Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
14.06.2018
Урок читательской конференции Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина
(2 класс, 1 полугодие)
Цель – познакомить детей с особенностями творчества Е.И.Чарушина – писателя и художника
Задачи:
• Расширять кругозор учащихся;
• Вырабатывать навыки работы с книгой;
• Развивать память, внимание, мышление;
• Прививать любовь к книге;
• Воспитывать доброе отношение к животному мируУрок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина
(2 класс, 1 полугодие)
конспект.docx
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина
(2 класс, 1 полугодие)
Цель – познакомить детей с особенностями творчества Е.И.Чарушина – писателя и
художника
Задачи:
Расширять кругозор учащихся;
Вырабатывать навыки работы с книгой;
Развивать память, внимание, мышление;
Прививать любовь к книге;
Воспитывать доброе отношение к животному миру
Оборудование:
Выставка книг о животных Е.И.Чарушина и В.В.Бианки
Е.И.Чарушин «Олешки» книга для каждого ученика
Литература:
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Книга для учителя. – М.
«Просвещение», 1991.
Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин художник и писатель. – Л.:
Художник РСФСР, 1980.
Чарушин Е. Почему я стал художником // Костёр. — 1946. — № 4. — С. 28.
Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве /
Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. — С. 290.
Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература. — 1937. — №
23. — С. С. 43.
Гродненский Г. Чарушин — писатель // Мир Чарушина. — Л.: Художник
РСФСР, 1980. — С. 25.
Костров Н. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник
РСФСР, 1980. — С. 153.
Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983. —
1 С. 50.
Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник
РСФСР, 1980. — С. 155.
Ход урока.
1. Ориентировка в книгах на выставке, составленной учителем.
Посмотрите на выставку наших книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть
свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?
Обложка.
Что можно узнать, взглянув на обложку?
Фамилию автора, название книги.
Что ещё обычно можно увидеть на обложке?
Рисунки и картинки.
Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?
Иллюстрации.
Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему
подобрана выставка?
На тему о животных.
Назовите правильно книги, представленные на выставке.
(дети подходят к доске, выбирают книгу и представляют её: автор, название)
На какие две группы можно разделить эти книги?
Книги Е.И.Чарушина и книга В.В.Бианки.
А кто эти люди?
Писатели.
2. Сообщение темы и цели урока.
Верно. На сегодняшнем уроке мы будем читать произведения Е.И.Чарушина. Но, как вы
думаете, зачем тогда я принесла книгу В.В.Бианки «Рассказы и сказки».
Виталий Бианки тоже писал о животных.
Верно, но ещё и потому, что на титульном листе можно так же прочесть фамилию
Е.И.Чарушина.
2 3. Знакомство с биографией писателя.
Евгений Иванович Чарушин не только писатель, но и художник. Он делал иллюстрации
не только к своим книгам, но и к книгам других авторов, писавших о животных.
Отец Евгения Ивановича очень хорошо рисовал. Он и научил сына рисовать. Рисовал
начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да
индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была
повсюду. Вопервых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён
всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк кудахчущий,
хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата,
кролики, цыплята, котята и всяческая птица чижи, свиристели, щеглы, разные
подстреленные кемто на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили
кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками. Чаще
всего в своих рисунках Чарушин изображал животных. Став писателем, он иллюстрировал
все свои произведения.
4. Подготовка к восприятию художественного произведения.
Сегодня мы познакомимся с книгой, которую написал Е.И.Чарушин. Она лежит у вас на
столах. Почитайте её название.
«Олешки».
Как вы думаете, кто такие олешки?
Можно предположить, что это маленькие оленята.
Точный ответ на этот вопрос мы узнаем, когда прочитаем этот рассказ.
5. Выразительное чтение рассказа «Олешки» учителем.
6. Проверка самостоятельного восприятия учителем.
Кто же такие «олешки»?
Детёныши оленей.
Откуда родом олени?
Олени жили на Крайнем Севере.
Как можно отличить оленя от самки?
У самца крупные ветвистые рога.
Можно ли кормить животных конфетами и почему?
Нельзя кормить животных конфетами, они могут погибнуть.
3 7. Самостоятельное знакомство детей с новой книгой.
1) Ознакомительное рассматривание книги по правилам.
(Один ученик комментирует правила работы с новой книгой: сопоставляет три ориентира
на обложке, считывает информацию с титульного листа, воспроизводит содержание книги
при постраничном рассматривании, делает выводы о книге в целом.)
Это сборник рассказов. На титульном листе написано, что это рассказы. В конце книги
перечислены названия 7 рассказов, помещённых в этот сборник. Эти рассказы о природе, о
животных. На иллюстрациях автора мы видим животных и птиц – волчат, кошку, рысь,
ежика, оленей, обезьян, ворону, сороку, гусей, уток, пеликана.
2) Выбор произведения для самостоятельного чтения по вариантам:
1 вариант – чтение рассказа «Яшка»
2 вариант – чтение рассказа «Глупые обезьянки»
Как найти эти рассказы в книге?
Посмотреть содержание.
3) Самостоятельное чтение.
8. Коллективное обсуждение самостоятельной работы.
Кто чаще всего встречается в рассказах Евгения Ивановича Чарушина?
Животные и птицы.
Почему?
Автор любил животных и хорошо знал их повадки.
Кто в книге нам рассказывает о животных и птицах? От кого мы всё узнаём?
Мы всё узнаём от автора.
Следовательно, автор является героем рассказов.
Каких птиц можно научить говорить?
Как это делают?
Найдите это место в книге и прочитайте.
Почему автор называет обезьян глупыми?
Что вам показалось забавным в рассказе?
Почитайте самый смешной отрывок.
4 Как автор рассказывает о зверятах?
С любовью и нежностью.
Я думаю, что вы так же будете относиться к братьям нашим меньшим.
9. Разгадывание кроссворда.
Мы с вами сказали, что Евгений Иванович Чарушин был очень добрый, понимал и
любил животных. А кем для птиц и зверей, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Для
этого нам нужно отгадать загадки.
Кто в беретке яркокрасной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (журавль)
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? (грач)
д я
с
о р о
т
к
е
л
а
ж у р а
в л ь
г р а
ч
Прочитайте выделенное слово.
Друг.
Евгений Иванович был другом природы, другом зверей. И свою доброту Чарушин отразил
5 не только в рассказах, но и в рисунках.
10. Рекомендации к внеурочной работе с книгами.
С книгами какого писателя познакомились на сегодняшнем уроке?
С книгами Евгения Чарушина.
Для кого писал Чарушин?
Он писал для детей.
О ком писал?
Его произведения о животных.
Чему учат книги Чарушина?
Учат любить животных и правильно с ними обращаться.
В уголке чтения представлена выставка книг Е.И.Чарушина. По желанию можно
читать и другие рассказы этого автора. А так же нарисуйте свои рисунки к
полюбившемуся рассказу.
6
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Урок читательской Тема: Рассказы о животных Е.И.Чарушина (2 класс, 1 полугодие)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.