Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)
Оценка 4.8

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
19.01.2017
Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)
Роль читательских конференций в воспитании любви к чтению, развитии ума, огромна. Использованы игры (например, "Собери героев одной сказки"), блиц-турнир, парад пластилиновых героев с защитой, тест, ответы на вопросы, выборочный пересказ, чтение. После каждого этапа делались соответствующие выводы. Конференция полностью отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Читательская конференция.doc
Зиннатуллина Э. Х., учитель начальных классов Звучит музыка_________________________________________ У. –Сегодня у нас читательская конференция. Конференция предполагает, что на неё собираются люди для обсуждения какого­либо вопроса. Вопрос, который мы сегодня будем обсуждать­ это особенности сказок Г.­Х.Андерсена. Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить своё свободное время, развлечься. Чтение развивает наш ум и сердце. ­Итак,   Ганс   Христиан   Андерсен.   Начинаем   путешествие   к   великому сказочнику, известному во всём мире. Мы перелистаем страницы сказок. ­Кто такой Андерсен? Давайте вспомним. Слово предоставляется Казанцевой Арине и Казанцевой Екатерине. (Компьютерная презентация). У.  –Когда мы готовились к конференции, наши учащиеся читали сказки. У меня есть вопрос к Ильсияр Хайдаровне. Есть ли в библиотеке сказки Андерсена. И наши учащиеся нашли ли нужные книжки именно в нашей школьной библиотеке. У. –Эти книги сегодня положили начало нашей «золотой полке». Юрий Олеша писал: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги». Вопрос по теории литературы У.  –Назовите   особенности   авторской   сказки.  (1.  В   описании  предметов  и событий много подробностей и деталей. 2. Большое внимание уделяется миру чувств. 3. Любовь важнее волшебства). Литературная викторина «Внимательный читатель» У. –Из какой сказки эти строчки? В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло,…. ­Итак, вопросы по «Ручалочке». А) Как описано морское дно? Что вас поразило в описании морского дна? Прочитайте. (Только не подумайте, что дно голое,……..) Вывод: Описано ярко, красочно, с множеством подробностей и деталей.  Б) Какая атмосфера царила в семье морского царя? (Хозяйством заправляла старуха­мать, так как морской царь овдовел. Бабушка души не чаяла в своих внучках – принцессах. Принцессы день­деньской играли во дворце, в просторных палатах). Их было сколько? В). Как описывает автор принцесс? Чем отличается русалочка? При описании автор использует много подробностей и деталей. Какие? (Самая младшая русалочка сильно отличалась от своих сестёр. Она была не только «милее всех, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море». Она была совсем   другой:   «Странное   дитя   была   эта   русалочка,   тихое,   задумчивое.   Другие сёстры   украшали   себя   разными   разностями,   которые   находили   на   потонувших кораблях,   а   она   только   и   любила,   что   цветы   ярко   –   красные,   как   солнце   там, наверху». Её игры и интересы также отличались от интересов старших сестёр: «самая младшая сделала себе грядку, круглую, как солнце, и цветы на ней сажала такие же алые, как оно само… А больше всего она любила слушать рассказы о мире людей там, наверху… Я знаю, что очень полюблю тот мир и людей, которые там живут!»). Г). Как вы думаете, почему именно её описывает автор подробно? (Она главная героиня   сказки).   Почему   русалочка   очень   ждала   своего   пятнадцатилетия?   (Для русалочки волшебным миром являлся мир людей: «Особенно чудесным…..  смотреть на мир людей). Д).   Прочитайте,   что   увидела   русалочка,   когда   первый   раз   поднялась   на поверхность. Найдите слова, помогающие понять её настроение в тот момент. (Ах, как хорош был молодой принц!». Какое чувство родилось в русалочке? (Любовь с первого взгляда). Игра «Кто хочет доказать, что он внимательный читатель?». Нужно выбрать правильный ответ. (Какой ответ правильный, поднимаем букву). 1). Кто живёт далеко в море на дне? А) Подводный народ, Б) Чудовища, В) Ведьмы, Г) Приведения. 2). Как выглядит морское дно? А) Голый белый песок, Б) Камни и скалы, В) Невиданные деревья. 3).   Какое   сооружение   стоит   в   самом   глубоком   месте?   А)   Замок   морской ведьмы, Б) Дворец подводной Феи, В) Подводный город, Г) Дворец морского царя. 4). Кто заправлял хозяйством у морского царя? А) Его жена, Б) Его сестра, В) Его старуха мать? 5). Сколько дочерей было у морского царя? А) Пять,  Б) Шесть, В) Семь, Г) Восемь. 6). Сколько лет должно исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплывать на поверхность? А) Десять, Б) Пятнадцать, В) Шестнадцать, Г) Восемнадцать. 7). Какой праздник был на корабле? А) Свадьба, Б) День рождения принца, В) День рождения короля, Г) День рождения принцессы. 8).   Кем   стала   русалочка   во   дворце   у   принца?   А)   Рабыней,  Б)   Первой красавицей, В) Служанкой, Г) Подругой. Итак, удалось ли вам обнаружить особенности (на доске) авторской сказки? ­Андерсен   подарил   миру   лучшие   сказки   и   истории,   в   которых   воспевал Любовь,   Добро   и   Справедливость.   Андерсен   устами   своей   героини   –   Бузинной Матушки – говорит: «Из действительности­то и вырастают чудеснейшие сказки!». Рассказывают, что однажды шёл Ганс Христиан Андерсен по улице. Маленький мальчик   играл   у   окна.   Когда   он   увидел   любимого   сказочника,   то   подарил   ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась сказка. ­Итак, вопросы по сказке «Стойкий оловянный солдатик» ­Прочитайте   описание   картонного   дворца.   Какие   подробности   и   детали   вы заметили в этом описании? (Картонный дворец; плавали восковые лебеди и, выгнув длинные   шеи,   любовались   своим   отражением;   стоявшая   на   пороге,   в   широко раскрытых дверях; подробно говорится об одежде хозяйки дворца; стояла на одной ножке, протянув вперёд обе руки). Вывод: изображение портрета героя и элементов пейзажа в авторской сказке содержит много подробностей и детализировано. ­Что   общего   у   оловянного   солдатика   и   танцовщицы?   (Оба   стоят   на   одной ножке. Ни солдатик, ни плясунья не принимали участия в общем ночном веселье кукол, оба молча наблюдали всё это. Когда солдатик вернулся домой после своих приключений, он не спускал глаз с танцовщицы, молча на неё смотрел, и она отвечала ему тем же. Оба они стойкие, оба умеющие глубоко чувствовать). ­Вывод: в народных сказках говорится о свадьбе, но ничего не говорится о любви героев. ­«Снежная королева» ­ самая большая по объёму сказка Андерсена.  Дело было зимой. У маленького Андерсена не было зимних башмаков, он сидел дома и сочинял историю о доблестных рыцарях. Иногда он нагревал медную монету на   печке   и   прикладывал   её   к   заледенелому   стеклу.   Лёд   под   монетой   таял,   и маленький   Андерсен   через   прозрачный   кружочек   мог   видеть,   что   происходит   на улице. И вот однажды, наблюдая за происходящим на улице, он сказал своей маме: «Мама!   Смотри,  какие   красивые   узоры   на   окне.  Видишь,  туту   женщина   в   белом платье, у неё на голове корона, и она протягивает мне руки». Мама   ответила   на   это:   «Ледяная   дева,   которая   в   датском   фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому, разъезжает в своих хрустальных санях, заглядывая в окна! Увидишь, это не к добру». Итак, «Снежная королева». Выберите правильный ответ. 1. Какое   слово   выкладывал   Кай   из   льдинок   во   дворце   у   Снежной королевы? А) Снежинка, Б) Вечность, В) Зима. 2. Кто охранял разбойничий замок? А) Богатыри, Б) Снеговики,  В) Бульдоги. 3. Что   из   вещей   Герды   оставила   себе   маленькая   разбойница?  А) Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы? А) Кошка, Б) Муфту, Б) Шапку, В) Шубку. Собака, В) Ворон. 4. 5. От   кого   Герда   узнала,   что   Кай   у   Снежной   королевы?   А)   От скворцов, Б) Лебедей, В) Голубей. ­Расскажите о главных героях сказки. (Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга, как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами). Пятая   история   называется   «Маленькая   разбойница».   Расскажите   о   ней. Маленькая разбойница – отрицательный герой. Почему же автор изображает её так, что   мы   относимся   к   ней   с   сочувствием?   (Жизнь   маленькой   разбойницы   была невесёлой,   без   ласки   и   доброты.   Разбойница   была   избалована,   своевольна.   Она держала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или грабила, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но всё­таки у маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лопландию). ­Что   говорит   Андерсен   своей   сказкой   читателю?   (Андерсен   своей   сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего­то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели). Вывод: Добро, Истина и Красота побеждают!». «Мир вещей» Перед   вами   «Мир   вещей».   Для   кого­то   это   просто   предметы,   но   для настоящего   читателя   любой   из   этих   предметов   может   напомнить   о   прочитанных сказках. Зонтик   («Оле­Лукойе»),   Горошина   (Принцесса   на   горошине»),   Оловянная ложка  («Стойкий   оловянный  солдатик»),  Санки  («Снежная  королева»),  Зёрнышко («Дюймовочка»), Чайная ложка речного песка («Дикие лебеди»), яблоко («Дикие лебеди»), круглые камешки («Дикие лебеди»), крапива (Дикие лебеди», комнатные цветы в горшках «»Снежная королева»), снежинки («Снежная королева»), большие рукавицы («Снежная королева»), узенькая голубая ленточка («Стойкий оловянный солдатик»), лодочка из газетной бумаги («Стойкий оловянный солдатик») «Собери героев одной сказки» На первом столе названия сказок, на втором­ имена героев. «Дикие   лебеди»:   Элиза,   одиннадцать   братьев­принцев,   злая   королева,   11 прекрасных диких лебедей. «Снежная   королева»:   Кай,   Герда,   Снежная   королева,   большой   ворон, маленькая разбойница, лесные голуби, северный олень, финка, лапландка. «Стойкий   оловянный   солдатик»:   оловянные   солдатики,   барышня,   большая Крыса, рыба. Блиц­турнир 1.Сколько лет живут русалки? (300). 2.Сколько солдатиков подарили мальчику? (25) 3.Какой   документ   потребовала   у   стойкого   оловянного   солдатика   Крыса? (паспорт) 4.Куда попали осколки зеркала Каю? (в сердце и в глаз) 5.Растение, из которого девушка плела своим братьям рубашки (крапива). 6.Как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»). 7.Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса? (Горошина) Парад пластилиновых героев Ваши вопросы другим «Из какой сказки?» 1. «Как­то   вечером   разыгралась   страшная   буря:   сверкала   молния, гремел гром, дождь лил как из ведра. Вдруг в городские ворота постучали, и король пошёл открывать». («Принцесса на горошине»). 2. «Жил был бедный принц. Королевство у него маленькое, но какое­ никакое, а все­таки королевство ­ хоть женись». («Свинопас»). 3. «Утята   быстро   выкарабкались   из   скорлупы   и   стали   озираться кругом. Наконец лопнуло и самое большое яйцо. («Гадкий утёнок»). 4. «Нарядная   лакированная   скорлупка   грецкого   ореха   была   её колыбельной…» (Дюймовочка»). 5. «Батюшки, сколько тут было золота!» («Огниво»). ­Мне понравилась сказка Андерсена……. Ваши отзывы о прочитанном. ­Чем?   (Оно   интересное.   Добро   побеждает   зло.   Она   любит   нас   любить, мечтать….) ­Итак, в чём необычная сила? Что главное в сказках Андерсена? (Показать мир чувств и переживаний героев). ­В   чём   же   особенность   авторских   сказок?   (1.   В   описании   предметов   и событий много подробностей и деталей. 2. Большое внимание уделяется миру чувств. 3. Любовь важнее волшебства).

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)

Урок - читательская конференция "Сказки Г.-Х. Андерсена" (литературное чтение, 4 класс)
Скачать файл