок из
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля –
национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с
падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу.
Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план
экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет –
тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам
известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи
приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша
рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает
4 медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из
страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью.
Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы
назвать, слышали вы их?
Черты научного стиля:
1. Терминологичность (падение рубля, цент, экономические реформы,
вкладчики, приватизация).
2. Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак,
3.
4.
5.
состояние (падение, преступность).
Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем
глаголов («…здесь происходят скандальные случаи приватизации за
бесценок«).
Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение,
образование, преступность, приговоры).
Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют
«вневременное» значение, другими словам, их лексикограмматическое
значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают).
Черты публицистического стиля:
1. Коммуникативными целями текста, в первую очередь, являются
информационная и воздействующая.
2.
Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и
особое значение фактов, приводимой информации («Мы все знаем:
план экономических реформ никогда не был объявлен»).
3. Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов
и заканчивая словами обыденной просторечной лексики (дикость,
разграбляются, падение рубля, цент, экономические реформы,
грозные приговоры);
4. Наличие категорических оценок, поданных через нестандартные
лексические сочетания (национальная катастрофа, какая дикость,
скандальные случаи приватизации,
грозные приговоры,
катастрофически падает);
5. Непринужденное использование одновременно экспрессивных и
обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);
Сочетание в лексике абстрактных и конкретных понятий
(национальное достояние, государство, рубль равен центу);
6.
7. Принципиальное отождествление автора с рассказчиком;
5 8. В синтаксисе следует отметить правильность и четкость строения
предложений, а также их простоту и ясность.
Публицистический стиль, пожалуй, является сегодня одним из самых
используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только
журналистам, рерайтерам или блогерам, но и писателям. Мы постоянно
слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая
лексику и речевые обороты из СМИ, чтобы после также подсознательно
использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется
в языке СМИ, годится для художественных текстов, для которых
предназначен свой стиль.
Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на
примере.
Отрывок из статьи:
Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать
экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой
пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс
получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так
не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из
страховых компаний и в то же время – студент университета
третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером,
когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру
компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит
науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий
на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Рассмотрим пример научнопублицистического стиля.
статьи:
Отрывок из
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля –
национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с
падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу.
Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план
экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет –
6 тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам
известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи
приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша
рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает
медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из
страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью.
Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы
назвать, слышали вы их?
7
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.