Урок биологии 6 класс «Зеленые листья — органы воздушного питания»
Оценка 4.7

Урок биологии 6 класс «Зеленые листья — органы воздушного питания»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
06.01.2017
Урок биологии 6 класс «Зеленые листья — органы воздушного питания»
Урок «Зеленые листья — органы воздушного питания» составлен в виде творческого занятия. В результате каждый учащийся должен выполнить творческую работу по данной теме, показав важность процесса фотосинтеза. Урок наполнен эмоциональными моментами. Во время занятия ребята выполняют разноуровневые задания, которые создают ситуацию успеха.Конспект урока биологии "Зеленые листья - органы воздушного питания" с приложениями
Урок биологии 6 класс «Зеленые листья — органы воздушного питания».doc

Тема урока:

«Зеленые листья — органы воздушного питания».

 

Триединая дидактическая цель:

Обучающая:

Знать: Фотосинтез. Вещества, необходимые для процесса фотосинтеза, путь поступления, необходимых для фотосинтеза веществ в клетки листа растения. Необходимые условия для процесса фотосинтеза.

 

Развивать: художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость.

 

Воспитывать: личностную значимость о значении зеленых растений в жизни планеты.

 

Оборудование:

1. для опыта — спирт, йод, растение, поставленное за 3-4 дня до урока в темный шкаф;

2. таблица «Фотосинтез»;

3. творческие работы учащихся на тему: «Фотосинтез нашими глазами».

 

Ключевые слова: Воздушное питание растений, фотосинтез, фотосинтезирующая ткань, космическая роль зеленых растений, органические вещества, химические элементы, энергия солнечного света, энергия химических связей.

 

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Организация начала занятия (2минуты)

Организовать учащихся, создать благоприятную атмосферу

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Пожелание совместной плодотворной работы.

Проверяют готовность к уроку,

Слушают учителя.

Создание доброжелательной атмосферы.

Концентрация внимания.

2.Проверка домашнего задания

Активизировать учащихся на закрепление изученного материала и повторение материала ,необходимого для осознания новой темы.

Раздаю индивидуальные разноуровневые карточки с заданиями ( уровень учащиеся выбирают сами). Приложение №1

Задаю вопросы по изученному материалу.

Приложение №2

Индивидуально выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Закрепление изученного материала и готовность к пониманию нового материала.

Актуализация знаний.

Сформулировать с учащимися цели урока.

Обеспечить мотивацию обучения

Обращаюсь к детям, обеспечиваю развитие у школьников умения ставить цели и планировать свою деятельность .

Делаю выводы.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в целеполагании.

Цели сформулированы. Учащиеся готовы к работе.

Изучение нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися

1.Задаю проблемные вопросы с целью выяснения какие вещества    и каким путем поступают в растения из окружающей его воздушной среды.

Приложение №3

2.Выясняю, какие органические вещества известны детям, в каких растениях много содержится сахара,жира, крахмала, белка.

 

 

 

3.Предлагаю творческое задание в парах: предположить, как происходит процесс образования органических веществ.

4.Показываю опыт, доказывающий. Что зеленое растение только на свету образует органические вещества.

5.Читаю определение «Фотосинтез»

 

6.Читаю высказывание К.А. Тимирязева о космической роли зеленых растений и Х.Шепли. С.П.Костычева о значении зеленых растений в жизни планеты.

Приложение №4

Отвечают на вопросы, предполагают, выясняют.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы на основе своего жизненного кругозора

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание, задают вопросы, спорят.

 

 

 

 

Наблюдают, задают вопросы.

 

 

 

 

 

Учат, рассказывают друг другу.

 

Слушают, объясняют.

 

Делают выводы и высказывают свои предположения.

Работают индивидуально и в парах.

 

 

 

Делают выводы,получают новую информацию о содержании органических веществ в растениях на конкретных примерах.

 

 

Высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

Делают выводы — какие условия необходимы для образования органических веществ

 

Получают новую информацию.

 

 

Делают выводы

Физкульт минутка

 

Выполняю упражнения вместе с детьми

Показывают и выполняют упражнения.

Снятие напряжения.

Закрепление

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.

Создать условия для творческого восприятия процессов,происходящих в окружающей среды.

Актуализировать межпредметные связи.

Эмоционально, с чувством читаю сказку «Бал в стране зеленого листа»

Приложение №5

 

 

 

 

2.Беседа по сказке

Задаю вопросы

Слушают, представляют, фантазируют.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

Отгадывают, сопоставляют героев сказки с изученным материалом.

Каждый для себя придумывает свою творческую работу.

 

Делают выводы.

Подведение итогов,рефлексия

Оценить уровень достижения ТДЦ.

Дать качественную оценку работы класса .

Оценка учащимися своей деятельности.

Оцениваю уровень работы отдельных учащихся.

Задаю вопросы об эмоциональном состоянии учащихся и интересных моментах на уроке

Анализируют собственную деятельность.

Рефлексивная оценка учащихся.

 

Результатами урока кроме знаний, ребята готовят творческие работы.

 

Приложение №1.

 

Индивидуальные задания по теме: «Почвенное (корневое) питание растений».

 

Выполнить рисунок – схему растения

 

   Уровень №1

Заполнить схему движения веществ, поглощенных корнем.

 

1.Укажите в голубом кружке зону корня, благодаря которому вода с растворенными минеральными веществами попадет в проводящие ткани (сосуды).

2.Покажите красными стрелками движение веществ, поглощенных корнем, к надземной части растения.

3.С какой целью в почву вносятся удобрения?

4.На какие группы подразделяются удобрения?

 

       Уровень №2.

Заполнить схему движения веществ, поглощенных корнем.

 

1. 1.Укажите в голубом кружке зону корня, где происходит всасывание веществ из почвы.

2.Покажите красными стрелками движение веществ, поглощенных корнем, к надземной части растения.

3. Запишите, по каким тканям стебля перемещаются вещества.

4.Подумайте и дайте свои предположения, что корень участвует в образовании новых органических веществ.

 

Приложение №2.

1. Какие органы растения нами изучены?

2. Что нам известно о внешнем строении листа?

3. Какие типы жилкования листьев вам известны, для чего они необходимы?

4. Назовите особенности покровной ткани листа.

5. Решите задачу: на одном 1мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, его площадь составляет 470 см? На какой части листа будут расположены устьица и почему?

6. Какие функции выполняют устьица?

7. Почему лист имеет зленный цвет?

8. В какой ткани листа находятся хлоропласты?

 

Приложение №3.

1. Какую роль в жизни растений выполняет почвенное питание? (показать формулу воды)

2. Докажите, что растения нуждаются в минеральных веществах.

3. Подумайте, почему растения будут плохо развиваться в комнате, где долгое время нет людей, животных, хотя они регулярно поливаются и им достаточно света?

4. Предположите, как углекислый газ поступает в лист растения? (показать формулу углекислого газа)

 

Приложение №4.

К.А. Тимирязев писал: «Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны. Где бы они не встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее. Вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического»

 

С.П. Костычев: «Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе и человечество, погибнет».

 

 

Приложение № 5

Сказка «Бал в стране зеленого листа».

 Давайте вообразим, что у нас есть волшебная шляпа, которая уменьшит нас в размерах, и мы все станем очень — очень маленькими. Такими маленькими, что и вообразить невозможно: мы станем настолько же меньше самих себя, насколько булавочная головка меньше земного шара! И окажемся мы внутри листочка того самого растения, что стоит у окна в нашем классе. Ах, что тут делается, что творится в Стране Зеленого листа! Все несется, все крутится, все вертится колесом. Нас тут сразу же затолкали. Здесь гремит ежедневный праздник — бал и карнавал. Смешные существа, взявшись по трое за руки, несутся в пляске. У каждого на платьице написано имя, чтобы сразу видно было, кто это так хорошо танцует. Вот первая танцующая группа — на их платьицах написано «Углерод», «Кислород», и еще «Кислород». Они завернуты в один карнавальный плащ — в шелковый, черный плащ. А по нему ярко желтая надпись «Углекислый газ». Это, чтобы всем ясно было: они сейчас не просто С, О, О, а вместе они сам углекислый газ. Прилетел он на праздник из воздушного океана через ворота — устьица в стенах Страны Зеленого листа. Ворота эти специально для распахиваются каждый раз к началу бала. А начинается бал, как только первый солнечный луч зажжет розовый фонарик в капле утренней росы.

 1,2,1 пляшет углекислый газ.

А вот другая танцующая группа. В ней один Кислород и два близнеца Водорода. И все они трое крепко держат друг друга за руки и тоже завернуты в один карнавальный плащ — голубой, шелковый плащ. И на нем надпись, чтобы всем было ясно: когда Кислород и два Водорода вместе, тогда они уже не сами по себе, тогда это уже сама Вода! На праздник в Страну Зеленого листа она попала совсем через другой вход — через корни и длинные коридоры стебля.

1,2,1 пляшет углекислый газ!1,2,1,2 плавно кружится вода!

 И каждая танцующая группа напевает сама себе: «Мы старинные друзья, закадычные друзья!

Разлучить нас, ох нельзя! Ох, нельзя!»

  И мелькает, и кружится бесчисленное множество голубых и черных плащей. И вдруг все останавливается, все замирает. Раздаются торжественные звуки труб. Они играют гимн «Баллом правит Хлорофилл» Под эти звуки на площадь вступает Великий Магистр Хлорофилл. Его длинный зеленый плащ расшит золотыми молниями, его высокий колпак расшит золотыми стрелами .

 Великий магистр говорит: «Светозарное Солнце избрало меня среди всех, кто был и есть на земле! Светозарное Солнце вселило в меня свою ослепительную силу. Во мне власть золотого луча!»

 С этими словами Магистр дотронулся до голубого плаща. И плащ исчез. А два водорода близнеца и кислород, поклонившись, разошлись на три шага друг от друга.

 И дотронулся великий магистр до черного плаща - СО2. И плащ исчез. А углерод и два кислорода, поклонившись, разошлись на три шага друг от друга.

  После этого Хлорофилл взмахнул рукой, и посыпались из нее густым дождем золотые кружочки карнавального конфетти. Каждый кружочек сиял как маленькое солнце. По этому сигналу все пританцовывая. Потряхивая своими колпачками, двинулись со своих мест.

  Близнецы водорода из каждой группы воды перебежали к углероду и кислороду углекислого газа. И, Хлорофилл, на каждую такую четверку тотчас накинул новый плащ, наряднее прежних, - шелковый светло-зеленый, с надписью: «сахар». И, взявшись крепко за руки новые группы пустились танцевать!

 

    Эвристическая беседа по сказке «Бал в стране зеленого листа».

 

1.Как вы думаете, что подразумевается под названием сказки «Бал в стране зеленого листа»?

 

2.Перечислите, пожалуйста, гостей, приглашенных на этот необычный бал?

 

3.Раскажите, как добрались до танцевального зала СО2 и Н2О?

 

4.Кто выходит в зал под торжественные звуки труб?

 

5.Почему хлорофилл называют великим магистром?

 

6.Что произошло с СО2, когда Великий магистр дотронулся до его черного плаща?

 

7.Что произошло с Н2О, когда Великий магистр дотронулся до его голубого плаща?

 

8.Что произошло, когда Хлорофилл взмахнул рукой и посыпались густым дождем золотые кружочки карнавального конфетти?

 

9. Чем представлено карнавальное конфетти?

 

10. Итак, как этот сказочный процесс мы можем назвать?


Тема урока: «Зеленые листья — органы воздушного питания»

Тема урока: «Зеленые листья — органы воздушного питания»

Сформулировать с учащимися цели урока

Сформулировать с учащимися цели урока

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Приложение №1. Индивидуальные задания по теме: «Почвенное (корневое) питание растений»

Приложение №1. Индивидуальные задания по теме: «Почвенное (корневое) питание растений»

Вне листа или, вернее. Вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество

Вне листа или, вернее. Вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество

Каждый кружочек сиял как маленькое солнце

Каждый кружочек сиял как маленькое солнце
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017