Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Оценка 4.9

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +2
10 кл—11 кл +1
29.01.2017
Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Публикация является частью публикации:
урок 4 беседы о слове.doc
Тема: Публицистический стиль. Урок 4. Цель: вспомнить с учащимися публицистический стиль в литературе. Ход урока I. Стилистика –   это   раздел   языкознания,   изучающий   выразительные возможности   и   средства   языка,   их   лексическое   значение,   а   также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения.   Стилистику   принято   делить   на   две   дисциплины:   лексическую стилистику   и   функциональную   стилистику.   Лексическая   стилистика рассматривает   выразительные   средства   языка,   точное   значение   слов   и   их коннотации,   лексическую   сочетаемость,   явления   синонимии   и   антонимии, фразеологию   и   т.д.   Функциональная   стилистика   исследует   то,   как   язык функционирует в разных сферах деятельности людей, т.е. она анализирует функциональные стили, их признаки и особенности их употребления в разных коммуникативных  ситуациях. В этом уроке мы сосредоточимся именно на функциональной стилистике. Ещё   раз   напомним,   что функциональный   стиль или   просто стиль текста –   это   определенная   система   употребления   языковых   средств   и способов их организации, сопровождающая тот или иной вид человеческой деятельности и зависимая от него в своих основных характеристиках.  Название  публицистического   стиля  тесно   связано   с   понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку   характеризует   содержательные   особенности   относимых   к   ней произведений.   экономические, Публицистика   ­   род   литературы   и   журналистики;   рассматривает   правовые, актуальные   политические, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять  на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить   их   в   соответствии   с   определённым   классовым   интересом   (в классовом   обществе)   или   социальным   и   нравственным   идеалом.   Предмет публициста   ­   вся   современная   жизнь   в   её   величии   и   малости,   частная   и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе".   литературные, 1 Публицистический   стиль  называют   официальным   стилем   СМИ (средств массовой информации), в том числе –статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей. Общими чертами этого стиля можно назвать:  эмоциональность и образность речи – для создания необходимой  атмосферы;  оценочность и уверенность – для заинтересованности;  логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания  речи достоверности и информативности;  призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;  легкое и внятное изложение. Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:     в   лексике   (употреблении   слов)   –   эмоционально­экспрессивные   и разговорные   слова,   фразеологизмы   и   устойчивые   выражения, диалектные   или   жаргонные   слова   –   в   зависимости   от   специфики аудитории; в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени; синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и   неполные тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.   предложения   чередуются   с   II. Публицистический стиль: разбор примера 2 Рассмотрим,   как   используются   компоненты   публицистического   стиля,   на примере. Отрывок из статьи: Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома. 1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:    слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер; термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;  разговорные слова: образование, дом, обозначил;  жаргонные слова: зачетка;  речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;  фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки. 2. Морфология данного отрывка: 3  тематика   текста   диктует   совмещение   морфологических   черт публицистического стиля с чертами других;  использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном   и   винительных   падежах:   процесс   получения,   перерыва   на обед, образования;  можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего   времени,   которые   несут   обобщенное   значение   субъекта действия: так не думает, садится, уже спит. 3. Синтаксис:   предложения короткие, простой структуры;  интонация, цель высказывания – повествовательная и побудительная;  неполные предложения: «Сдавать экзамен без зачетки в кармане?» III. Научно­публицистический стиль: разбор примера Публицистический стиль – один из самых развивающихся и «подвижных»: он активно   заимствует   черты других   стилей,   в   том   числе   лексику   (научные термины,   клише   официально­делового   стиля),   добавляя   выразительность   и эмоциональность   художественного   стиля   для   лучшего   восприятия   и воздействия. Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили: собственно публицистический;   научно­публицистический (научные статьи);  художественно­публицистический (статьи развлекательного характера). статьи: Рассмотрим пример научно­публицистического стиля. Отрывок из Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная   катастрофа.   Но,   простите,   национальная   катастрофа   с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот  тогда надо  было  говорить  и спохватываться.   Мы  все  знаем:  план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно   из   прессы:   то   там,   то   здесь   происходят   скандальные   случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая   и   блистательная   наука,   падает   наше   образование,   падает 4 медицина,   миллиарды   долларов   в   год   разграбляются   и   увозятся   из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите,   где   открытые   суды,   где   грозные   приговоры?   Можете   вы назвать, слышали вы их? Черты научного стиля: 1. Терминологичность  (падение   рубля,   цент,   экономические   реформы, вкладчики, приватизация). 2. Среди существительных встречаются те, которые обозначают признак, 3. 4. 5. состояние (падение, преступность).  Количество существительных и прилагательных значительно выше, чем глаголов («…здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок«).  Множественное употребление отглагольных оборотов и слов (падение, образование, преступность, приговоры).  Глаголы в настоящем времени, встречающиеся в тексте, часто имеют «вневременное» значение, другими словам, их лексико­грамматическое значение времени, лица, числа ослаблено (мы знаем, скрывают). Черты публицистического стиля:  1. Коммуникативными   целями   текста,   в   первую   очередь,   являются информационная и воздействующая. 2.  Так же присутствует официальность, которая подчеркивает важность и особое   значение   фактов,   приводимой   информации   («Мы   все   знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен»). 3. Широкий диапазон лексики: начиная с научных и технических терминов и   заканчивая   словами   обыденной   просторечной   лексики   (дикость, разграбляются,   падение   рубля,   цент,   экономические   реформы, грозные приговоры); 4. Наличие   категорических   оценок,   поданных   через   нестандартные лексические   сочетания   (национальная   катастрофа,   какая   дикость, скандальные   случаи   приватизации, грозные   приговоры, катастрофически падает);   5. Непринужденное   использование   одновременно   экспрессивных   и обычных языковых средств (грозные приговоры, тогда это авантюра);  Сочетание   в   лексике   абстрактных   и   конкретных   понятий (национальное достояние, государство, рубль равен центу); 6. 7. Принципиальное отождествление автора с рассказчиком; 5 8. В   синтаксисе   следует   отметить   правильность   и   четкость   строения предложений, а также их простоту и ясность. Публицистический   стиль,   пожалуй,   является   сегодня   одним   из   самых используемых и распространенных. О его особенностях важно знать не только журналистам,   рерайтерам   или   блогерам,   но   и   писателям.   Мы   постоянно слушаем репортажи или читаем новости, на подсознательном уровне усваивая лексику   и   речевые   обороты   из   СМИ,   чтобы   после   также   подсознательно использовать их при написании книг. Однако далеко не все, что используется в   языке   СМИ,   годится   для   художественных   текстов,   для   которых предназначен свой стиль. Рассмотрим,   как   используются   компоненты   публицистического   стиля,   на примере. Отрывок из статьи: Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Виктор В., например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний и в то же время – студент университета третьего возраста. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена Виктора уже спит, он садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома. Рассмотрим пример научно­публицистического стиля. статьи: Отрывок из Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная   катастрофа.   Но,   простите,   национальная   катастрофа   с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот  тогда надо  было  говорить  и спохватываться.   Мы  все  знаем:  план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – 6 тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно   из   прессы:   то   там,   то   здесь   происходят   скандальные   случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая   и   блистательная   наука,   падает   наше   образование,   падает медицина,   миллиарды   долларов   в   год   разграбляются   и   увозятся   из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите,   где   открытые   суды,   где   грозные   приговоры?   Можете   вы назвать, слышали вы их? 7

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.

Урок Беседы о слове, тема: Публицистический стиль. 9-10 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017