Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».
Оценка 4.9

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
экология
7 кл
23.04.2017
Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать учащихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
В гармонии с природой.docx
Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой». Белоногова И.А., учитель биологии, химии  первой  квалификационной категории МБОУ «Русско­Акташская средняя общеобразовательная школа » Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать  воспитанию  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную  нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному,  безответственному отношению к природе; побуждать учащихся к участию в  природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Оформление: а) На доске – эпиграфы:   Берегите эти земли, эти воды,            Даже малую былиночку любя.            Берегите всех зверей внутри природы,            Убивайте лишь зверей внутри себя!  (Е.Евтушенко) б) «Чисто не там,  где  убирают, а там, где не сорят.» в) «Есть такое твёрдое правило… встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу  же приведи в порядок свою планету.»  И делать это надо каждый день.»                                                                                                         (Антуан де Сент­Экзюпери) г) Четыре закона экологии: 1.  Всё связано со всем. 2. Всё должно куда­то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше. Ход урока Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой. (Звучит мелодичная музыка.) ­ Я хочу на зорьке встать. Солнце первой повстречать. Крикнуть: «С добрым утром, Солнце!» И оно мне улыбнется. ­ Доброе утро! – Солнцу и  птицам. ­Доброе утро! – всем улыбчивым лицам. Здравствуйте! Сегодня, ребята,  мы с вами проведем необычный урок – Урок чистоты.  ­ Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?     Ответы учащихся: Чистота тела, чистота одежды, чистота в доме, чистота улиц и дворов  и т.п. Учитель: Чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете – всё это  очень хорошо. Но есть еще и такое понятие, как «чистота души». Как вы это понимаете?   Ответы  учащихся:  Это если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет  совершать плохих поступков, не будет мусорить, не будет сквернословить, обижать  братьев наших меньших. Учитель:  Мне хотелось бы вам напомнить вам  слова  Маленького принца Антуана де Сент­Экзюпери, который более полувека назад завещал: «Есть такое твёрдое правило…  встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою  планету.»  И делать это надо каждый день.»  ­ Как вы понимаете это высказывание?  Ответы  учащихся:  Нужно  бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому,  что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и  защищать  и содержать в чистоте. Мир  вокруг нас, Земля – это наш зеленый дом, который нужно беречь и защищать. Учитель: Тема нашего   сегодняшнего  урока  чистоты – «Природа не прощает ошибок».  Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Причиной  нарушения экологического равновесия в природе послужило потребительское отношение  людей к окружающему миру. Состояние природы начинает угрожать существованию  самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим  здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям.  Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам,  отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное  спасение – в нашей экологической культуре.  1. Экологические законы. Учитель:  Законов природы всего четыре. Их  легко запомнить! А сформулировал эти  законы американский эколог Барри Коммонер.  Первый закон: «Всё связано со всем».  Любое изменение, совершаемое человеком  в природе, вызывает цепь последствий, как  правило, неблагоприятных. Послушайте экологическую сказку «На озере».    В некотором царстве, в небольшом государстве, посередине дремучего леса  расположилось маленькое, но очень красивое лесное озеро. На этом дивном озере,  заросшим рогозом и камышом, тихо, мирно и счастливо жила семья самых обыкновенных  … лягушек. И всё бы у них было прекрасно: и воды, и пищи было вдоволь. Питались  лягушки мошками, комарами, личинками насекомых. Играли, квакали, вечерами сочиняли  на своём озере свои лягушачьи песни. И как в любом царстве­государстве, в своих  апартаментах  жил, ни о чём не тужил местный царь. И было бы всё  хорошо, да только  поехал однажды царь на пир в соседнее королевство и испробовал на том пиру блюдо  заморское, деликатесное, французским поваром из лягушачьих лап приготовленное. Так  полюбилось царю это кушанье, что вернувшись домой, он отдал приказ семью лягушек из  озера выловить и дивных блюд приготовить.    Пришла беда в царство мирное, в лес дремучий, на озеро тихое. Стали жители этой  местности болеть, мучила их лихорадка лютая. Вот сколько бед и несчастий от царской  забавы приключилось.    В лесу, рядом с озером, жили норки. Норки постоянно охотились на лесном озере, и  водилось их в этих местах великое множество. Только вот теперь всё реже и реже стали  встречаться эти пушистые зверьки. Говорили старики мудрые, что и в этой беде повинен  царь со своими прихотями. Сказка – ложь, да в неё намёк, где в ней выдумка, а где урок? Ребята: Ребята, как вы считаете, в чём же царская вина? Примерные ответы учащихся: ­ Если уничтожить лягушек, то произойдёт массовое размножение комаров, что может  стать причиной болезни малярии, переносчиками которой являются комары. Если исчезнут лягушки, исчезнет и норки, которые ими питается. ­ В природе всё находится в равновесии, всё связано. ­ Не нужно уничтожать ничто живое в природе. Природа очень разумна. Она сама  регулирует количество всех живых организмов. Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает наука экология. А  можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы учащихся: ­ Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на  полив хлопка. ­ В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. ­ В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре  погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии. ­ Когда­то и у нас, в Альметьевском районе, истребили волков. В результате чего стали  погибать лоси. Волки ­ санитары леса, они уничтожали больных, ослабленных лосей. Не  стало волков – стало больше больных животных. В результате эпидемии лоси стали  погибать. Учитель: Ребята, попробуйте сейчас составить экологическую сказку, выстроив текст в  логической последовательности. 1. Филин обиделся и улетел в другой лес. 2. Мыши стали поедать соты и разорили улей. 3. Пришлось мужику мириться с Филином. 4. Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась. 5. Худо стало мужику без мёда и молока. 6. Не стало Филина ­ расплодились мыши. 7. Мало стало травы – корова не стала давать молока. 8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Ответ учащихся: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3. Второй закон: «За всё надо платить».   Учитель:   С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился.  Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать. «Сюрпризы»  находятся в «Чёрном ящике». 1.Средство гигиены, которое, попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот  самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.) Справка: Вещества, содержащиеся в аэрозолях, растворителях, хладоагентах,  пенообразователях и разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.) 2. Этого вещества в последние годы содержится очень много в осадках.  Выпадая вместе с  дождём, вещество губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания  разрушаются от этого вещества. (Кислота.) Учитель:     Справка: По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину или  столовому уксусу. Кислотные дожди образуются при взаимодействии воды с диоксидом  серы и оксидами азота, которые содержатся в больших количествах  в дымах предприятий,  выхлопных газах автомобильного транспорта. ­ А хотите увидеть на практике, что произойдёт с растением или горной породой, если  выпадет кислотный дождь? Демонстрация воздействия серной кислоты на образцы мела, листа растения. 3. Этот газ образуется в атмосфере при сжигании топлива. Высокое содержание  газа  приводит к перегреву нижних слоёв атмосферы и к парниковому эффекту, что ведёт к  потеплению климата и интенсивному таянию ледников. (Пробирка с углекислым газом.) Третий закон гласит: «Всё должно куда­то деваться».  Учитель:    Не секрет, что, гуляя по улице, по лесу, по парку, мы часто оставляем после  себя самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Это бывает даже тогда,  когда урны находятся рядом. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т  мусора  в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а  ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) ­ высочайшую  горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага,  пластмасса, стекло, упаковочные материалы.  Учитель: Ребята, а чем опасны мусорные свалки? Ответ учащихся: Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к.  создают взрыво ­ и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах  размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных  заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух. Учитель: Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или  сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется  климат, болеют люди. К примеру, бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу  пролежит без изменения 100 лет и более. Любое загрязнение природы возвращается к  человеку в виде "экологического бумеранга". Поэтому нужно думать об уменьшении  количества отходов и последующей их переработке, иначе произойдет то, что описывает в  своем  стихотворении  «Мусорная фантазия» поэт А. Усачев:    Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете – Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты... Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! Четвёртый закон: «Природа знает лучше».  Учитель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и  материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и  загрязняют её. В частности средства для борьбы с вредителями сельского хозяйства.  Между тем в природе существуют природные ­ биологические способы борьбы с этими  вредителями. Учитель:  Сегодня к нам на урок пожаловала гостья. Она находится в этой шкатулке.  (показывает  шкатулку). Вот  что она о себе написала:  « Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и  камни бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми! А вот польза от меня  людям очень  большая. Ведь я сохраняю от гусениц и червей целый огород. Поедаю  вредных жуков и слизней. Иногда, моей добычей становятся даже мелкие землеройки и  полевки – враги урожаев. А если меня принести в дом, где завелись тараканы – они  быстренько исчезнут. В русских деревнях, аж до середины 20 века, пока повсеместно не  распространились холодильники, меня клали  в молоко, чтобы оно дольше  не прокисало. А уж, сколько от меня достается комарам, которых вы, ребята, ох как не любите!  Догадались, кто я? Ответ учащихся: В шкатулке находится лягушка.  3.  Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» (Просмотр  слайдов) Учитель: Экологическая культура человека заключается в том, чтобы знать и выполнять  законы природы. Сейчас мы проведём рейд по улицам наших городов и  сёл  и увидим,  выполняют ли его жители экологические законы?   А вот и первый нарушитель. Слайд 1. Сброс сточных вод в реку.  Завод сбросил в реку  сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям  города? Какой экологический закон нарушен?  И как правильно действовать в этой  ситуации?   Примерные ответы учащихся: ­ Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если  травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм.  Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек  получит пищевое  отравление. ­ Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.  ­ Нарушены первый и третий экологические законы. Учитель: Идём дальше. Что­то трудно становится дышать! Ага, это жители посёлка  сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон  нарушают жители? Слайд 2. Сжигание мусора. Примерные ответы детей: ­ Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от  автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. ­ Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут,  но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. ­ Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за населенный пункт, на  мусорные свалки. Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».  Слайд 3. Биогумус.  На упаковке написано, что это удобрение произведено из  обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный  калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д.,  превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот  полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец  удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не  прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт  этот труженик целых 16 лет.  ­ Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или  нет? Примерные ответы учащихся: ­ Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. ­ Тут выполняется третий закон: «Всё должно куда­то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. ­ А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк ­ существо  природное, он и знает, как лучше переработать отходы. Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из  признаков экологической культуры. 4. Работа в группах. «Что можешь сделать ты  один?» Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.   ­ Ребята, а что бы вы смогли сделать для того, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей  состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.   Основные правила ( учащиеся формулируют правила и поднимают экологические  знаки):             не буду выбрасывать старые игрушки и книги: они могут кому­то понадобиться; узнаю, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и сдам туда ненужную  бумагу; починю и исправлю вещь вместо того, чтобы ее выбрасывать; буду экономно расходовать воду, электроэнергию и горючее; не буду рвать первоцветы, ломать ветви деревьев и кустарников; не буду разорять птичьих гнёзд; не буду ломать ветви деревьев и кустарников; не буду разводить костры; не буду шуметь в лесу; не буду оставлять на природе после себя мусор; очищу свой школьный двор, село от мусора; буду участвовать в посадке и охране зелёных насаждений и др. Учитель: Спасибо, ребята,  надеюсь, что ваши слова будут услышаны. 5. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».  Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих   законов –  важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и  экология души.  Прочитайте эпиграф к нашему классному часу: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!    Это строки поэта Евгения Евтушенко. О чём говорит здесь поэт? Примерные ответы учащихся: ­ Что нужно беречь природу. ­ Что нельзя убивать зверей. ­ Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? Примерные ответы учащихся:  ­ Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие,  хвастливость, гордыня и т.д. ­ Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. ­ Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера,  которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши  экологические знания и умения пойдут на пользу природе. Подведение итогов (рефлексия). Учитель:  ­ Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?  ­ Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? Ответы учащихся. Учитель:  Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в ваших руках,  дорогие ребята! Чтобы сберечь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком.  Нужно только прислушаться к голосу своего сердца и  жить в гармонии с природой. Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:     " Не навреди",  " Познавая, не разрушай",  " Не бери у природы больше, чем тебе необходимо".  ­ Завершить наш сегодняшний разговор хотелось бы стихотворением «Природа», которое  написал ученик нашей школы   Нигматьянов  Рифдар. Ах, как красива ты, природа! Сколько лет ты служишь народу! Хоть мы тебя и бьем, и пашем, и пилим… Не обижайся на нас, Твою обиду мы не осилим. Мы тебе, обещаю, поможем, И тогда нас простить ты, наверное, сможешь. Землетрясения кончатся тогда, И у вулканов заснет ярость навсегда. И кончатся все войны на Земле, Которые  убивали  жизнь в тебе. Зазеленеют вновь леса, А в реках снова будет чистая вода. Давайте же поможем мы Природе на Земле! Всем сразу станет легче на душе.

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».

Урок чистоты на тему: «В гармонии с природой».

Урок  чистоты на тему:  «В гармонии с природой».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017