Урок «Богатыри – защитники земли Русской»
Оценка 4.8

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
10 кл
11.02.2017
Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»
Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. На уроке необходимо проанализировать процесс возникновения, деятельность русских богатырей и их описание в былинах, определить место, которое занимает в русской былине знаменитый Владимиров цикл, воспевающий богатырей, служивших киевскому князю Владимиру Красно Солнышко, способствовать формированию воинской доблести и национальному самосознанию российского человека,провести исторический и художественный анализ былин.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Богатыри.docx
Урок  «Богатыри – защитники земли Русской» Цели урока: 1. Проанализировать процесс  возникновения, деятельность русских богатырей и их описание в былинах. 2. Определить   место,   которое   занимает   в   русской   былине   знаменитый   Владимиров   цикл, воспевающий богатырей, служивших киевскому князю Владимиру Красно Солнышко.  3. Способствовать   формированию   воинской   доблести   и   национальному   самосознанию российского человека.  4. Провести исторический и художественный анализ былин. Оборудование урока: интерактивная карта Древнерусского государства, иллюстрации к былинам и тексты былин. 1. Появление богатырей и возникновение былин. План урока 2. Богатыри в истории и литературе: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович 1. Появление богатырей и возникновение былин. Ход урока Обращение к «богатырской» теме сегодня   представляется особенно важным. Особенно в нашем южном крае, где так непросто жить приграничным районам. Русские былины повествуют о событиях и людях разных эпох, разных столетий (вплоть до татарского нашествия). Исторические события   нашли   в   былинах   свое   отражение   не   только   из­за   их   привлекательности   или   факта   их наличия,   а  потому,   что   былины   слагались   в   первую   очередь   именно   ради   фиксации   в   народном сознании  и   памяти   об  этих  событиях.   Иными   словами,   русская   былина   не  сказка,   а  боевой   меч народа, зеркало религиозного и национального самосознания.  В связи с частыми набегами кочевников на южных и юго­восточных окраинах Руси, а также подстрекательской   политикой   Византии   стали   выставляться   сторожевые   посты.   При   Владимире Святославиче возводились засечные черты, а позже и пограничные укрепленные линии. Мероприятия по охране границ Русского государства именовались пограничной службой. В 70­х гг. ХII  в. была произведена реорганизация пограничной службы. Учитель истории  Попробуем «заглянуть» в те далекие времена ХII века. Ратные люди, «с коней не сседая» и не смыкая глаз, все лето, до самой осенней распутицы, берегли московскую границу, протянувшуюся цепочкой из почти двадцати крепостей и острогов от Тулы до Рязани. Да и горожане все были призваны к защите: один значился с пищалью, другой — с рогатиной... Буйные ветры обдували лица ратников, рыжие пыльные шлейфы тянулись из­под копыт всадников, скакавших дозорами по проселочным дорогам мимо пшеничных и ржаных полей. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк­великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом   Дон,   приемши   землю   их   всю».   Русские   богатыри   доходили   до   Азовского   моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.        Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа. В те времена он сложил и эти прекрасные поэтические строки:    «Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота ­ океан­море, Широко раздолье по всей     земли!»  Учитель литературы Слово «былина» употреблялось в народной речи в значении быль, былое, а в литературу вошло как название русских эпических песен в середине XIX века. Сочинять же былины перестали к XII веку; хотя исполнялись они ещё долгие века. В последние столетия былины исполнялись без музыкального   сопровождения,   в   более   древние   времена   былины   читались   под   аккомпанемент гуслей. Исполнителей называли сказителями, среди крестьян они пользовались особым почётом и уважением.  Сказителем мог стать не каждый человек, а только люди, обладающие хорошей памятью. Так   как   литература   Древней   Руси   не   знала   стихотворной   речи,   запоминать   приходилось прозаический текст, хотя и обладающий определённым ритмом. Ударение падало на каждый третий слог. Речь сказителя текла плавно, но в нужных местах (чтобы привлечь внимание) могла стать и прерывистой. Есть в былине и свои приёмы, которые облегчали запоминание текста (напомню вам, что на Руси письменность появилась лишь во второй половине IX века, да и то первоначально знали её лишь немногие избранные). Это повторы, устойчивые выражения, запевы, постоянные эпитеты (мать сыра­земля, красна девица, добрый молодец), общие места.  Учащимся заранее даются темы сообщений по следующим темам: о былинных циклах, об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче Вариант сообщения школьника о былинных циклах. По содержанию   же былины  делятся  на  два  цикла:  киевский  и новгородский.  Причём  и герои, и сюжеты в них очень разные. Если киевский цикл повествует нам о богатырях – защитниках земли   русской,   то   новгородский   рассказывал   о   купцах,   торговле   и   так   называемых   мирных подвигах. И если бы не было исторического пояснения, то вряд ли бы мы смогли догадаться о причинах этого разделения.  Слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли. Былинный враг, нападающий  на Русь, всегда жесток и коварен, он намерен уничтожить народ, его государственность, культуру, святыни. Так, Сокольник, направляясь в Киев, грозит:  Я соборны больши церкви на дым спущу, Я печатны больши книги во грязи стопчу, Чудны образы – иконы на поплав воды, Самого я князя да в котле сварю, Саму я княгиню да за себя возьму… Калин ­ царь.  Разорить он хочет стольный Киев – град, Чернедь – мужичков он всех повырубит… Тугарин.  Опоганил он церкви православные, Истоптал он конем всех малых детей, Попленил Тугарин всех купцов – гостей.  Есть много свидетельств о жестокости врагов, нападавших на Русь. Не жалели ни детей, ни стариков, ни женщин. Выжигались города, нередко вместе с людьми. Сохранилось предание, что, когда   на   Рязань   напали   враги,   княгиня   вместе   со   своим   маленьким   сыном   бросилась   вниз   с крепостной стены, чтобы не попал он в плен к половцам.  Бой с половцами 2. Богатыри в истории и литературе На страже Киева, русской земли стоят богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович,   которые   побеждают   и   Тугарина,   и   Змея,   и   Соловья   –  разбойника.   Илья   же   попутно устраивает еще и дорогу: одной рукой деревья с корнем рвёт, а другой мосты мостит. Это, конечно, гипербола, но всё же стоит вспомнить первоначальные пути сообщения в Древней Руси – только по рекам, ­ чтобы оценить величие такого дела. Всякое сражение богатыря заканчивается его победой над противником, но длинный ряд былин показывает непрерывность таких сражений и появление все новых и новых богатырей.  В. Васнецов. Богатыри В былинах получил отражение трудный процесс становления и выживания Древнерусского государства,   в   течение   многих   веков   отбивавшего   набеги   кочевых   восточных   народов.   В   этой борьбе   формировалось   историческое   сознание   восточных   славян   и   сознание   единства   Русской земли.  Памятник Владимиру Святославичу в Киеве Былины Киевского цикла знают единственного князя –   Владимира.   Связь   былинного   Владимира   с киевским князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 – годы правления) вне сомнения. К концу X – началу   XI   веков   Древнерусское   Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились,   за   небольшими   исключениями,   все восточнославянские   племена,   а   также   некоторые неславянские   по   Волге,   Оке,   Новгородской   земле. Киевская   Русь   выходит   в   число   сильнейших государств Европы. Закреплению   имени   князя   помогла   и деятельность   Владимира   Мономаха   (1113   – 1125).   Также   есть   исторический   прототип   и  у былинного Добрыни Никитича – это живший в конце   X   –   начале   XI   веков   дядя   князя Владимира   Святославовича   по   матери, сподвижник   его   в   военных   и   политических делах. По крайней мере, две былины «Женитьба Владимира»,   «Добрыня   и   Змей»   ­   связаны   с реальными   событиями   последней   четверти   X века – женитьбой Киевского князя на полоцкой княжне   Рогнеде   (980   год)   и   введением христианства на Руси (988 год).  В. Васнецов. Крещение Владимира Илья Муромец Кто  же   такой   богатырь   Илья   Муромец?  Откуда   он   взялся   на   Руси?   Сказочный   персонаж   или реальная личность? Вариант сообщения учащегося об Илье Муромце Более восьми веков назад, в 1188 году, в Киево­ Печерской   Лавре   почил   святой   старец   Илия, память которого Православная Церковь празднует в самом начале года, 1 января. Этот святой и до сей   поры   более   известен   как   великий   русский богатырь Илья Муромец. Еще при его жизни, в XII веке,   народ   сложил   о   нем   множество   былин   и сказаний, которые с раннего детства знаем и мы с вами.          Илья   (Илия)   Муромец   стал   монахом,   уже увенчанный   славой   любимого   народом   героя   и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал:   ни   на   бранном   поле,   ни   тем   более   в монастыре.   Его   монашеские   подвиги   скрыты   от нас, но нетленные мощи Илии  и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево­Печерской Лавры.  Преподобный   Илия   родился   в   селе Карачарове   под   древним   русским   городом Муромом.   Название   этого   села   сохранилось   и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Илия   Муромец   ­   единственный   крестьянин   по происхождению   среди   русских   богатырей.   И именно ему дана самая большая сила ­ и духовная, и телесная.  Илья Муромец. Реконструкция по методу Герасимова. Киево­Печерская Лавра. Современный вид Из былин видно, что Илия Муромец ­ особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает. Здесь очень важен момент испытания веры Ильи – «по вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея, гл.   9,   ст.   29).   Господь   ничего   не   творит   с   человеком   насильственно.   Требуется   свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий  великий богатырь  оказался  достоин  своей  избранности.  Поистине  великую  веру надо было   иметь,   чтобы   после   тридцати   лет   неподвижности   по   требованию   «калик   перехожих» попытаться встать. Илья встает и приносит им целое ведро воды. «Выпей сам», ­ говорят они. Он выпивает. «Что в себе слышишь?» ­ «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». – «Принеси еще ведро». Илья приносит. «Выпей и это ведро, ­ говорят ему старцы. ­ Что в себе слышишь теперь?» «Если бы кольцо ввернуть в землю, ­ отвечает Илия, ­ я бы повернул землю». «Это много, ­ говорят ему. ­ Принеси третье ведро». Илия приносит третье ведро. «Выпей», ­ говорят, старцы. Илья выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», ­ говорят старцы и уходят. Беседа с учащимися В младших классах вы изучали сказание о богатыре Святогоре. Какова его сила? Почему поставлены пределы силе богатырской Ильи Муромца? В древнерусских  былинах:   образ богатыря­громады необъятной силы Святогора, которого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно.   Глубоко   печален   образ   этой   силы бездуховной,   только   материальной,   ­   и   потому ненужной и бесполезной. И в сравнении с ней еще более   выигрывает   богатырь   Илья   Муромец, соединивший в себе силу телесную с силой духовной. Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илья не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему   народу   русскому,   которому   он   бессменно   и бескорыстно,   в   скорбях   и   лишениях,   до   глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.       По   всему   видно,   что   Илья   получил   хорошее   христианское   воспитание.   Собираясь   на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила.  Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими­то сословными узами.  Я иду служить за веру христианскую  И за землю российскую,  Да и за стольный Киев­град,  За вдов, за сирот, за бедных людей. Его сила разумна и целиком направлена на благие дела: он начисто лишен бахвальства, корысти,   зависти   или   каких­либо   проявлений   эгоизма.   Вот   богатырь   наезжает   на   камень,   от которого лежат три дороги. На камне надпись:  В первую дороженьку ехати —  у биту быть, В другую дороженьку ехать —  женату быть, Третью дороженьку ехать —  богату быть. Илья Муромец рассуждает:  На что я поеду в ту дороженьку, да где богату быть?   Нету у меня да молодой жены,   И молодой жены, да любимой семьи,   Некому держать­тащить* да золотой казны...   Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?  Ведь прошла моя теперь вся молодость.   Как молоденъку ведь взять, да то чужа корысть**.   А как старую­то взять, дак на печи лежать,   На печи лежать да киселем кормить.   Разве поеду я ведь, добрый молодец,   А и во тую дороженьку,  где убиту быть. В этих словах — весь Илья Муромец, путь которого — это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними. В древнерусском Илье Муромце поразительно соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого. Добрыня Никитич Трудно представить Илью Муромца без Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Возникает всё   тот   же   вопрос:   «Кто   они:   сказочные   персонажи   или   реально   существовавшие   герои?» Попробуем разобраться.  Вариант сообщения учащегося о Добрыне Никитиче  Добрыня  Никитич   ­     русский   былинный   герой.   В  отличие   от  «старого   казака»  Ильи   Муромца Добрыню всегда называли молодым. С его именем связываются следующие три сюжета: борьба со змеем, женитьба и последствия женитьбы. Исторический Добрыня ­ прототип былинного богатыря Добрыни Никитича. И не просто прототип: во множестве былинных эпизодов и сведений Добрыня Никитич ­ одно лицо с историческим Добрыней, дядей, воспитателем, руководителем и соратником великого князя Владимира I. Это тождество известно в исторической науке с начала XIX в., а с его середины ­ и общепризнанно.       Гораздо менее известно, что Добрыня ­ сын князя Мала Древлянского. Это важное для всей   истории   Киевской   Руси   открытие   было   сделано   еще   в   1864  г.   русским   историком   Д.   И. Прозоровским. Змееборство ­ очень распространенный былинный сюжет, основу которого надо искать в духовных   стихах   о   Георгии   Храбром.   По   происхождению   Добрыня   в   былинной   биографии дружинников   приходится   дядей   князю   Владимиру.   Отличительной   чертой   Добрыни   является мягкость, «вежество, не ученое, а прирожденное», вызывающее к нему расположение. После Ильи Муромца Добрыня ­ самый симпатичный народу богатырь. Он так же, как Илья совершает подвиги на русской земле. Первая его служба ­ победа над Змеем­Горынычем. Вот начало его былинной биографии:  А жил во Рязани тут богатый гость,  А гостя­то звали Никитою.  Живучи­то, Никита состарился,  Состарился, переставился.  После веку его долгого  Осталось житье­бытье богатество,  Осталась его матера жена  Амелфа Тимофеевна,  Осталось чадо милое,  Как молоды Добрынюшка Никитич млад.  А и будет Добрыня семи годов,   Присадила его матушка грамоте учиться,   А грамота Никите в наук пошла;  Присадила его матушка пером писать   А будет Добрынюшка во двенадцать лет,  Изволил Добрыня погулять, молодец,   Со своею дружиною хороброю   Во те жары петровские. Итак,  подобно  некоторым  другим  богатырям,  Добрыня  рано  обнаруживает   богатырские качества. Богатырю   удается   одолеть   змея,   и,   чтобы   не   погибнуть,   тот   предлагает   Добрыне побрататься  и  обещает  не летать   на Русь и  не уносить  людей  в  полон.  Добрыня  великодушно соглашается, но змей немедленно нарушает данное слово и уносит в свои пещеры племянницу (или даже дочь) князя Владимира. И теперь уже Добрыня действует не по собственному почину, но по поручению князя: он, как советует ему мать» выводит из конюшни отцовского коня, что стоит уже пятнадцать лет, кормит и поит его, а мать между тем приготавливает для него плеть, обладающую чудесными свойствами. Добрыня едет на гору Сорочинскую выручать «полон русский». Полчища «маленьких змеенышей» пытаются подточить ноги коню, и тогда богатырь  бьет коня чудесной плеткой:   тотчас   «бурушко»   отряхивает   змеенышей,   открывая   путь   к   пещерам.   Начинается жестокий бой со змеем, он длится трое суток  Борьба со змеем, похищающим людей, — традиционная тема мировой мифологии. Былина о Добрыне полна разного рода мифологических подробностей (волшебная река, чудесное оружие и др.). В то же время миф этот переносится в обстановку былинного Киева: змей выступает как враг государства, и Добрыня, побеждая его, совершает общенародный подвиг.  Алёша Попович Вариант сообщения учащегося об Алёше Поповиче Алёша   Попóвич   –   мифологизированный   образ   богатыря   в   русском   былинном   эпосе.   Он   как младший   входит   третьим   по   значению   в   богатырскую   троицу   вместе   с   Ильёй   Муромцем   и Добрыней   Никитичем.   Алеша   —   сын   ростовского   попа   Леонтия   (Левонтия,   редко   Фёдора), могучий богатырь. Он так же, как и Добрыня боролся со Змеем. Но он имеет свои, чисто личные качества.   По   отзыву   других   богатырей,   «его   поповские   глаза   завидущие,   поповские   руки загребущие», кроме того, он коварен: где силой взять не может, там возьмет хитростью.      Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с ним, считается его бой с Тугарином. Алеша поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алеше задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём­ пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой  с Тугарином происходит нередко у воды   (Сафаст­река).   Одолев   Тугарина,   богатырь   рассёк   его   труп,   размотал   «по   чисту   полю». Сходным вариантом сюжета о бое Алеши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима­зверя», где противник  многим напоминает Тугарина.       На   подвиги   Алеша   отправляется   с   Якимом   Ивановичем,   человеком   простоватым,   по отношению   к   которому   богатырь   ведет   себя   недобросовестно.   Приезжают   они   к   Киеву,   где объявилось новое чудище ­ Тугарин Змеевич. Князь Владимир приглашает всех на пир, в числе гостей и Алеша, и Тугарин. Во время застолья посмеивается Алеша над змеем. Не понравились змею  его речи  и  бросил  он  в  Алешу  нож   булатный,  да  не  попал.   Подхватил  тот  нож   Яким  и спрашивает: Сам ли ты пойдешь, али меня пошлешь С Тугариным супротивиться? Богатыри во время дозора      Хитростью больше, чем силой победил богатырь змея, а голову его в Киев отвез к князю, который разрешил тому жить в городе и пожаловал ему службу. Подвигов Алеши гораздо меньше, чем   подвигов   предыдущих   богатырей.       Алешу   Поповича   отличает   не   сила   (иногда   даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т.п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман   даже   своего   названного   брата   Добрыни   Никитича,   посягает   на   его   права;   он   хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи­богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.    В   целом   образ   Алеши   Поповича   отражает   определённую   противоречивость   и двойственность.   Рождение   Алеши     было   чудесным,   напоминающим   рождение   Волха   (Вольха Всеславича): оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т.п. Хитрость и ловкость героя сродни «хитростям­мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха.   Женой   Алеши   Поповича   в   былинах   о   нём   и   сестре   Збродовичей   (Петровичей   и   т.п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это   женское   имя   как   бы   подвёрстывается   к   имени   Алеши   (варианты   —   Олеша,   Валеша   и Елешенька): Олёша—Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. Принимавшееся   ранее   исследователями   мнение   о   том,   что   историческим   прототипом Алеши был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224 году, как об этом сообщает летопись, ставится под серьёзное сомнение; актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об  Алеше Поповиче.        Так   еще   один   богатырь   из   дальней   Ростовской   земли   включается   в   состав   киевского богатырства.   Во   многих   былинах   он   упоминается   вслед   за   Ильёй   Муромцем   и   Добрыней Никитичем. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний.  Выводы по уроку 1.Исторической  наукой (академики Б. Д. Греков и Б. А. Рыбаков), независимо от конъюнкторности эпохи, сделан принципиально важный шаг в   оценке былины. Она расценивается как народный, устный учебник родной истории ­ в отличие от учебника феодального, письменного, каким подчас является летопись. Такой подход позволил не только верно опознать ряд былинных персонажей, но и увидеть многих исторических деятелей Киевской Руси в более реальном свете. Так что же такое русская былина, если она не волшебная сказка? Видный советский историк и археолог   лауреат   Ленинской   премии   академик   Б.   А.   Рыбаков   дает   былине   диаметрально противоположное определение: «устный учебник родной истории».  2.Русские   былины   повествуют   о   событиях   и   людях   разных   эпох,   разных   столетий   (вплоть   до татарского нашествия). Но центральное место занимает в русской былине знаменитый Владимиров цикл, названный так потому, что воспевает богатырей, служивших киевскому князю Владимиру Красно Солнышко. Воспевает подвиги своеобразных рыцарей круглого стола князя Владимира.  3.Фигуры,   подобные   эпическому   Владимиру,   бывают   и   легендарными.   Однако   относительно былинного Владимира никаких сомнений в науке давно не существует. Это действительно князь, действительно имя его было Владимир. Былинный Владимир идентичен с историческим Владимиром I, Владимиром Святославичем. Он княжил в Новгороде с 970, а в Киеве с 980 по 1015 год. 4. Всех богатырей объединяет общее происхождение из Северо­Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко 5.  При характеристике былин  выделяются три основных героя­богатыря: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Эти три богатыря известны как в северной, так и южной группе наших былевых песен. Кроме этого, число их подвигов гораздо превышает число богатырских похождений других   героев.         В   русских   былинах   каждый   богатырь   имеет   свое   живое   лицо,   со   своими достоинствами и недостатками. Вопросы для закрепления изученного на уроке 1. Что первоначально обозначало слово былина?  2. К какому времени былины перестали создаваться?  3. Как назывались исполнители былин? 4. На сколько и на какие именно циклы делились былины?  5. Какое содержание имеют былины Киевского цикла?  6. Каких героев этого цикла вы знаете?  7. Какое содержание имеют былины Новгородского цикла?  8. Каких героев этого цикла вы знаете?  9. Что общего есть в былинах?  Рекомендуемая литература и учебные дидактические средства для подготовки урока 1. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб., 1997.  2. 3. 4. 5. Лихачев   Д.С.   Великое   наследие.   Классические   произведения   литературы   Древней   Руси. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Просвещение, 1934 Рыбаков Б.А. История России. В 3­х т, т.1. – М.: Просвещение, 1983  Данилов А.А. Справочник школьника: История России IX­XIX вв. – М.: Дрофа, 1999. Собр. соч. в 3 т. – т.2  6. Интерактивное   наглядное   пособие.   Исторические   карты   «История   России   с   древнейших времён до XVI века» ­ Дрофа, 2007. 7. Слово о погибели Русской земли. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. XIII век. – СПб., 1997.  8. Моисеева   Г.   Н.  Древнерусская  литература  в  художественном   сознании   и  исторической мысли России – Л: Феникс, 2001 9. Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Литература Древней Руси и  XVIII  века – М.: Новая школа, 1996

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок «Богатыри – защитники земли Русской»

Урок  «Богатыри – защитники земли Русской»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017