Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"
Оценка 4.8

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Оценка 4.8
Карточки-задания +1
docx
биология
5 кл
11.11.2018
Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"
Фрагмент урока открытия новых знаний (использован материал Всероссийского заповедного урока «Заповедные острова. Сохраняя будущее» 2017 г.) Тема: «Жизнь под угрозой» Предмет: биология Класс: 5 Основное содержание урока: Заповедники на карте мира. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Изменения, происходящие в живой и неживой природе нашей планеты. Причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.Фрагмент урока открытия новых знаний (использован материал Всероссийского заповедного урока «Заповедные острова. Сохраняя будущее» 2017 г.) Тема: «Жизнь под угрозой» Предмет: биология Класс: 5
Урок Жизнь под угрозой 5 класс.docx
Фрагмент урока открытия новых знаний (использован материал Всероссийского заповедного урока  «Заповедные острова. Сохраняя будущее» 2017 г.) Тема: «Жизнь под угрозой» Предмет: биология Класс: 5 Основное содержание урока: Заповедники на карте мира. Роль заповедников в сохранении природных   объектов.     Изменения,   происходящие   в   живой   и   неживой   природе   нашей   планеты. Причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека. Бережное отношение  к природе. Охрана  биологических  объектов. Соблюдение   правил   поведения   в   окружающей   среде.   Экологические   проблемы,   стоящие   перед современным   человеком,   правила   поведения   человека   в   опасных   ситуациях   природного происхождения. Задачи одного их этапов урока:  ­  познакомить   обучающихся   с   особенностями   заповедных   территорий   и   их   ролью   в сохранении природного и культурного наследия страны; ­ способствовать формированию экологической культуры обучающихся. Ход 4 этапа урока «Открытие нового знания»:  Просмотр видеосюжета «Россия заповедная». Деятельность учителя Деятельность обучающихся   раскрывают   понятие Просматривают видеосюжет. Школьники   «заповедный». Подбирают   однокоренные   слова, обратившись к толковому словарю В. Даля. СЛАЙД 2:  Учитель  просит найти ассоциации  к слову  «заповедный». Учитель   акцентирует   внимание   на   прозвучавшие ассоциации ребят.   СЛАЙД 3: Учитель обращается к детям с вопросом, что можно  назвать «заповедным островом»?    «Особо Обучающиеся   высказывают   свои предположения. Обобщив все, дают определение, что такое   Охраняемая Природная Территория (ООПТ)». В   ходе   беседы   выявляют   значение заповедных территорий: ­   сохранение   природных   экосистем (поддержание   благоприятной   среды обитания); ­   научный   ресурс   (возможность исследования природных процессов, не   искажённых   под   влиянием человека,   ведение   программы   по восстановлению численности редких видов живых организмов); ­   экологическое   просвещение   и развитие познавательного туризма. СЛАЙД 4: Дети знакомятся  с картой ООПТ  России, размещённой на доске. Информационная справка учителя: площадь всей  системы заповедных территорий России (федеральных, региональных и местных ООПТ) – 2 048 780 кв.км.  (Это 4 Франции! Или площадь Франции, Германии,  Норвегии, Швеции и Испании вместе взятых),  занимает 12% территории РФ. Всего в России 103  государственных природных заповедника, 50  национальных парков и 59 федеральных заказников. Учитель задает вопрос: А на какой заповедной территории мы проживаем? Что мы о ней знаем? Чем она интересна? Зачем создана? СЛАЙД 5:  Учитель знакомит обучающихся с основными категориями ООПТ:   заповедники,   национальные   парки,   природные Школьники вспоминают и  рассказывают о нашем национальном парке «Припышминские боры». Обучающиеся   заполняют   таблицу   в рабочих тетрадях. Работают с карточками «Заповедный статус»,   где   необходимо   соотнести категорию   ООПТ   с   её   описанием (определением), подобрать примеры ООПТ, найти их на карте. парки, заказники, памятники природы.  СЛАЙД 6: СЛАЙД 7: Школьники   отвечают   на   вопросы, участвуют в беседе. Обучающиеся   находят   на   карте названные ООПТ.   Учитель обращается к ребятам: Сколько вам лет? Кому 12­ 13?   А   вашим   мамам   и   папам   сколько?   А   бабушкам   и дедушкам? 70­80? Да, они прожили целую жизнь, и теперь представьте – вот уже 100 лет как в России существуют ООПТ. Каким же был этот путь? Учитель комментирует слайд 7: ­ 1916 год.   Закон об охотничьих заповедниках. 11 января 1917   года   создан   первый   государственный   заповедник «БАРГУЗИНСКИЙ» ­ для сохранения соболя. ­   1917   год.   Проект   географической   сети   заповедников подготовлен   крупным   учёным, географом   и путешественником В.П. Семёновым­Тян­Шанским. ­   В   период   1919­1930   годы   созданы   или   расширены заповедники: Астраханский, Печёро­Илычский, Алтайский, Наурзумский, Крымский, Кзыл­Агачский, Алма­Атинский, Боровое, Кондо­Сосьвинский, Байкальский. ­ 1937 год. Рождение «Летописи природы» заповедников по инициативе   известного   учёного,   зоолога   и   анималиста   положило   начало   мониторинговым А.Н.Формозова; наблюдениям   за   природными   явлениями,   которое продолжается и в наши дни. ­ 1943­1945 годы. Во время ВОВ ни один заповедник не был закрыт,   сеть   продолжала   расширяться.   В   1943   году   был организованы   заповедники   «Предуралье»   и   «Кунгурская ледяная   пещера»,   сразу   после   окончания   войны   –   пять заповедников в Московской области. ­   1951     год.     Постановление   Правительства   о   закрытии заповедников, были ликвидированы 27 из 47 заповедников, общая площадь заповедников сокращена в 15 раз. ­   1961   год.   Постановление   Правительства   о   закрытии заповедников, ликвидировано 5 из 28 заповедников, ещё 4 заповедника реорганизованы (переведены в другой статус – ботанические сады, филиалы и т.д.). ­   1983   год.   Создание   первых   национальных   парков «Лосиный остров», «Сочинский». ­ 1995 год. Закон «Об ООПТ», появилась законодательная поддержка деятельности ООПТ. ­   2017   год.   100­летие   заповедной   системы   России.   Год ООПТ. Пример карты ООПТ России, с которой школьники работают на протяжении всего урока. СЛАЙД 8: Роль ООПТ в сохранении редких животных. Школьники воспринимают  информацию, вступают в беседу с  учителем,  друг с другом.  Учитель обращает внимание на то, что благодаря  «Заповедным островам» спасены от угрозы исчезновения  такие виды, как зубр, соболь, бобр, снежный барс,  дальневосточный леопард, амурский тигр и сотни других  видов. Совместно с учителем приходят к  выводу, что заповедные территории играют большую роль в сохранении  крупных зверей. Данное задание можно применить на уроке, где затрагивались вопросы охраны природы и  были рассмотрены  правила поведения в природе. Задание: Найди в экологическом рассказе  11 ошибок и исправь их.  При этом помни, что ошибки не орфографические и не пунктуационные.  «Воскресенье в лесу» Всю неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Пашка повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой­то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Вова решил нам показать, как добывать муравьиную кислоту. Он настрогал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через   несколько   минут  мы  уже  с  удовольствием   обсасывали   муравьиные   палочки.   Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь.   Но   нам   было   уже   не   страшно   –   мы   успели   добежать   до   одиноко   стоящего   дерева   и спрятались под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка» – закричал Пашка и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке у нее два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил ей Пашка. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. ОТВЕТЫ: Обсуждение ошибок, совершенных школьниками: а) В лесу громкая музыка распугивает птиц и зверей. б) Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – дерево». в) Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. В жаркую погоду разводить костры вообще запрещается. г) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 250 лет), металлические банки разрушаются через 100 лет. д)   Костер   после   прогорания   следует   забросать   землей   или   залить   водой   до   полного прекращения горения. е) Трогать яйца птиц не следует, птица может не сесть на яйца. ж) Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть в лес. з) Не следует что­либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном обществе. и) Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния. к) Нельзя бить змей, даже гадюк. л) Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветков недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие охраняемые растения.

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"

Урок биологии в 5 классе по теме "Жизнь под угрозой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018