Урок биологии в 11 классе по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
биология
11 кл
26.02.2018
Урок по биологии в 11 классе "Пути достижения биологического прогресса" Урок разработан с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" . В процессе урока был использован прием "Шляпы мышления"
Класс разбит на шесть групп, каждая из которых работала по своему заданию. Для реализации поставленной цели обучающимся был предложен текст и задания.Печатный документ
Пути достижения биологического прогресса . Урок биологии в 11 классе.docx
Тема урока: Пути достижения биологического прогресса (11 класс)
Цель урока:
научить характеризовать основные направления эволюции;
анализировать полученную тестовую информацию, выделять главное и делать
выводы по прочитанному.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления
через чтение и письмо.
Методы обучения: проблемный, объяснительно иллюстративный,
групповой.
Методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия.
Методы контроля: устный контроль и письменный контроль
Средства обучения:
1 «Шляпы мышления»: белая, красная, желтая, черная, зеленая, фиолетовая.
2 Материал из Википедии — свободной энциклопедия
«Чем больше мы познаем неизменные
законы природы, тем все более невероятными
становятся для нас чудеса
(Ч.Р.Дарвин)
Ход урока:
1 Организационный момент.
2 Изучение нового материала.
Слово учителя: на предыдущих уроках мы обсуждали вопросы,
касающиеся основных направлений эволюции.
Мы продолжаем
знакомиться с основными понятиями темы
Тема нашего урока Пути достижения биологического прогресса
Прежде чем продолжить урок мы должны поставить перед собой цель.
Учащиеся формулируют цель и записывают в тетрадь.
Прежде чем двигаться дальше мы должны вспомнить некоторые понятия,
которые помогут в освоении темы. Мозговой штурм.
Объяснить понятия: эволюция, биологический прогресс, арогенез, аллогенез,
катагенез, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация
3 Изучение нового материала.
Сегодня у нас интересный урок. Мы будем работать в группах, выполняя
индивидуальное задание.
Перед вами текст информации о прогрессивном характере развития живой
природы
Эволюционные изменения в природе (по материалам интернета)
Развитие живой природы шло от низших форм к высшим, от простого к
сложному и имело прогрессивный характер.
А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен установили, что главные направления
эволюции составляют ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.
Ароморфоз представляет собой такие эволюционные изменения, которые
ведут к общему подъему организации, повышают интенсивность
жизнедеятельности, но не является узкими приспособлениями к резко
ограниченным условиям существования.Ароморфоз дает значительные
преимущества в борьбе за существование и делает возможным переход в
новую среду обитания, способствует повышению выживаемости и снижению
смертности в популяции (появление многоклеточности, фотосинтеза,
теплокровности и т.д.)
Идиоадаптация. Идиоадаптация представляет
собой мелкие
эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к
определенным условиям среды обитания (частные приспособления).
Приспособления придонных рыб – камбаловых, скатов к жизни на дне
(уплощение тела, окраска под цвет грунта) представляют собой типичные
примеры
идиоадаптации.
Защитная окраска дает хороший пример приспособления животных к
определенным условиям существования, не связанного с повышением
организации.
Примерами идиоадаптации у растений могут служить многообразные
приспособления цветка к перекрестному опылению ветром и насекомыми,
приспособлении плодов и семян к рассеиванию, приспособления листьев к
уменьшению испарения. Идиоадаптация также приводит к увеличению
численности вида, расширению ареала, ускорению видообразования, т. е. к прогрессу.
биологическому
Общая дегенерация. Дегенерация представляет собой эволюционные
изменения, которые ведут к упрощению организации. Дегенерация часто
связана с переходом к сидячему или паразитическому образу жизни. У
свиного цепня, лентеца широкого и других червей – паразитов человека – нет
кишечника, слабо развита нервная система. Они имеют сильно развитые
органы размножения и отличаются огромной плодовитостью, что
обеспечивает сохранение вида и рост его численности.Повилика,
паразитирующая на клевере, хмеле и других растениях, лишена главного
органа листа, а вместо корней у нее образуются на стебле присоски, которыми
она высасывает питательные вещества из растенияхозяина. Значит, и
дегенерация может приводить к биологическому прогрессу.Таким образом,
биологический прогресс достигается тремя способами: ароморфозом,
идиоадаптацией, дегенерацией.
Задание для белой шляпы
Прочитайте предложенный текст и выберите главное и перескажите.
Задание для красной шляпы
Выскажите свои эмоции о прочитанном. Что вас взволновало?
Задания для желтой шляпы
Дайте положительную оценку прочитанной вами статьи. Что было
интересного?
Задание для черной шляпы
Выскажите свою точку зрения на мнение автора статьи. Может, нужно было
затронуть еще вопросы?
Задание для зеленой шляпы
Прочитав статью, нарисуйте рекламу, плакат по теме «Это приводит к
вредным мутациям»
4 Вывод по работе.
Значит, вернемся к цели нашего урока и сделаем вывод исходя из
поставленной цели.
Рефлексия.
Выполните тестовое задание.
Найдите соответствие между путем достижения биологического
прогресса и примером Путь достижения биологического прогресс
А. ароморфоз
И. идиоадаптация
Д. дегенерация
Примеры
1. Утрата листьев и превращение их в колючки у кактусов
2. Возникновение хорды
3. Возникновение теплокровности
4. Возникновение фотосинтеза
5. Возникновение многоклеточности
6. Приспособление цветков к животнымопылителям
7. Появление живорождения
8. Появление легких у наземных позвоночных
9. Редукция глаз у кротов
10. Утрата хорды и нервной трубки у асцидий
11. Возникновение ползучего стебля у земляники
12. Появление пятипалой конечности у позвоночных..
13. Расчленяющая окраска шерсти у зебры
14. Утрата кишечника ленточными червями
Домашнее задание.
Повторить стр 79 86.
1 Составить 5 вопросов по теме
2 Ответить на вопросы стр 86
3 Подобрать интересный материал из интернета по теме.
4 Составить синквейн «Макроэволюция»
Выставление оценок.
Урок биологии в 11 классе по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Урок биологии в 11 классе по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Урок биологии в 11 классе по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Урок биологии в 11 классе по теме "Пути достижения биологического прогресса".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.