Урок биологии в 6 классе по теме "Условия произрастания и видоизменения корней".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок биологии в 6 классе по теме " Видоизменения корней". Урок построен на системно-деятельностном подходе. Используются групповые, индивидуальные, фронтальные формы работы. Виды деятельности, применяемые на уроке: анализ ситуации, целеполагание, планирование действия, самооценка. Для эффективного восприятия содержания материала применялись информационные технологии.Тема урока: Условия произрастания и видоизменения корней Место урока в системе уроков: Данный урок является 3 в системе уроков по теме «корень». Тип урока: урок решения учебной задачи (постановки цели. Цель: Выявить условия произрастания и видоизменения корней, их особенности, причины видоизменений. Задачи: 1. Определить видоизменения корней, причины видоизменения; 2. Дать характеристики видоизмененным корням; 3. Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ, умения анализировать, делать выводы; 4. Развитие личностных качеств: умения осознанно трудиться над поставленной целью, навыки сотрудничества: умение слушать, понимать и поддерживать друг друга, толерантность по отношению к другим. Оборудование: презентация, раздаточные материалы
Иконка файла материала urok_korni.docx
1. 2. 3. 4. Тема: Условия произрастания и видоизменения корней. Цель: Выявить условия произрастания и видоизменения корней, их особенности, причины  видоизменений. Задачи: Определить видоизменения корней, причины видоизменения; Дать характеристики видоизмененным корням; Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ,    умения анализировать, делать выводы; Развитие личностных качеств: умения осознанно трудиться над поставленной целью, навыки сотрудничества: умение слушать, понимать и поддерживать друг друга, толерантность по отношению к другим. Цель: обеспечить необходимые условия для осмысления учебной информации о видоизменениях  корней, их особенностях, причинах образования. Продолжать формирование и развитие УУД  (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных). Оборудование: презентация, ролик, раздаточные материалы 1. Вводно­мотивационный этап.   Сегодня у вас необычный день, за окном красавица осень, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи  справиться со всеми заданиями на уроке и выстоять, поддерживая друг друга. Ход урока: Предлагаю вам послушать внимательно стихотворение. И затем ответить на мои вопросы. Мы в букет собрали маки жаркие Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются!  Осыпаются и вянут?  О каком органе цветкового растения идет речь? Вы уже несколько уроков изучаете тему корень. Давайте вспомним, что мы знаем о корне. (индивид.  работа)  Основные понятия 1.Корни Определение понятий А) подземные органы растений, всасывающие воду и  минеральные соли, удерживающие растение в почве 2.Корневая система 3.Главный корень 4.Боковые корни 5.Придаточные корни 6.Стержневая корневая система 7.Мочковата корневая система Б) система всех корней растений Г) корень, уходящий в почву глубже всех В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней Д) корни, отходящие по бокам от стебля Ж) система, состоящая из главного и боковых корней Е) система, состоящая из придаточных и боковых  корней Задание. Вставить в текст пропущенные слова: 1. Каждое растение имеет множество корней. Корень, развившийся из зародышевого корешка  семени, называют __________. 2. Корни, отрастающие от стебля и листьев, называют ________. 3. От главного и придаточного корней отходят корни __________. 4. Все корни одного растения образуют _________     ____________. 5. Различают два типа корневых систем: ________ и _____________. 6. Корневую систему, в которой хорошо развит главный корень, называют _____. 7. Корневую систему, в которой главный корень недостаточно развит или рано отмирает,  называют ________.Как известно наука строится на фактах, давайте обратимся к некоторым фактам: 1.На сухих полях длина корней пшеницы достигает 2,5 м, а на увлажненных – 0,5 м. Но они гораздо  гуще.  2. В тундре корни расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Корни карликовой  березы достигают 20 см. Но при помещении растения в более благоприятные условия размеры  корней увеличиваются.  3. Пустынные растения имеют очень длинные корни.  Длина корней ежовника безлистного  – 15 м.  Растения без развитой корневой системы приспособлены к поглощению влаги из тумана с помощью  стеблей и листьев.     ­ О чем говорят эти факты? Карликовая береза ­20 см, горох ­1.7 м, Ежовник безлистный – 15 м. Самые длинные корни – 120м у дикого  инжира, он растет в восточной Африке. В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м. Глубокие корни имеют  растения, растущие в пустынях от 20 до 50м. Из – за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у  поверхности, а сами растения низкорослые. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, т.к. грунтовые воды уходят глубоко.  От чего это зависит? ( От условий существования) Какие условия нужны корням для произрастания? (вода, кислород, питательные вещества). Всегда  эти компоненты существуют в нужных количествах? В природе не всегда есть благоприятные условия для растений поэтому длина корней –  приспособление к условиям существования. В результате чего корни изменили свой вид и стали  выполнять дополнительные функции. Давайте же рассмотрим эти видоизменения корней. ??? Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь? Учебная задача. Итак, что мы сегодня будем изучать? Какие видоизменения корней  встречаются? Как они образуются? Каково их значение? 2. Операционно­содержательный этап. И я предлагаю вам отправиться в путешествие. В пути нас  с вами ждет много интересного и неожиданного. И так начнем наше путешествие. Предлагаю  поработать по группам. Вам будут предложены иллюстрации. Нужно определить, какой видоизмененный корень изображен.  Каковы особенности его строения. Какие растения имеют такие корни? 1 группа – корнеплоды, корневые клубни (их можно объединить как запасающие корни –  помогают растению пережить холодное время года) 2 группа – воздушные корни, дыхательные корни 3 группа – корни­прицепки, корни­подпорки  7 минут работают, проверяем и составляем таблицу Особенности строения Значение  Примеры растений Название видоизменения корня Корнеплоды Разросшийся главный корень. Корневые  клубни  Воздушные  корни Дыхательные  корни Утолщение придаточных и боковых  корней. Длинные придаточные  корни,  всасывающие воду. Боковые корни, которые растут  вертикально вверх. Корни ­  прицепки Корни  Короткие придаточные корни с  мощными прицепками. На стволах и крупных ветвях  Морковь,  редис, свёкла,  репа. Георгин, батат. Орхидея,  монстера. Кипарис  болотный, ива  ломкая. Плющ. Баньян Запасают питательные  вещества Запасают питательные  вещества Поглощение  воды  Поглощение кислорода  Опора  Опора­подпорки Корни ­  присоски образуются придаточные корни Придаточные корни растений­ паразитов высасывают питательные вещества из других растений Повилика,  Омела, Петров  крест Поглощение  питательных веществ 3 этап. Рефлексивно­оценочный  Ребята, давайте обобщим материал, который мы сегодня рассмотрели. Вывод: Разнообразие корней – результат видоизменений главного, боковых и придаточных  корней. Причины видоизменений – условия существования. ЯКОРЬ, НАСОС, ХРАНИЛИЩЕ ­  Как вы думаете, с какими из этих предметов можно  связать функции корня? Вывод: корень – это якорь, насос и хранилище.  Якорь – закрепляет растения в почве. Насос – проводит воду и питательные вещества. Хранилище – запасает питательные вещества. Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали? Каковы же причины видоизменения корней? Приспособление к условиям существования Молодцы, вам присваивается звание “Великий путешественник по корневой системе”. Вы будете  нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню. 5. Домашнее задание  Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о путешествии. Свои впечатления вы  можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о  корне. Синквейн Спасибо вам за работу! Если время останется Предлагаю вам разгадать загадки 1. Сосульке той не нужен карниз –      Растет она в землю, кончиком вниз.     Оранжевым боком, зелёной косицей    И вкусом заставит всех удивиться?   (морковь) 2.  Какое растение умеет шагать по стенам?  (плющ) 3. Назовите видоизменения корней батата?  (корневые клубни) 4. У этого растения имеются воздушные корни?  (орхидея) 5. Дыхательные корни имеет?   (кипарис) 6. Чем снабжают дыхательные корни растение?   (кислородом)Основные понятия 1.Корни 2.Корневая система 3.Главный корень 4.Боковые корни 5.Придаточные корни 6.Стержневая корневая система 7.Мочковата корневая система Основные понятия 1.Корни 2.Корневая система 3.Главный корень 4.Боковые корни 5.Придаточные корни 6.Стержневая корневая система 7.Мочковата корневая система Основные понятия 1.Корни 2.Корневая система 3.Главный корень 4.Боковые корни 5.Придаточные корни 6.Стержневая корневая система 7.Мочковата корневая система Основные понятия 1.Корни 2.Корневая система 3.Главный корень Определение понятий А) подземные органы растений, всасывающие воду и  минеральные соли, удерживающие растение в почве Б) система всех корней растений Г) корень, уходящий в почву глубже всех В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней Д) корни, отходящие по бокам от стебля Ж) система, состоящая из главного и боковых корней Е) система, состоящая из придаточных и боковых  корней Определение понятий А) подземные органы растений, всасывающие воду и  минеральные соли, удерживающие растение в почве Б) система всех корней растений Г) корень, уходящий в почву глубже всех В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней Д) корни, отходящие по бокам от стебля Ж) система, состоящая из главного и боковых корней Е) система, состоящая из придаточных и боковых  корней Определение понятий А) подземные органы растений, всасывающие воду и  минеральные соли, удерживающие растение в почве Б) система всех корней растений Г) корень, уходящий в почву глубже всех В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней Д) корни, отходящие по бокам от стебля Ж) система, состоящая из главного и боковых корней Е) система, состоящая из придаточных и боковых  корней Определение понятий А) подземные органы растений, всасывающие воду и  минеральные соли, удерживающие растение в почве Б) система всех корней растений Г) корень, уходящий в почву глубже всех4.Боковые корни 5.Придаточные корни 6.Стержневая корневая система 7.Мочковата корневая система В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней Д) корни, отходящие по бокам от стебля Ж) система, состоящая из главного и боковых корней Е) система, состоящая из придаточных и боковых  корней Просмотр презентации ( одновременно с просмотром презентации ученики заполняют таблицу) Запасающие корни позволяют растениям переживать холодное время года. Существует два вида  запасающих корней: Корнеплоды – запасают питательные вещества. Корнеплоды образуются за счет разрастания  главного корня и нижней части стебля. У некоторых растений (свекла, редис, репа) основная масса  запасных питательных веществ (крахмал, сахар, минеральные соли, витамины) откладывается в  стеблевой части корнеплода, а собственно корень — его нижняя часть, на которой развиваются  боковые корни. У других растений (морковь, петрушка) запасные питательные вещества  откладываются в паренхиме корня. Корневые клубни – утолщение боковых и придаточных корней. Корнеклубни образуют георгин,  батат, чистяк, ятрышник и многие другие растения. Воздушные корни располагаются непосредственно в окружающей воздушной среде. Ходульные корни   Ходульные корни (корни — подпорки) — это придаточные корни, растущие  вниз от стебля растения и служащие для его дополнительного укрепления на почве. У растений,  живущих в зоне затопления, приливов, ходульные корни приподнимают растения над водой, а также  выполняют дыхательную функцию. Ходульные корни образуются у особых растительных сообществ  тропических лесов — мангровых зарослей, а также у некоторых тропических деревьев и пальм, и  даже у кукурузы. Примером ходульных корней также является особая жизненная форма фикуса —  баньян. Вначале своей жизни фикус поселяется на деревьях. Воздушные корни фикуса свободно  висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы и постепенно растут вниз. Давайте  посмотрим что происходит дальше……. (просмотр видео) Досковидные опорные корни  В отличие от ходульных, досковидные корни — это боковые корни.  Расположенные у самой поверхности почвы, или выступая над ней, они образуют плоские выросты,  создающие дополнительную опору для дерева. Досковидные корни характерны для крупных  тропических деревьев. Эпифитные корни  Эпифиты — это растения, живущие на деревьях. Воздушные корни эпифитов  свободно висят в воздухе, впитывая влагу — дождь или капельки росы особой покровной тканью —  веламеном. К эпифитам относятся орхидеи, живущие в тропических лесах. Дыхательные корни  Дыхательные корни образуются у деревьев, растущих на затапливаемых или  бедных кислородом почвах. Они растут вверх, отходя от подземных боковых корней. Главная  функция дыхательных корней — снабжение кислородом подземных частей растения. Кислород  проникает через крупные чечевички, расположенные на дыхательных корнях. Корни­присоски   Корни­присоски характерны для растений­паразитов и полупаразитов. Эти корни  проникают внутрь стеблей других растений, и поглощают их соки. Если при этом растение имеет  части, способные к фотосинтезу, оно является полупаразитом. Растения, утратившие способность  фотосинтеза, и полностью живущие за счет других растений являются паразитами. Примерами  паразитов являются повилика, не имеющая хлоропластов. Растения­полупаразиты образуют  органические вещества с помощью фотосинтеза в собственных листьях, а воду и минеральные  вещества получают с помощью корней­присосок из других растений. Примеры полупаразитов —  омела, живущая на деревьях.Корни­прицепки  Некоторые ползучие растения, например, плющ, ваниль, некоторые фикусы,  имеют корни­прицепки. Это видоизмененные придаточные корни, с помощью которых растение  может прикрепляться к любой поверхности, даже к голым камням, а значит, выносить листья к  свету. Задания группе 1 1.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ Значение Задания группе 2 2.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ Значение Задания группе 3 3.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ Значение Задания группе 4 4.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ ЗначениеЗадания группе 5 5.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ Значение Задания группе 6 6.Определите какие видоизменения корней изображены на рисунках. Дайте характеристику по плану: - Название видоизменения корня ­ Особенности строения ­ Примеры растений ­ Значение 3. 1.2. 4.5. 6. Самоанализ открытого урока.5. 6. 7. 8. Характеристика группы.  Ребята очень хорошо ладят друг с другом, при выполнении совместных  проектов очень организованы, во время групповой деятельности постоянно присутствуют  взаимопомощь и взаимоподдержка. Учащиеся достаточно сознательно подходят к выполнению  домашнего задания и активны на уроках. Тема урока: Условия произрастания и видоизменения корней  Место урока в системе уроков: Данный урок является 3 в системе уроков по  теме «корень». Тип урока: урок решения учебной задачи (постановки цели), конструирование  способа  действия  (по  ФГОС).урок формирования навыков.  Цель: Выявить условия произрастания и видоизменения корней, их особенности, причины  видоизменений. Задачи: Определить видоизменения корней, причины видоизменения; Дать характеристики видоизмененным корням; Развитие познавательной активности у обучающихся посредством использования ИКТ,    умения анализировать, делать выводы; Развитие личностных качеств: умения осознанно трудиться над поставленной целью, навыки сотрудничества: умение слушать, понимать и поддерживать друг друга, толерантность по отношению к другим. Цель: обеспечить необходимые условия для осмысления учебной информации о видоизменениях  корней, их особенностях, причинах образования. Продолжать формирование и развитие УУД  (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных). Оборудование: презентация,  раздаточные материалы Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач способствовало достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. Технологии: интерактивные методы обучения, применены такие приемы как анализ ситуации, мозговой   штурм     и   на  этапе   рефлексии   использовался   прием   «синквейн».   И  для  эффективного восприятия содержания материала использовались IT­технологии.  Виды деятельности, осуществляемые на уроке: постановка учебной задачи, анализ ситуации,   коммуникация, рефлексия. Наличие деятельностных единиц, носящих универсальный характер: проблема  Способы мыследеятельности, формируемые на уроке: анализ ситуации, целеполагание,  планирование действия,  самооценка.   Формируемые метаумения: ­ обобщение, систематизация,  ­ навыки переработки информации (анализ, синтез, аргументация, умение сворачивать информацию); ­ регулятивные умения (постановка вопросов,  определение целей, планирование, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);  Логика урока достигалась целенаправленностью, целостностью, динамичностью и связностью всех   трёх   этапов   урока   (вводно­мотивационного,   операционно­содержательного   и   рефлексивно­ оценочного).  1 этап:  На вводно­мотивационном этапе была создана ситуация анализ фактов, когда происходит развитие познавательных интересов,  развитие учебных мотивов, осознание причастности к успеху в учебной деятельности. Учащимися определена тема урока и в процессе целеполагания осуществлена постановка учебной задачи. 2   этап:  На   втором   этапе   осуществляется   анализ   рисунков,   текста   учебника.     На   операционно­ содержательном этапе решается основная цель метапредметного урока, достижение метапредметных результатов.   Все   задания   способствуют   формированию   познавательных,   регулятивных,   и коммуникативных учебных действий Т.О.,   создаётся   ситуация,   когда   формируются  познавательные   УУД:   развитие   умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы. Использование интерактивных методов обучения, конечно же, способствует  развитию  коммуникативных УУД 1. Планирование учебного сотрудничества1. 2. 3. 4. Постановка вопросов Управление поведением партнёра Умение выражать свои мысли 2. 3. 4. 3 этап: На этапе рефлексии методический прием «свободный микрофон» позволяет увидеть уровень приращения у учащихся понимания значимости данного урока для себя.  Логичность   урока  создавалась   развитием   общей   сюжетной   линии,   заданной   на   всех   этапах. Принципы: Основной принцип ­ Принцип деятельности. Принцип коммуникативности: работа в группах Принцип интеграции: наличие межпредметных связей  (история, психология) Принцип наглядности: использование видео, мультимедиа презентации   Принцип индивидуализации: самодиагностика   и разработка рекомендаций для успешного общения. Формы работы: индивидуальная,  групповая, фронтальная.  Успели сделать всё, что было запланировано.  Цель урока достигнута, поставленные задачи решены.  Предметные результаты: – формировать умение определять основные органы растений (корень); – формировать умение объяснять особенности строения  и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный  корень, боковые корни, придаточные корни, видоизменения корней. Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,  определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости  исправлять ошибки самостоятельно.  Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и  явления; выявлять причины и следствия простых явлений (анализ схем и иллюстраций,  подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Коммуникативные УУД  Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.