Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"
Оценка 4.8

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
07.04.2017
Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"
Урок разработан с использованием идей программы, направленный на развитие самостоятельного изучения темы. Использую психологический настрой, актуализацию знаний через технологии критического мышления "Мозговой штурм", приемы Карусель при изучении новой темы и концептуальную таблицу . В конце урока прием самооценивания и взаимооценивание, Рефлексия
Урок-54 Доказательства Зволюции человека.doc
Урок­54   Доказательства эволюции человека Цель:  создать условия для усвоения и восприятия знаний о эволюции человека 1.Сформировать навыки работать в группе, делать выводы. 2. Сформулировать основные доказательства  эволюции человека 3.Учащиеся должны уметь работать с текстом, влажными препаратами, электронным  тренажером,  анализировать и обобщать полученную информацию; Урок формирование  знаний, умений и навыков с использованием ИКТ технологий  презентация, работа по усвоению и закреплению знаний на тренажере «Доказательства  эволюции», приемов критического мышления­ мозговой штурм при формировании темы  урока, новые подходы в образовании, выявление талантливых и одаренных, при  работе на  тренажере «Эволюция человека», Оценивание обучения (взаимооценивание, рефлексия).  Этапы 1.Психологичес кий настрой.  2. деление на  группы (Н.П,  В.О.) 3.актуализация  знаний  (ИКТ,  КМ­«мозговой  штурм»)  4.изучение  новой темы    НП , ТиО Стратегия  «кластер»,  «КАРУСЕЛЬ» Стратегия  «Концептуальна я таблица» 5. Закрепление  знаний  (ЛиО) 6. домашнее  задание  7.оценивание  ОиО 8.рефлексия Деятельность учащихся Учащиеся берут друг друга за руки и   Тропинка­гора­копна  Эволюция  1. «Человек результат творения бога” утверждает учение – ... 2.   «Человек   посланец   других   космических   цивилизаций” утверждает – ... 3. исторического развития” утверждает – .   «Человек   результат   длительного,   естественного     человека палеонтологические, биохимические,   эволюции Доказательства   (1.Эмбриологические, анатомические, Рудименты и атавизмы) Биогенетический закон Геккеля и Мюллера Филогенез, Онтогенез,  рудименты и атавизмы генетические,   оценивание ресурсы Цветная  музыка  «Лагуна» формативно е формативно е Видеоролик, Анимация  «Эволюция  человека»  Анимация  «Эволюция  человека»  бумага,  фломастеры заполнить таблицу  Переходные формы Защита кластера С.154­162    Признаки  архаичного  таксона Признаки  продвинутого  таксона формативно е самооценивание и взаимооценивание сумативное Мне было интересно____ Мне  не все было понятно___________ Листы  взаимооценив ания стикеры Приложение №1  Вопрос о происхождении человека до сих пор остается одной из самых сложных проблем в эволюционной теории.  Сходство человека с обезьянами отмечалось уже в древние времена, хотя это наблюдение ни в коей мере не  приводило тогда к идее о его происхождении от более низко организованных существ.         Первая гипотеза о происхождении человека была разработана Ж.­Б­  Ламарком в его труде «философия  зоологии» (1809). Им впервые были развиты представления о естественных факторах, определивших появление  человека,— прямохождение, особенности питания, общественная жизнь, высказано предположение о происхождении  человека от обезьяны. Гипотеза Ламарка, будучи в основном умозрительной, не имела успеха, но она оказала  известное влияние на натуралистов, которые в дальнейшем занимались проблемой антропогенеза. Большой вклад в  разрешение проблемы происхождения человека сделал Ч. Дарвин. В своих работах он обобщил огромный материал,  накопившийся к 70­м гг. XIX в., и доказал, что человек принципиально не отличается от других видов организмов и  его эволюция идет под действием уже известных факторов — изменчивости, наследственности, борьбы за  существование и естественного отбора. Представления Дарвина о происхождении человека не были умозрительными  догадками, а подтверждались многочисленными доказательствами. Свои взгляды он изложил в работах  «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоции у человека и животных» (1872). В самом общем  виде приводимые им доказательства У животного происхождения человека можно разбить на три группы: 1) сходство в строении человека и других животных; 2) сходство зародышей человека и животных; 3) наличие рудиментарных  органов.Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие,  диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и  ушные раковины. Кроме того, все системы внутренних органов человека схожи с органами млекопитающих.Согласно  палеонтологическим данным, около 30 млн лет назад появились парапитеки и проплиопитеки — древнейшие  приматы. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви древесных  обезьян — дриопитекам. В эволюции дриопитеков наметились три линии: одна привела к современной горилле,  другая — к шимпанзе, третья — к австралопитеку, а от него — к человеку. Родство гоминид с шимпанзе и гориллами подтверждается анализом гемоглобинов человека и человекообразных обезьян. Останки австралопитеков (южных  обезьян) обнаружены в Южной Африке, Южном Китае, Индонезии. Австралопитеки имели много признаков, сходных с признаками древнейших людей. Зубной ряд у них был ровным, клыки не выдавались, отсутствовали промежутки  между клыками и смежными с ними зубами. Объем черепной коробки был несколько больше, чем у шимпанзе, и не  превышал объема черепа современных горилл (435— 650 см3). Строение скелета австралопитеков позволяет  предполагать, что они ходили на двух ногах, рост их не превышал 150 см.     Древнейшие люди жили 2 млн — 500 тыс. лет назад. Первая находка останков древнейшего человека была сделана  на острове Ява в 1891 г. Эту форму ископаемых гоминид назвали питекантропом — обезьяночеловеком. К данной  группе относятся синантроп (китайский человек) и гейдельбергский человек (названия по месту находки).   Древние  люди — неандертальцы — появились примерно 150 тыс. лет назад. Некоторые фрагменты скелета неандертальца  были обнаружены в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь, откуда и пошло название «неандерталец». Факторы  антропогенеза.        Историческое развитие гоминид и человека совершалось под влиянием тех же факторов, что и остальных  представителей живой природы. Однако при описании эволюции человека необходимо иметь в виду, что  происхождение человека — уникальное событие, при котором осуществился переход к новой форме движения  материи — общественной или социальной. Это был огромный скачок, качественно отделивший человека от мира  животных.       Основные этапы, определяющие качественные преобразования предков человека, следующие: 1)  появление вертикального положения тела; 2) развитие навыков по использованию орудий труда; 3)  совершенствование мозга и появление речи.        Нельзя смешивать два понятия — раса и нация. В нации людей объединяет общность языка, территории,  экономического уклада. Раса же представляет собой совокупность людей, обладающих генетико­физиологической  общностью, происхождение которой связано с определенным ареалом. Особенности рас развились как адаптации к  окружающим условиям в тот момент, когда человек был полностью зависим от них, и эти особенности носят чисто  количественный характер. Итог урока Домашнее задание обработка лекции Приложение №2 1. Эмбриологические доказательства связаны с исследованием стадий  развития зародышей  различных  организмов.   Одними  из  первых  успешные фундаментальные  сследования  в  этой  области  проводили  Э.  Геккель  и  Ф.  Мюллер. Им  удалось  установить  закон  зародышевого  сходства,  который  вошел  в биологическую  науку  как   биогенетический  закон,  или  закон  Мюллера­Геккеля (рис.63).  Сокращенно  он  звучит  так:  Онтогенез  есть   краткое  и  неполное  повторение филогенеза. Онтогенез — это индивидуальное развитие одной особи от процесса ее зарождения до  смерти. А филогенез ­ это исторический процесс развития  всего живого.  Ковалевский  открыл,  что  ланцетник  относится  к  типу  хордовых.  2. Палеонтологические доказательства основаны на ископаемых останках вымерших живых организмов. В этой  области можно выделить две группы доказательств: переходные формы и филогенетические ряды. Переходными  формами называют такие организмы, которые одновременно сочетают в себе признаки двух крупных  систематических групп. Примером могут служить не только вымершие, но и ныне живущие организмы. Так,  одноклеточные эвгленовые водоросли при невозможности осуществлять фотосинтез (эвглена зеленая) способны  переходить к гетеротрофному питанию, т.е. они ­ переходные формы между  3. Биохимические доказательства возникли раньше, чем молекулярно­генетические. Основаны они на тех же  принципах, но здесь работа ведется в основном с аминокислотным составом белков. Выясняется порядок  аминокислот в определенных белках разных видов, и по степени их сходства судят о степени родства. Сюда же  относятся исследования реакций на различные химические препараты. Испытания новых медикаментов вначале  проводят на шимпанзе, так как биохимически этот вид животных наиболее близок человеку. Кроме того, у человека и человекообразных обезьян есть общие группы крови. У биохимически близких особей разных видов возможна  пересадка тканей и органов. Так, при заболевании диабетом больные используют свиной, а не только человеческий  инсулин. В экстренных случаях временным донором печени для человека может также стать свинья. Все это  доказывает общность биохимических процессов в организмах близкородственных групп и является следствием  схожести генетической информации.  4.  Рудименты и атавизмы как доказательство эволюции.  Рудиментами называют органы, которые были свойственны далеким предкам (рис. 68). Они утратили свое значение,  но сохранились у особей современных видов.  Атавизмы — это появление у отдельных особей признаков, свойственных далеким предкам  (рис.  69).  Так,  может   родиться  младенец  с  хвостом,  с  дополнительными молочными  железами  (многососковость)  или  волосяным   покровом  на  всем  теле.  Эти признаки не  свойственны  даже  человекообразным  обезьянам. Их появление доказывает, что в наших  хромосомах содержатся гены более далеких предков, чем человекообразные  обезьяны. Заполни таблицу Доказательства эволюции эмбриологические палеонтологические биохимические Рудименты и атавизмы Тема   Биосоциальная сущность человека. Человеческие расы.  Цель  урока: В  ходе  урока  закрепить    знания    учащихся  по антропосоциогенезу человека, его причинам и  этапам.Рассмотреть  каждого  представителя  предков современного человека, выявить его особенности.  Воспитывать  чувство  ответственности  за изученный  материал.   Ход урока Орг. Момент Методы контроля знаний (опрос)  1. Установите соответствие между арабскими и римскими цифрами и латинскими и русскими буквами:  1) Австралопитек  2) Питекантроп_  3) Неандерталец  4) Синантроп  5) Кроманьонец  А ­ древние люди; В ­ древнейшие люди; С ­ люди современного типа.  I ­ южный человек; II ­ обезьяночеловек; III ­ китайский человек; IV ­ человек разумный; V ­ человек прямоходящий.  а ­ homo erectus; б ­ homo sapiens niandertales; в ­ homo habilis; г ­ homo sapiens kromanones; д ­ найден в Африке; е ­  впервые найден в Европе; ж ­ впервые найден на о. Ява; з ­ впервые найден в Китае.  2.Заполните таблицу. Представитель   Особен­ ности  строения   Какие  органы  изменены   Причины  изменений   Возраст,  млн лет   1. Австралопитек       2. Питекантроп           3. Синантроп       4. Неандерталец          5. Кроманьонец           3.Заполните таблицу.    Представитель    1. Австралопитек     2. Питекантроп        3. Синантроп            4. Неандерталец       5. Кроманьонец            Орудия    Жилища    Огонь    Обряды  и искусства   Одежда   Основная часть    Движущими  силами  антропогенеза  на  его  ранних  этапах  являлись  факторы биологической  эволюции:  борьба  за  существование  естественный  отбор  и наследственная (в основном мутационная и комбинативная) изменчивость. Те,  кто быстрее и лучше охотился, защищался от врагов, добывал еду, орудия и огонь, получали  преимущества,   сохранялись  отбором  и  давали  потомство.  Так продолжалось  на  протяжении  всей  истории  существования   австралопитеков, частично —  у  питекантропов.  Позднее  все  большую  роль  стал  играть  труд.  Известно, что чем больше младенцы играют с разнообразными предметами, тем быстрее  и  лучше  идет   формирование  их  умственных  способностей,  развитие мозга.  С  точки  зрения  физиологии  это  вполне   объяснимо,  ведь  в  мозг поступает больше нервных импульсов, сообщающих о разнообразных внешних сигналах,  и   его  клетки,  стимулируясь,  развиваются  быстрее.  Так  и  рука архантропов  (собирательное  название  древних   людей)  не  только тренировалась  сама,  когда  ей  приходилось  брать  камень  или  палку,  но  и тренировала мозг.  Вторым  мощным  фактором  антропогенеза  было  общение,  коллективный образ  жизни.  Шимпанзе,  живущие   стадно,  имеют  гораздо  более  развитую мимику,  чем,  например,  гориллы. Это  помогает  лучше  понимать  друг   друга  и избегать  конфликтов.  А  первобытным  людям  нужно  было  не  только  вести  целенаправленную  совместную  деятельность,  но  и  передавать  информацию следующим  поколениям.  Здесь   появляется  еще  один  социальный  фактор: воспитание. Ведь  люди не получают практически никаких навыков   врожденно. Гусениц  не  нужно  учить  делать  кокон,  а  пчел  не  нужно  учить  строить  соты. Человек  же  без  обучения  не   сможет  говорить,  носить  одежду,  изготавливать  и использовать орудия.  Только  в  сказке  Киплинга Маугли —  умный  и  предприимчивый юноша, который легко смог перейти из мира  животных в человеческое общество. В  истории  были  факты,  когда  человеческие  дети  оказывались  в  дикой  природе и выживали. Но они никогда не становились людьми! Эти существа не  смогли  приспособиться  к  нашему   обществу,  не  смогли  вернуться  к нормальной  человеческой  жизни.  Даже  обезьяны,  выращенные  в  неволе, были   более  адаптированы  к  жизни  среди  людей,  чем  эти  лишенные человеческого общения и воспитания дети. Таким   образом,  становление  человека  нельзя  рассматривать  только  как биологический  процесс.  Надо  помнить,  что,   чем  выше  уровень  развития,  чем дальше  ушла  эволюция  от  обезьяноподобных  предков,  тем  меньшую  роль  играют  биологические  факторы,  а  большую  ­  социальные.  Возможно,  начиная уже с питекантропов, важнейшими  стали  такие  социальные факторы, как  труд, общение, воспитание, коллективный образ жизни. Продолжается  ли   эволюция  человека  сейчас?  Видимо,  да.  Например,  для современных  людей  характерен  процесс  акселерации   (ускорение  роста  и полового  созревания  детей  и  подростков).  Играют  ли  биологические  факторы какую­либо  роль теперь? Отбор и борьба за существование в нашем обществе практически отсутствуют. Например, слабый  врожденный иммунитет компенсируется наличием  сильных  медикаментов.  Хотя  нельзя,  видимо,  полностью  исключать роль изменчивости. Ведь никто не знает, какие мутации возможны в генах  человека  и  к  каким   изменениям  в  физиологии  и  строении  они  могут привести.  Особенно  теперь,  когда  в  результате  техногенного   загрязнения  серьезно возрос уровень генетических нарушений.  Борьба за существование в человеческом обществе ­ это антинаучный и антисоциальный  подход  при  объяснении  и   оправдании  противоречий, конфликтов и войн, имеющих социальную, а не биологическую природу. Сторонники  так  называемого  социального  дарвинизма  пытаются применить  и  к  человеческому  обществу  теорию  естественного   отбора. Живая  природа  развивается  по  биологическим  законам,  а  человеческое общество — по социальным.  Нельзя путать эти понятия.  Естественный отбор является результатом борьбы за существование на  основе  наследственной  изменчивости   организмов.  Это  биологическое понятие.  И  перенос  его  в  человеческое  общество  недопустим.  Жесткая  конкуренция и войны между народами не улучшают человеческую породу. Чтобы  увидеть  всю  абсурдность  таких   рассуждений,  ненужно  быть ученым,  нужно  просто  быть  здравомыслящим  человеком.  Само утверждение  «лучше приспособленный»  применительно  к  современным людям — искусственно. Ученые — это самые интеллектуальные  члены общества. Своими открытиями они увеличивают как продолжительность жизни, так  и  процент  выживания   всего  человечества.  Но  в  «борьбе  за существование» они могут  проиграть,  например,  сантехникам.  Если  говорить  о  богатстве  как  показателе  приспособленности,  то  100   самых  богатых  людей  планеты  ­отнюдь не лауреаты Нобелевской премии.  Не  вызывает  сомнения,  тот  факт,  что  человечество  выжило  благодаря четкому взаимодействию внутри групп ­  племен. Именно взаимопомощь и взаимовыручка позволили людям противостоять жестокому окружающему миру.  Само понятие «борьба за существование» в классическом дарвинизме включает в себя и массу взаимовыгодных  симбиотических отношений.  Расы.  Современные  люди  принадлежат  к  одному  виду  человек  разумный  ­ homo  sapiens.  Расы  начали   формироваться  сравнительно  недавно,  30­40  тыс. лет назад. У кроманьонцев, найденных на территории Евразии,  расовые отличия выражены  еще  слабо  и  нечетко.  Видимо,  окончательно  расы  сформировались примерно  10­20   тыс.  лет  назад. Процесс шел на  уровне идиоадаптации и имел приспособительное  значение.  Так,  темная  кожа   защищала  представителей негроидной расы от избытка ультрафиолета, курчавые волосы предохраняли от солнечных  ударов,  а  высокий  рост  способствовал  меньшему  нагреванию (поверхность/объем). Глубоко  посаженные,   раскосые  глаза монголоидной  расы исключали  их  засорение  во  время  частых  пыльных  бурь  на  равнинах  Китая  или ледяных ­ на Аляске. Вслед  за Ф.  Бернье  (XVII  в.)  свою  классификацию  современного  человека предложил  Карл Линней  (1740). Он  выделил  4  основные формы  (слово  раса появилось позже): азиатскую, африканскую,  американскую и европейскую. Эта и следующие классификации были основаны на визуальной оценке. Позже стали  учитывать особенности строения человека (рис. 76).  Сейчас  выделяют  3  крупнейшие  группировки  рас:  монголоидную, европеоидную  и  негроидную.  По  другой   классификации  в  самостоятельные расы выделяют еще австралоидную и американоидную (индейцы). Каждая раса  имеет  свои  признаки.  Но  люди  разных  рас  все  равно  обладают  общими видовыми  критериями.  Так,   представители  всех  рас  имеют  абсолютно одинаковое  строение  внутренних  органов,  исключая  индивидуальные   отличия.  Физиологические  процессы  тоже  одинаковы.  У  здоровых  людей  разных  рас одинаковая  температура  тела,   давление  крови,  потребность  в  еде  (количество калорий  в  сутки)  и  воде.  Возможны  не  только  переливание   крови  или имплантация  эмбрионов,  но  и  пересадка  органов.  В  семьях  представителей разных  рас  рождается   такое  же  жизнеспособное  потомство,  как  и  в  семьях одной расы.  Генетически, биологически и социально все расы равноценны. Представители любой из них могут достичь больших  успехов в науке, спорте или искусстве. Один  из  признаков  современного  цивилизованного  человека  ­  расовая  и национальная  терпимость.  Если   человек  уважает  себя,  он  должен  проявлять уважение  и  к  другим  людям  независимо  от  их  расовой  или   национальной принадлежности.  Эта  мысль  заложена  в  конституциях  всех  цивилизованных стран.  Статья 14 Конституции РК гласит: «Никто не может подвергаться какой­либо дискриминации  по  мотивам   происхождения,  социального,  должностного  и имущественного  положения,  пола,  расы,  национальности,  языка,   отношения  к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».  Итог урока Домашнее задание § 37 2.Творческое задание С детских лет вы помните историю Маугли, который жил в джунглях с животными, был наделен большим умом и  превосходил всех животных сообразительностью. Назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы,  подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных. Возможный ответ (Человек разумный возник в процессе эволюции в результате действия биологических и социальных факторов.   Но   все­таки   человека   создал   труд.   Человек   обладает   сознанием,   мышлением,   речью   и   может   стать человеком только в обществе людей. А о будущем человека хотелось бы думать так, что развитие человека пойдет по пути развития интеллекта и человек будет помнить всегда, что основная его задача, это сохранить жизнь на планете Земля.) 3.Дополните предложение 1. «Человек результат творения бога” утверждает учение – ... 2. «Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ... 3. «Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – . 4. Биологический диктант 1. Появление челюстей у позвоночных. (Ароморфоз) 2. Покровительственная окраска у животных. (Идиоадаптация) 3. Отсутствие ног у змей. (Дегенерация) 4. Уменьшение ареала белых лебедей. (Регресс) 5. Корневище ландыша, клубни картофеля представляют собой подземные побеги. (Дивергенция) 6. Сходные структуры в строении глаз осьминога и человека. (Конвергенция)

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"

Урок биологии в 9 классе по теме "Доказательства Эволюции человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017