ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Татьяна Дружинина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.
Файл:

Урок 10 История культуры.doc - Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.


Все файлы публикации > Урок 10 История культуры.doc
Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.

Тема: Культура средневекового Новгорода.
Урок 10.
Цель: познакомиться с устройством Новгородской республики и её
культурой.
Ход урока
оо
I. Новгор дская республика
— русское средневековое государство,
существовавшее в период с 1136 по 1478 год, простиралось от Балтийского
моря до Уральских гор.
Первые попытки Новгорода обрести независимость от Древнерусского
государства появились в XI веке. Новгородские бояре при поддержке
городского населения хотели избавиться от бремени налогообложения Киева
и создать свою армию. В 1136 году из­за бегства князя Всеволода
Мстиславича с поля битвы у Жданой горы и изгнания его из Великого
Новгорода, в Новгородской земле установилось республиканское правление.
Двина и
До XV века владения Новгорода расширялись на восток и северо­
восток. Республика приобрела земли вокруг Онежского озера, вдоль
реки Северная
Также
исследовался Северный Ледовитый океан, Баренцево море, Карское море,
запад северного Урала. Районы к северо­востоку от столицы были богаты
пушным зверем и солью. Эти ресурсы имели большое значение для экономики
Новгородской республики, основу которой составляла торговля.
побережье Белого


моря.

Вече — собрание части мужского населения города, обладало
широкими полномочиями («общегородское» вече). Оно призывало князя,
судило о его «винах»,
«указывало ему путь» из Новгорода;
избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире;
издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей;
избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем из
близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро­Суздальского княжества).
Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также
был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской
земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).
1

Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.

Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас
это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе —
«Ярославово Дворище».
Пос дник

ао

глава города,
«посаженый»
(назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в
состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и
контролировал власть князя. Посадник ведал охраной правопорядка, судом,
подписанием дипломатических договоров. Под рукой посадника находилось
посадское войско.

Впервые термин посадник упоминается в «Повести временных лет»,
запись датируется 977 годом:
«В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега
в Деревскую землю....Когда Владимир в Новгороде услышал, что
Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А
Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один
Русскою землею».
Формально исполнительная власть была в руках посадника, первого
гражданского сановника, председателя народного вече, который избирался им
на срок один­два года. Посадник руководил деятельностью всех должностных
лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда[3], командовал
войском,
руководил вечевым собранием и боярским советом,
представительствовал во внешних сношениях.
Во время исполнения своих обязанностей они назывались степенными
(от слова «степень» — помост, с которого они обращались к вече). При
отставке они получали название старого посадника и старого тысяцкого.
Тысяцкий был предводителем новгородского ополчения, а также в его
обязанности входило: сбор налогов, торговый суд.
Помимо этих административных должностей и веча, существовал совет
— своеобразная новгородская высшая палата. В состав
оо
господ («госп да»)
совета входили:

глава
архиепископ (владыка) —
государства и хранитель
государственной казны, контролёр мер и весов, пожизненно избирался
вечем из профессионалов в контроле мер и весов, в связи с чем у владык
часто бывали проблемы сбогословием и признанием их избрания
русскими митрополитами.
2

Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.






посадник — исполнительный орган веча, постепенно его полномочия
расширялись, но с 13 века избирался Советом Господ.
тысяцкий
кончанские старосты
сотские старосты
старые посадники и тысяцкие.
Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем
устанавливались особыми договорными грамотами.
Административное деление
Исторический центр Великого Новгорода
Окружённый земляными валами,
берегах Волхова своими
концами: Загородским,Неревским, Людиным на Софийской
стороне и Славенским и Плотницким на Торговой.
Новгород раскинулся на обоих
пятью

Каждый конец Новгорода имел своё вече и делился на две сотни. Сотни
делились на улицы. Соответственно, во главе их стояли кончанские, сотские и
улицкие старосты. Во время войны каждая улица, сотня и конец составляли
свою военную часть, входившую в ополчение.
Сословное деление
Горожане­ были основной землевладельческой группой в Новгороде и
Пскове. Только они могли покупать вотчины в городских
землях.
Бояре­ высший класс владевшие землями и капиталом и ссужавшие деньгами
купцов. Происходя из древней местной племенной знати, они,
согласно своему социальному статусу, были самыми влиятельными
людьми и занимали все высшие должности.
Известные боярские фамилии Великого Новгорода:


Борецкие
Авиновы
3

Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.



Анциферовичи
Далее – см. презентацию
II. Новгородские летописцы более, чем киевские и владимирские, были
внимательны к событиям родного города. Летописи Новгорода сообщают
то о городских пожарах, то о наводнениях, когда воды Волхова заставили
жителей сидеть на крышах хором, то о засухе и вынужденной покупке
хлеба в Суздальской земле.
Великий Новгород был центром огромной территории (Новгородской
земли), простиравшейся на севере до Белого моря, на востоке ­ до Урала и
граничившей на юге и западе с древнерусскими землями. Активная
колонизация, носившая мирный характер, началась в конце XI в. Местное
население платило Великому Новгороду дань, в основном, в виде пушнины.
В Великом Новгороде сосредоточены сохранившиеся до сих пор
выдающиеся памятники средневековой архитектуры и живописи. Среди них
древнейший в России храм ­ Софийский собор, сооруженный в середине XI в.,
и древнейший в России ­ Юрьев монастырь, основанный в начале ХIIв. Многие
памятники архитектуры сохранили фресковую живопись (к сожалению,
фрагментарно) ХII, ХIV, ХV, ХVIII вв. В Великом Новгороде работали
лучшие иконописцы своего времени, создавшие школу новгородской
иконописи. Сохранившиеся до наших дней иконы ХII ­ ХVIII вв. хранятся в
Новгородском музее, в Третьяковской галлерее в Москве, Русском музее в
Санкт – Петербурге.
Средневековая жизнь Великого Новгорода отложилась в
многометровом (от 2 до 7 метров) культурном слое, в котором прекрасно
сохраняются все предметы как неорганического (металлы, камень, глина,
стекло), так и органического (дерево, кожа, кость, береста) происхождения.
Великолепная сохранность новгородского культурного слоя со всеми
находящимися в нем древностями превратила Великий Новгород в эталонный
источник по истории русского средневековья. С 1932 г. в Великом Новгороде
ведутся систематические археологические исследования.
Основу новгородской хронологии составляют деревянные уличные
мостовые, появившиеся в Х в. и просуществовавшие до XVIII в. на одном и
том же месте. Прекрасная сохранность дерева дала возможность применить
метод дендрохронологии, то есть метод определения дат по годичным
кольцам дерева.
4

Урок Беседы об искусстве, тема: Культура средневекового Новгорода.

оо
оо
ио
Соб р Свят й Соф и
— главный православный храм Великого
Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий —
духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей,
построенная славянами.
яо Юо
ыо
Св то­
рьев монаст рь
— один из древнейших монастырей России.
ныне —
В прошлом — духовный центрНовгородской республики,
действующий мужской[1] монастырь Русской Православной Церкви.
Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи
озера Ильмень.
5

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл